Урок математики: «Решение задач на нахождение доли числа»
Дата проведения 13 ноября 2013 года
Класс 3 «Г»
Математика
Тема Решение задач на нахождение доли числа
Цели
Формировать представление об алгоритме поиска доли числа. Вырабатывать умение решать задачи на нахождение части от целого, умение сравнивать части.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивать логическое мышление, внимание, математическую речь.
Воспитывать отзывчивость, внимание к окружающим, стремление прийти на помощь.
Способствовать развитию интереса к предмету.
Оборудование: мультимедийная установка, рисунки: ваза, баранки, цветик – семицветик, мячи, аудиозапись.
Тип урока: комбинированный
Литература: учебник «Математика» 3 класс Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан
Пособие для учителей начальных классов «Устный счёт 3 класс» Н. Р. Мавлютова.
Пособие для родителей и педагогов «И учёба, и игра: математика» Т. И. Тарабарина, Н. В. Ёлкина.
Интернет источники.
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд 1)
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
- Посмотрите, какой замечательный волшебный цветок у меня в руках.
- Из какой он сказки? (сказка «Цветик - семицветик») (Слайд 2)
- Кто автор этого произведения? (Валентин Петрович Катаев) (Слайд 3)
- Как звали главную героиню сказки? (Слайд 4)
- Вспомним слова, которые она произносила, отрывая лепесток и произнесём их хором (отрываю фиолетовый лепесток) Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели.
- Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы хорошо работали, были внимательными, активными, чтобы вам было всё понятно и интересно. Надеюсь, что моё желание исполнится.
2. Актуализация знаний
- Ребята, сколько всего лепестков у цветика - семицветика?
- Семь – это целое число. Я оторвала один лепесток. Какая это часть от целого?
- Сегодня вы научитесь находить часть от целого и сравнивать части.
3. Проверка домашнего задания
- Вспомните первое желание Жени (Вернуться домой с баранками)
- А когда вы вчера вернулись домой с заданием по математике, какое желание у вас возникло?
- А тебе чего хотелось Рита? (Выполнить задание правильно)
(отрываю жёлтый лепесток)
- Проверим, как это у вас получилось. Вот баранки с выражениями, а вот с их значениями. Соедините баранки парами.
- Задачу проверьте в парах.
- Какой ответ получился в задаче?
- У кого другой ответ? Все были внимательными, никто не отвлекался.
4. Устный счёт (Слайд 5)
- А вот Женя очень любила считать ворон. Сначала она вслух насчитала 18 ворон, а потом про себя насчитала еще 6 ворон. Сколько всего ворон насчитала Женя? На сколько больше ворон Женя насчитала вслух, чем про себя? Во сколько раз больше?
- Женя вернулась домой и решила (Слайд 6)
- Какое было второе желание девочки? (отрываю красный лепесток)
- Желаю, чтобы ваза сделалась целая. Владик, выходи, бери осколок, называй числовое выражение. Находим его значение.
- Сколько получилось у …. А у тебя? Прикрепляй.
- Лера, следующий осколок. Это правильный ответ? Согласна? Игнат, Маша, Даша
24 : 4+3=9, 52 –5 8=12, 2 6:3=4, 9 4=36, 56 : 7=8
- Определите, какой формы осколки вазы?
- Лера, выйди, покажи фигуры, которые назовут ребята. Называйте. (Дети называют, ученик у доски показывает)
- Какая фигура лишняя? Почему?
Физкультминутка для глаз
- Чего пожелала девочка, увидев на улице у ребят их игрушки? (Слайд 7)
- Сначала появились мячи. (Слайд 8) Проследите глазами за движением мячика.
- Закройте глаза. Зажмурьте их сильно. Откройте. Поморгайте.
5. Работа по теме
- Денис и Арина подойдите ко мне. (Отрываю оранжевый лепесток)
- Здесь 8 мячей. Хочу, чтобы вы разделили мячи пополам. Половина – это ½ часть целого.
- На сколько частей разделили мячи?
- Значит каждый взял ½ часть.
- Как найти ½ часть от целого?
- Так чему равна ½ от 8?
- Как узнали?
Работа над правилом на странице 74 в учебнике
- Потом появились кубики, посмотрите на 74 страницу учебника. (Читаю задачу вслух) - Сколько кубиков было? - Какую часть взяли? - Как найти 1/3 часть от 6? - Так сколько кубиков взяли?
- Решим первую задачу на 74 странице. - Игнат, читай задачу!
- Что в задаче известно?(Слайд 9) - Как вы понимаете ¼ часть? - Что надо узнать? - Можем ли мы сразу это узнать? - Каким действием? - Запишите решение задачи самостоятельно.
- Выберите правильное решение задачи (Слайд 10)
(24+4, 24 - 4, 24 : 4, 24 2, 24 4, 24 + 24)
- Поиграем с мячами из второго задания. (Слайд 11)
- На сколько частей разделён каждый круг? - Можно ли для каждого круга назвать, какая его часть закрашена? - У каких кругов мы не можем это определить? Почему? - Назовите, какая часть закрашена у первого круга? (щелчок) - У второго? (щелчок) - У пятого? (щелчок)
Физкультминутка музыкальная
- Куда попала Женя, загадав третье желание? (На Северный полюс) (Слайд 12)
(отрываю синий лепесток)
- Представим, что и мы попали на Северный полюс, давайте активно двигаться, чтобы не замёрзнуть.
6. Закрепление материала
- Чего пожелала Женя, находясь на Северном полюсе? (Слайд 13)
- Женя вернулась во двор, а вы за парты. (Слайд 14) (отрываю зелёный лепесток)
- Хочу, чтобы вы самостоятельно прочитали пятую задачу на 75 странице. Читайте!
- О чём задача? - Краткое условие на доске запишет Лера - Сколько коробок с конфетами? - Сколько конфет в первой коробке? - Известно сколько конфет во второй коробке? - Что о них сказано? - Что надо узнать в задаче? - Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Можем это узнать? Каким действием? - Теперь можем узнать, сколько конфет в двух коробках? Каким действием? - Запишем задачу в тетрадях по действиям с пояснениями. Комментировать будет Шедько Слава.
Стр. 75 № 4.
- Выполним четвёртое задание. Назовите по цепочке порядок действий в числовых выражениях, один человек – одно действие. (Карточки на доску)
- Первый вариант - запишите и найдите значения выражений первого столбика, второй вариант - второго столбика. Выполняйте задание самостоятельно.
- Яна Воронько запиши ответы для 1 варианта, Минченко Денис для второго.
- Проверим. Кто не согласен с записями? У кого другие ответы? Посмотрим, кто прав.
- А теперь сравним предметы по массе. № 6.
- Что тяжелее? Что легче?
7. Домашнее задание
- Замечательно! А теперь обратите внимание на домашнее задание. Посмотрите, первый номер надо записать не в виде таблицы, а в виде числовых выражений.
- Прочитайте задачу, обратите внимание, что условие дано в косвенной форме.
8. Итог урока
- Проверим, как вы усвоили тему урока. Итоговый вопрос на стр. 75. (Слайд 15)
- Что значит четверть?
- Так сколько яблок съели? Ответ покажите с помощью пальцев.
9. Рефлексия
- Остался один лепесток, т.е. ещё одно желание. Хочется, чтобы вы думали не только о себе, но и об окружающих вас людях. Вспомните, что загадала девочка Женя на последний лепесток? (Здоровья своему другу) (Слайд 16)
- Я тоже загадаю желание (отрываю голубой лепесток) Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. - Хочу, чтобы все вы были здоровы и счастливы.
-А сейчас каждый должен выбрать один лепесток: красный, если вам на уроке было трудно и непонятно или жёлтый, если было всё понятно и интересно. Загадайте самое важное для вас желание. Если оно будет добрым, и вы приложите усилия, то оно обязательно сбудется. Прикрепите лепестки на доску. Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился.
- Спасибо за работу. Урок закончен. (Слайд 17)