Родительское собрание Мой ребенок: понять и принять
Родительское собрание
«Мой ребенок: понять и принять»
Цель: осознание и принятие индивидуальных психологических особенностей и качеств характера ребенка.
Задачи:
- повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка;
-способствовать принятию родителями типологических и индивидуальных (положительных и отрицательных) особенностей характера их детей;
- предложить практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье.
Форма проведения: тренинг.
Участники: родители шестиклассников
Подготовительная работа: бланки анкеты на каждого родителя, видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Остера, рекомендации (четырех типов) для родителей, ролик о детях, буклеты.
ХОД СОБРАНИЯ
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на родительском собрании, посвященном проблемам понимания или непонимания родителями своих детей.
- Поговорим?
- О чем?
- О разном и о прочем.
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Чего-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно.
Поговорим?!
У каждого из нас есть определенные индивидуальные особенности, то, чем каждый отличается друг от друга. И поэтому мы такие разные. Но в то же время мы очень похожи. И на основе таких сходных черт характера составляются гороскопы, рекомендации, даются советы. И в воспитании мы, родители, чаще опираемся не на уникальные, присущие только нашим детям качества, а постоянно сравниваем их с другими детьми или с самим собой. Иногда, что греха таить, родителей «не устраивает» характер ребенка, данный ему природой, и они пробуют его изменить, «улучшить». При таком отношении к ребенку проявляются трудности в поведении, нервозность детей, они чувствуют себя неудачниками и стараются найти другую среду обитания, где им будет лучше. Как же быть?
Если родителям удастся вовремя всмотреться в ребенка и в себя, задуматься и принять меры по устранению отклонений, значит, им удастся предупредить детские проблемы. Мудрые и любящие родители никогда не допустят, чтобы их ребенок был несчастливым. В каждом ребенке есть некая изюминка, которую родители обязаны найти, сохранив у ребенка чувство достоинства и радость жизни.
Сегодня мы посмотрим на своих детей со стороны и попробуем найти ту изюминку, которая поможет нам воспитать позитивных детей в этом негативном мире.
Давайте вернемся на несколько лет назад и посмотрим на наших детей.
(Ролик «Мы совсем не изменились»)
Посмотрите, они отличаются друг от друга не только внешними данными, но и индивидуальными психологическими особенностями. Давайте вспомним, как развивались наши дети в эти годы.
Перед вами лежат анкеты. Заполните их, пожалуйста (каждый родитель заполняет анкету).
А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось (интерпретация результатов анкеты).
Наверное, каждый из вас смотрел мультфильм по сказке Г. Остера «Завтра будет завтра», где главными героями являются попугай, мартышка, слоненок и удав. Сейчас я предлагаю вам ещё раз посмотреть видеозапись мультфильма и внимательно понаблюдать за его героями. Среди них – ваши дети. (Просмотр мультфильма).
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
«ПОПУГАЙ» (I) отличается преобладанием спокойного поведения и положительных эмоций. Такой ребенок, если его правильно воспитывают, спокоен, весел, плачет редко и только по существу. Сон у таких детей глубокий, нечувствительный к шуму, засыпают они быстро. Безболезненно привыкают к режиму дня, легко вступают в контакт со сверстниками, что способствует формированию их общительности.
Могут подолгу и сосредоточенно заниматься делами, требующими усидчивости, и с не меньшим желанием играть в подвижные игры. Взрослым, как правило, легко с такими детьми. Но если дома нарушаются основные правила воспитания (режим сна и питания, общение с ребенком), ребенок, по природе уравновешенный, может стать раздражительным, капризным, нарушается его сон и аппетит.
Итак, главные черты нашего «попугайчика» - оптимизм, общительность и быстрота. За ним можно и не поспеть, он – заводила, живчик, но в нем все очень гармонично, он все успевает и на все реагирует.
«МАРТЫШКА» (II) очень активна, подвижна, живо реагирует на все окружающее. Природная живость этих детей способствует формированию у них склонности к занятиям, требующим движения и быстроты. Поэтому у такого ребенка надо с самого начала воспитывать умение сосредоточенно и спокойно заниматься делом, наблюдать за окружающим.
Однако и навязывать свое желание такому ребенку не удается – это приводит к отказу от предлагаемого занятия. Если же с «мартышками» специально не заниматься и не заботиться о развитии у них усидчивости, терпения, устойчивого внимания, у них может проявляться рассеянность и отвлекаемость. Это будет мешать усвоению знаний.
Эмоции такого ребенка очень ярки. Если он сердится, то с гневом, и его трудно утихомирить. С ним нелегко в обыденной жизни, и родители уже вздыхают: «Характер!»
«СЛОНЕНОК» (III) отличается спокойным поведением без бурного выражения эмоций. Смех он заменяет улыбкой. Дети этого типа медлительны, невозмутимы и благодаря ровному, спокойному поведению обычно не доставляют хлопот. Напротив, их медлительность может раздражать родителей. От взрослых здесь требуется изрядное терпение.
«Слонята» отдают предпочтение обыкновенным занятиям, настольным играм, любят рассматривать картинки. Они часто равнодушны к подвижным играм. Если специально не позаботиться о том, чтобы помочь ребенку стать более активным, он может расти безынициативным, необщительным, односторонне развитым. При всем этом, он все-таки из тех, кто «тихо едет, но дальше будет».
«УДАВ» (IV) очень чувствителен ко всему происходящему вокруг. Он чутко реагирует на настроение окружающих, самые малозаметные причины могут огорчить его и вызвать плач.
Если такого ребенка ничего не беспокоит, он приветлив и выражает радость. Если недоволен чем-то, хнычет, чтобы привлечь внимание взрослых.
«Удавчики» остро переживают обиды. Они быстрее, чем другие дети, устают, поэтому им не всегда подходит режим, рекомендуемый для других детей этого возраста.
В обществе сверстников они могут чувствовать себя неуютно и беззащитно, постоянно переживая обиды, огорчаясь, плача, стараясь уединиться. Свойственная этим детям повышенная восприимчивость способствует развитию у них чуткости, деликатности и отзывчивости.
Работа в группах
А сейчас я предлагаю вам объединиться по полученным результатам анкетирования в четыре группы и поработать сообща (на стол каждой группе ставится картинка – психотип (попугай, мартышка, слоненок, удав)). На столе у каждой группы – лист с рекомендациями по воспитанию детей каждого типа. Зачитайте «советы» и выразите к ним свое личное отношение, расскажите о том, как удается каждому в своей семье решать те или иные проблемы в воспитании ребенка.
Родители работают в группах в течение 5 минут, а затем выбирают выступающего, который высказывает мнение группы относительно данных рекомендаций.
А теперь подумайте, пожалуйста, в течение 1 минуты и продолжите фразу «Мой ребенок...». Свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение 5 минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
1-я те, которые вас устраивают в вашем ребенке;
2-я те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше положительных или отрицательных? Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя.
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он был лучше нас, был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты... Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Посмотрите на качества, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
«Аукцион качеств личности»
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы 5 минут. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости...).
Обсуждение в кругу:
Легко ли вам было выполнять эту работу?
В чем сложность?
Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера?
Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
В заключение я хотела бы рассказать вам притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
Не все является тем, чем кажется, ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
Почему ты не поможешь бедному человеку? сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
Не все является тем, чем кажется, ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.
Я благодарю всех присутствующих за совместную работу, которая, надеюсь, внесет новизну в процесс вашего воспитания.
АНКЕТА
Критерии
I
II
III
IV
Увеличение веса на первом году
В пределах нормы
В пределах и ниже нормы
Превышает
среднюю норму
В пределах и ниже нормы
Овладение
движениями
По возрасту
Часто раньше
На 4 – 6 недель позднее нормы
Часто позже
Отношение к
режиму дня
Привыкает легко
Просыпается раньше
Просыпается позже
Засыпает раньше
Поведение перед сном
Лежит спокойно
Долго вертится
Лежит спокойно
Может поплакать
Засыпание
Быстро
Не сразу
Быстро
Не сразу
Сон
Глубокий
Неглубокий,
чуткий
Спокойный,
длительный
Неглубокий,
Чуткий
Отношение к шуму во время сна
Не мешает
Просыпается от малейшего шума
Не мешает
Просыпается от малейшего шума
Аппетит
Устойчивый
Утром и вечером лучше
Хороший
Неустойчивый
(когда как)
Предпочитаемые игры и занятия
Подвижные
и спокойные
Требующие
движения
Настольные игры в куклы
Настольные игры в куклы
Отношение к
новому
«Интересно»
Возбуждается
Спокойное,
нейтральное
Пугается, плачет
Контакт с детьми
Вступает легко
Поверхностный
Малообщителен
Остро переживает обиды
Эмоции
Чаще
положительные
Яркие, бурные, шумные
Редко смеётся, молчит
Часто хнычет
Плачет
Редко, по делу
При
неудовлетворении желания
Редко
По малейшему
поводу
Сумма баллов
«Попугай»
Соблюдать режим дня (питание, сон, полноценная активность).
Создать для ребенка благоприятную развивающую среду, условия для подвижных игр и для спокойных занятий (лото, мозаика и пр.).
«Мартышка»
Обеспечить ребенку спокойную обстановку, общаться с ним только ровным тоном.
Учить ребенка играть за столом (лепить, рисовать) – развивать усидчивость.
Требовать доводить начатое дело до конца (убирать игрушки и др.).
Отвлекать от запретного, предлагая другие интересные дела, а не злоупотреблять словом «нельзя».
Учить ребенка доброму отношению к окружающим детям и взрослым.
«Слоненок»
Запастись терпением.
Не делать за ребенка то, что он может и должен делать сам.
Устраивать с ребенком игры-соревнования «Кто быстрее?»
Систематически проводить с ребенком подвижные игры и упражнения (обустроить в доме «спортивный уголок»).
«Удав»
Обеспечить ребенку спокойную домашнюю обстановку, разговаривать с ним ровным тоном, проявлять ласку.
Готовить ребенка заранее к новым событиям в жизни.
Помочь ребенку подружиться с другими детьми.
Чаще хвалить, но не опекать излишне.
Предупредить появление таких черт характера, как неуверенность в себе, обидчивость, боязливость, замкнутость.
«Золотые правила» воспитания для родителей
Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребёнка таким, какой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несёте именно вы.
Заголовок 315