Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Занятия музыкальные: являются одним из важных средств формирования общей культуры человека ..Воспитание певческих навыков в вокальной группе – это воспитание певческих чувств и эмоций. . Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов -классиков.
Актуальность Вокальная музыка является всеобъемлющей музыкальной дисциплиной . программа обучения которой основывается на единых методических принципах,учитывая возрастные особенности учащихся, так и постепенность овладения различными вокальными навыками. Именно этим определяется актуальность программы.
Академический материал подобран в соответствии с возможностью реального освоения его в рамках
Новизна курса в постепенном овладении различных вокальных навыков , сочиняют и импровизируют к произведениям подголоски.
Цели и задачи программыЦель: воспитание эстетически развитой ,духовно-нравственной личности ,формирование гуманистического мировоззрения у обучающихся средствами музыкально-эстетического образования.
Задачи:
1.Привить любовь и уважение к музыке , пению, как предмету искусства,
2.Научить слушать и воспринимать музыку ,как важную часть жизни каждого человека.
3.Способствовать формированию любви к музыке ,развитию музыкальных способносткй, эмоциональной отзывчивости , любви к окружающему миру.
4.Привить основы художественного вкуса.
5.Обучить основам вокальной грамоты.
6.Сформировать вокально-певческие навыки в вокальной культуре, потребность в общении с музыкой.
Реализовать задачи через вокальное, хоровое пение, интонирование, импровизацию,
Условия реализации образовательной программы.
Программа предназначена для детей младших классов. Дети ,обладающие музыкальным слухом, ритмическими навыками принимаются в вокальный кружок.
Режим работы кружка: 1 раз в неделю, 1 час.
Методы проведения занятий:
Словесные методы: беседа, анализ, музыкального произведения, его структуры.
Наглядные методы: исполнение песен педагогом.
Практические методы: вокально- хоровые упражнения, распевки.
В качестве главных методов программы выбран метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхищения от частного к общему.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая, ансамблевая.
Формы проведения занятий репетиции, концерты, фестивалиКритерии и формы оценки качества знаний: концерты, фестивали, отчетные концерты,
Ожидаемые результатыВ результате занятий в вокальном кружке учащиеся приобретают навыки сценической и вокальной культуры. Научиться должны ; правильно исполнять музыкальные произведения классиков зарубежной и отечественной музыки,а также народные песни , соблюдая певческую установку,любить и уважать музыкальную культуру.Учавствовать на раздичных конкурсах, смотрах ,школьного ,районного и городского уровня.
2.Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Форма работы
Количество часов
сроки
Вводное занятие. Здравствуй школа.
Репетиция.
1
1неделя
Без музыки, без песенки нельзя на свете жить
репетиция
1
2 неделя
Музыка вокруг нас.
репетиция
1
3 неделя
4. Осенний калейдоскоп.Осень в гости к нам пришла.
репетиция
1
4 неделя
Осень, осень – в гости просим.
репетиция
1
5 неделя
Музыкальные игры « Чей голос,.- эхо»
запись голосов
1
6 неделя
Здравствуй друг- встанем в круг.
индивидуальное прослушивание голосов
1
7 неделя1
Хоровод муз.Вместе будем петь и танцевать.
репетиция
1
8 неделя
9 Песни, пляски Заведем хоровод.
репетиция
1
9 неделя
10Народные песни Лирические,плясовые и обрядовые.
репетиция
1
10 неделя
11Хороводные песни в сопровождении оркестра народных инструментов
запись фонограмм
1
11 неделя
12Песни хороводные о зиме.
репетиция
1
12 неделя
Новогодние -хороводные песни.
репетиция
1
13 неделя
Игры, песни, пляски.
индивидуальное прослушивание
1
14 неделя
15 В новогоднем музыкальном театре.
репетиция
1
15 неделя
16 Веселый праздник среди зимы.
репетиция
1
16 неделя
17 В детском музыкальном театре.Щелкунчик Чайковского.
репетиция
1
17 неделя
18Песни Советских композиторов.Зимние песни.
репетиция
1
18 неделя
19 Закружился снежок.,встали дети в хоровод.Новогоднее представление..
репетиция
1
19 неделя
Природа просыпается. Песни о весне
Концерт
1
20неделя
2К,исполнитель,слушатель. Легко-ли стать музыкальным исполнителем.
репетиция
1
21неделя
22 Давайте сочиним оперу. Импровизация.
репетиция
1
22 неделя
2ООпера « Мойдодыр» Игра ролевая
репетиция
1
23 неделя
24Песни из мультфильмов
репетиция
1
24 неделя
25Песни композитора Шаинского.
репетиция по голосам, урок фантазия
1
25 неделя
26 На свете торжествует доброта.Песни о дружбе
репетиция
1
26 неделя
27 Песни о Мире.Советские композиторы –детям.
прослушивание
1
27 неделя
ПеПение по ролям. Дети дружно встанем в круг.
репетиция
1
28 неделя
Природа просыпается . Птицы прилетели, капают капели.
урок- импровизация
1
29 неделя
30 Песни о Мире,о земле, о первом космонавте.
путешествие работа над дыханием и чистотой интонации
1
30 неделя
31 Песни о великой Победе.Маршевые песни.
репетиция
1
31 неделя
32 Милый друг .встанем в круг.
репетиция
1
32 неделя
Пусть будет мир на планете
репетиция
1
33 неделя
34песни разных народов мира.
репетиция
1
34 неделя
35 Песни о дружбе, о России, о Мире на Земле. Милый друг, встанем в круг
концерт
1
35неделя
Методическое обеспечение образовательной программы «Весёлые голоса»
Темы программы
Форма занятий
Приемы и методы
Дидактический, музыкальный материал
Техническое оснащение
Форма подведение итогов
1 Вводное занятие. Здравствуй школа.
Урок - игра
Словесный, наглядный, игровый
Иллюстрации
Фортепиано
Музыкальная викторина
2 Без музыки и песенки –нельзя на свете жить
Игра «Угадай мелодию»
Словесный, наглядный, игровой
Набор плакатов
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Тестирование
3 Музыка вокруг нас.
Урок - конкурс
Словесный, наглядный
Наглядные пособия
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Музыкальный конкурс
4 Осенний калейдоскоп. Осень в гости к нам пришла.
Урок – конкурс, Игра - путешествие
Словесный, наглядный, игровой
Плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Музыкальная игра
5 Осень , осень - в гости просим.
Урок с групповой формой работы
Словесный, наглядный, игровой
Плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
6 Музыкальные игры Чей голос и эхо.
Музыкальная игра
Словесный, наглядный
Музыкальные пособия
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Музыкальный зачет
7здравствуй друг- встанем в круг
Урок - театрализация
Словесный, наглядный, игровый
Плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Игра - театрализация
8 Хоровод муз. Песни и пляски.
е°9 Песни, пляски Заведем хоровод.
Урок - игра
Словесный, наглядный
Иллюстрации
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Музыкальный конкурс
10 народные песни, лирические,плясовые, обрядовые.
Музыкальные посиделки
Словесный, наглядный
Костюмы, пособия
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Урок – соревнование
11 Хороводные песни в сопровождении оркестра
Урок - игра
Словесный, наглядный
Плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
КВН
12 Песни хороводные о зиме.
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Музыкальная викторина
13 Новогодние –хороводные песни
Урок – музыкальное представление
Словесный, наглядный, игровый
Костюмы, плакаты, иллюстрации
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Концерт новогодний
14 Игры, песни, пляски.
Урок – музыкальное представление
Словесный, наглядный, игровый
Костюмы, плакаты, иллюстрации
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Концерт новогодний
15 В Новогоднем музыкальном театре
Урок – конкурс
Словесный, наглядный, игровый
Картинки
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Игра - соревнование
16 Веселый праздник среди зимы.
Урок – конкурс
Объяснительный, иллюстративный, игровой
Иллюстрации
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Музыкальная викторина
17 В детском музыкальном театре. « Щелкунчик « Чайковского.
Урок – театрализация
Эвристический, репродуктивный
Плакаты, костюмы
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Зачет
18Зимние песни, хороводы
Театрализация
Музыкальное обощение
Пособия, плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Тестирование
19Закружился снежок- встали дети в хоровод. Новогоднее представление
КВН
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному
Иллюстрации
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
20 Природа просыпается. Песни о весне.
Урок с групповой формой
Метод драматургии
Открытки, иллюстрации
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
21Композитор, исполнитель, слушатель. Легко –ли стать музыкальным исполнителем.
Урок – импровизация
Метод эмоционального воздействия
Плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
22Давайте сочиним оперу. Импровизация.
Урок – путешествие
Наглядный, игровый
Пособия
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Режиссура
23Опера « Мойдодыр» - импровизация.
Урок – игра
Словесный, наглядный
Открытки
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
24 Песни из мультфильмов.
Урок –игра в оркестр
Словесный, наглядный
Открытки
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Концерт – загадка
25 Песни композитора Шаинского.
Урок – имповиация
Словесный, наглядный, игровый
Иллюстриции
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Концерт по заявкам
26 На свете торжествует доброта. Песни о дружбе
Урок – путешествие
Словесный, наглядный, игровый
Плакаты
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
27Песни о мире
Урок – соревнование
Словесный, наглядный
Иллюстрации, музыкальные пособия
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Викторина
28 Дети ., дети встанем в круг.
Урок – театрализация
Словесный, наглядный
Костюмы, пособия
Фортепиано, Стереомагнитофон, кассеты
Урок - театрализация
29 Природа просыпается. Птицы прилетели,капают капели
Урок – игра
Словесный, наглядный
Плакат
Синтезатор
Игра
30 Песни о мире , о земле, о первом космонавте.
Урок – игра
Словесный, наглядный
Иллюстрации
Синтезатор
Игра
31 Песни о Великой Победе Маршевые песни.
Урок – конкурс
Словесный, наглядный
Иллюстрации
Матнитоф
Музыкальный конкурс
32Слава миру на земле . Песни маршевые.
Урок – игра
Словесный, наглядный
Плакаты
Матнитоф
Музыкальный конкурс
33 Милый друг- встане в круг.
Урок – конкурс
Словесный, наглядный, игровой
Иллюстрации
Синтезатор
Музыкальный конкурс
34 Пусть будет мир на планете.
Урок – театрализации
Словесный, наглядный, игровой
Иллюстрации
Синтезатор
Музыкальный конкурс
35 Песни разных народов мира
Урок – конкурс
Словесный, наглядный
Плакаты
Магнитоф.
Концерт
Литература
Апраксина М.В «Методика развития детского голоса» Учебное пособие МГПИ им. Ленина, 1985 г.
Арчалинкова И.А. «Профессия - учитель музыки», Просвещение, 1984г.
Грозенская Г.С. «Слушание музыки в школе», Просвещение, 2013г.
Методологическая культура педагога – музыканта Учебное пособие, 2015 г. Абдулин и др.
Настольная книга учителя – музыканта, М. Владос, 20112 г., Алиев
Селевко Г.К «Современные образовательные технологии» Учебные пособия, Народное образование, 1998 г.
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения»
Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором», 20012г.
Стулова Г.П. «Что необходимо знать учителю для правильной организации вокальной работы с детьми» Сб. научных трудов МПГУ м.Прометей, 2003г. с.311-316
Стулова Г,П. «Акустика – физиологические основы вокала», 2013г.
Школяр «Музыкальное образование в школе», Академия, 2013г.
РЕЦЕНЗИЯ
На программу кружка «Весёлые нотки»
Автор – составитель: Михеева учитель МБОУ СОШ
№173 с углубленным изучением отдельных предметов
города Нижнего Новгорода
Программа курса «Весёлые нотки» входит в образовательную область уроков музыки. Она включает 35 часов музыкальных занятий. Данный курс дополняет обязательную программу по музыке и призван, прежде всего, способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Программа построена с учетом современных требований изложенных в новых образовательных стандартах. Деятельность учителя будет направлена на развитие музыкальных способностей у детей, чувств, эстетического вкуса. Удовлетворение и поощрение любознательности школьников, из аналитических синтетических и музыкальных способностей в области музыки.
В основе программы прослеживаются принцип от простого к сложному, принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.
Целью организации занятий кружка является расширение кругозора учащихся, формирование основ духовно-нравственного воспитании школьников через приобретение к музыкальной культуре, к предмету, воспитание и мировоззрения и ряда личностных качеств углубленного изучения музыки как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:
- рецензии
- пояснительной записки
- учебно-тематического плана
- основного содержания курса
- реализацию требований к уровню знаний, умений и навыков в виде контролирующих материалов
- списка литературы.
Данная программа может быть одобрена и допущена к использованию в МБОУ СОШ № 173 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнего Новгорода.
Председатель МО учитель музыки советского района: _________ /Е.П. Рявчикова/
15