Урок математики во 2 классе по теме «Умножение круглых чисел» (Петерсон Л.Г)


БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №123
с углубленным изучением отдельных предметов им. Охрименко О.И.»




Математики, 2 класс (Петерсон Л.Г.)
«Умножение круглых чисел»
(Урок открытия нового знания)

Используемы педагогические технологии:
1.Технология деятельностного метода обучения.
2.Технология проблемного диалога.

Формы, приемы, методы
«Мозговой штурм»
«Вопросник»
Работа в паре
Групповая работа
Работа с учебником
Приёмы постановки цели на уроке:
-подводящий диалог;
-проблемная ситуация.
Приёмы включения учащихся в процесс целеполагания:
-индивидуальная работа;
-самостоятельный поиск решения учебной задачи;
-выдвижение гипотез;
-постановка цели на уроке.




Урок разработала:
Ломакина Лариса Викторовна,
учитель начальных классов


2014 г.


Цель урока
Задачи урока


Достижение компетенций (аспектов компетенции):
Создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций:
общекультурной (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности);
учебно-познавательной (умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам, умение работать с алгоритмом, умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности);
коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами и «техникой» общения).
I. Предметные:
-знать приём умножения круглых чисел, в том числе и алгоритм умножения круглых чисел;
-уметь применять алгоритм умножения круглых чисел;
-уметь использовать приём умножения круглых чисел при решений конкретных задач;
-учить применять полученные знания в повседневной жизни.
II. Метапредметные:
1.Познавательные:
-строить логическое рассуждение;
-формировать умение проводить сравнение, обобщать.
2.Коммуникативные:
-зафиксировать в речи алгоритм умножения круглых чисел;
-оценить собственную деятельность и деятельность товарищей на уроке;
-развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.
3.Регулятивные:
-развивать умение высказывать своё предположение;
-обосновывать правильность своих действий с помощью построенных алгоритмов;
-осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок.
III. Личностные:
-создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;
-формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности;
-продолжать обучение приемам речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблем и принятия решений, умение отстаивать свою точку зрения

Предполагаемый результат

Знать
Уметь



-приём умножения круглых чисел, в том числе и алгоритм «Умножения круглых чисел»;



- применять алгоритм «Умножения круглых чисел»;
-выбирать необходимый алгоритм в соответствии с типом задачи;
- использовать приём умножения круглых чисел при решений конкретных задач;
-построить математическую речь, формулируя шаги алгоритма;
-проводить самооценку, организовывать коммуникацию;
--оценить результаты своей деятельности

Компетенции/УУД
Оборудование

Общекультурная (умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации).
Учебно-познавательная (нахождение, использование информации для решения учебных ситуаций).
Коммуникативная (задавать вопросы, строить понятные высказывания; учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата)
Учебник «Математика» 3 часть, 2класс,
Л, Г. Петерсон
КОЗ,
Раздаточный материал(Приложение 1)
Алгоритм «Умножение круглых чисел» (Приложение2)



ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/
формы контроля
Результат

I этап: организационный этап.1мин

Самоопределение к учебной деятельности.
Задача: мотивация учебной деятельности посредством создания ситуации успеха.
-Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем успехов. И загадаем, что от общения у всех остались только приятные впечатления, и что у нас все получится.
Учащиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются, хором говорят: «Удачи».
Садятся на свои места






Коммуникативная


Похвала
Одобрение.

Готовность учащихся к познавательной деятельности.
Эмоциональный настрой на урок.

II этап: актуализация знаний. 4 мин.


Задача: повторять табличные случаи умножения, случаи умножения на 10, 100.
Предложено учащимся решить примеры
«Мозговой штурм»
-Что получите в результате?
- Как вы это получите?

.
Самостоятельно решают
примеры в тетради.


10 Ч 23= 2 Ч3=
7 Ч 100= 6 Ч 90=
6 Ч 9= 20 Ч 30=

Информационная: переработка, использование информации для решения учебных ситуаций.

Наблюдение
Одобрение

Актуализация изученных способов действия умножения;
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений).

III этап: предъявление результата и сравнение. 4мин.

Задача: тренировать мыслительные операции
Создаёт условия для выполнения работы

-Кто как делал?
Дети отвечают.
По одному ученику выходят к доске и записывают ответ.
Рассказывают способы.
Записываются все варианты ответов, предложенные детьми.

Учебно-познавательная, Коммуникативная


Сравнение


Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение

IV этап: подводящий к теме диалог. 2 мин.

Задача: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения



-Что общего было в примерах?

-Какова причина затруднения в двух последних примерах?

Обучающиеся выполняют задание и формулируют проблему,

-Выполняли прием умножения круглых чисел.
-Еще не умножали круглые числа.
Учебно-познавательная

Взаимоконтроль

Самокоррекция
Фиксация затруднения




Выявление причины ошибок

V этап: целеполагание. 2 мин.

Задача:
учить детей ставить цель и предлагать пути ее решения

-Какова цель нашего урока?



-Что нам помогает решать примеры в случаях затруднения?
- Значит, что еще необходимо сделать на уроке?
Принимают цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия.

-Научиться умножать круглые числа.
-Алгоритм.

-Составить алгоритм и научиться пользоваться.

Общекультурная
Коммуникативная,
Учебно-познавательная





Коммуникативная рефлексия


Формулировка темы урока, уточнение (домысливание) цели урока - разработка плана учебных действий.

VI этап: поиск решения проблемы. 3мин.

Задача: повторить понятие «круглые числа».



-Какие числа были в примерах?

-Что это значит?
-Что значит оканчиваются на нули?
-аЧ10, вЧ10. Это круглые числа?




Дети отвечают.

-Круглые.

-Оканчивающиеся на 0.
-Умножали на 10, 100.
-Да.


Учебно-познавательная













Самоконтроль



Умение вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.


VII этап: открытие нового знания. 7 мин.

а) Моделирование.
Задача: развивать умение применять сочетательное свойство умножения.
б) Построение алгоритма.
Задача: вывести алгоритм умножения круглых чисел.
Открывается запись на доске.

(а Ч 10) Ч (в Ч 10)=
(а Ч в) (10 Ч 10)=
(а Ч в) Ч 100


-Какое свойство умножения используем?

-Что нам нужно составить, чтобы правильно умножить круглые числа?













Сравнение работ отдельных групп. Приводится к единому мнению.


-Сочетательное свойство.



-Сначала умножаем буквы без нулей, потом цифры.

-Алгоритм умножения круглых чисел.

Работают в группах с раздаточным материалом. (Приложение 1)

Учащиеся высказывают предположения, анализируют, вступают в диалог.

Учащиеся проговаривают алгоритм в парах.(Приложение2)

Проводят рефлексию

Дома учащиеся фиксируют алгоритм в специальных тетрадях – памятках.






Учебно-познавательная







Коммуникативная



Самоконтроль









Координация обсуждения учащихся

Групповая работа


Рефлексия проделанной работы



Формулируют выводы


Составление алгоритма приема умножения круглых чисел






Рефлексия результатов деятельности

VIII этап: физкультминутка. 1 мин.

IX этап: первичное закрепление. 7мин.


а) Применение алгоритма.
Задача: зафиксировать новый способ действий во внешней речи.








б) Тренинг.
Задача:
1) тренировать вычислительные навыки;

2)проверить свою способность к выполнению заданий
Предлагает, пользуясь алгоритмом, решить примеры:
6 Ч 90=
20 Ч 30=






-А совпал ли наши выводы с выводами в учебнике на стр. 69?



Комментирует задание: примеры необходимо решить, устно проговаривая алгоритм «Умножение круглых чисел»

№3(1-2ст), стр. 69.
80 Ч 6=
6 Ч 40=
7 Ч 70=
90 Ч 8=
50 Ч 5=
4 Ч80=
Организует работу консультантов, если есть обучающиеся, нуждающиеся в индивидуальном консультировании

Дети объясняют ход решения примеров по алгоритму (демонстрационный материал лежит у каждого на столе), проговаривая вслух (у доски один ученик решает один пример), сравнивают, делают свои выводы.

Открывают учебник на стр.69 и читают выводы.



Решают примеры с проговариванием хода решения согласно алгоритму.

Если при решении возникают затруднения, то задают вопросы или работают совместно с консультантом
(т. к. при необходимости в каждой группе свой консультант).






Учебно-познавательная


Коммуникативная
















Обсуждение

Сравнение






Взаимооценка деятельности.



Групповая работа


Зафиксировать новый способ действий во внешней речи







Выводы о приёме умножения круглых чисел.



Обосновывать правильность своих действий с помощью построенных алгоритмов.

X этап: Самостоятельная работа. 8мин.

Задача: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания.



Организовывает выполнение КОЗ
(Приложение 2)


Выполняют КОЗ (Приложение3)




Учебно-познавательная




КОЗ

Самооценка
Выполненное КОЗ
Оценка КОЗа.
Умение работать по алгоритму «Умножения круглых чисел»

XI этап: Подведение итогов урока. Рефлексия. 2мин.

Задача:
1) оценить деятельность класса и собственную учебную деятельность;
2) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направление будущей учебной деятельности.
Давайте подведём итог урока.
«Вопросник»
-Какой новый способ деятельности усвоили?
-Какое было затруднение?
-Как мы преодолели затруднение?
-Достигли ли мы своей цели?



Дети анализируют и оценивают деятельность класса в целом и собственную деятельность, учатся приводить аргументы.






Коммуникативная












Самооценка



Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность, деятельность товарищей.

Планируемые образовательные результаты достигнуты







Приложения.
Приложение 1 Раздаточный материал:
1. Выполняю .., не глядя на ...
2. Записываю ..
3. Пересчитываю ...
4. Приписываю к результату, полученному раньше.
5. Читаю .

Приложение 2
Алгоритм «Умножение круглых чисел»
1.Выполняю умножение, не глядя на нули.
2.Записываю полученный результат.
3.Пересчитываю нули.
4.Приписываю нули к результату, полученные раньше.
5.Читаю ответ.



Приложение 3
Тип: классическое КОЗ
Компетенция: учебно-познавательная
Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач
Стимул: Маша из-за болезни отсутствует на занятий в школе. У неё возникнут затруднения при решении примеров
по теме «Умножение круглых чисел». Ребята, давайте посмотрим, кто сможет помочь Маше справиться с заданием.
Задачная формулировка: решить примеры, пользуясь алгоритмом «Умножение круглых чисел»

Источник информации:
Алгоритм «Умножение круглых чисел»

1.Выполняю умножение, не глядя на нули.
2.Записываю полученный результат.
3.Пересчитываю нули.
4.Приписываю нули к результату, полученные раньше.
5.Читаю ответ.


Бланк выполнения задания:
700х30=


50х90=


6х40=


8х800=


90х900=


70х80=


50х70=




Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Модельный ответ:
700х30=
21000

50х90=
4500

6х40=
240

8х800=
6400

90х900=
81000

70х80=
5600

50х70=
3500


Критерии оценки выполненного задания:
За каждый правильный ответ-1балл
Максимальное количество баллов-7 баллов
Отлично - 7баллов.
Хорошо - от 5 до 6 баллов:
Удовлетворительно - 4балла;
Неудовлетворительно – 3 балла и менее










15