Развитие мотивации обучающихся к изучению географии с использованием ИКТ как условие повышения качества образования


Развитие мотивации обучающихся к изучению географии
с использованием ИКТ как условие повышения
качества образования.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учению. Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации.
Мотивацией обуславливается целенаправленность деятельности, её организованность и устойчивость. Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. Интерес учащегося к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него познавательных функций, жизненно важных умений, навыков исследовательской деятельности.
Ю. К. Бабанский, поддерживая опыт творческих учителей, писал: «Возбуждение познавательного интереса позволяет учителю обеспечить усвоение главного в учебном материале, снизить утомляемость школьников, повысить их работоспособность. За одно и то же время ученики усваивают большую научную информацию».
Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные и социальные.
Для познавательных мотивов учения можно выделить следующие уровни:
1) широкие познавательные мотивы, которые ориентируют школьников на овладение новыми знаниями через проявление интереса к занимательным фактам, явлениям, к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
2)учебно-познавательные мотивы, ориентирующие школьников на усвоение способов добывания знаний;
3)мотивы самообразования направляют школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Я считаю, причин слабой мотивации много: перегруженность школьных программ, оторванность изучаемого материала от жизни, невостребованность предмета при поступлении в большинство высших учебных заведений, несформированность потребностей учащихся и т.д.
Поэтому чтобы заинтересовать ребят изучением географии, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы формировать высокую мотивацию и обеспечивать их активность на уроке.
Высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий на уроках, что не только облегчает усвоение учебного материала, но и повышает мотивацию обучающихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности обучающегося, формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В настоящее время достаточно широк и развит рынок электронных образовательных ресурсов. Их выбор осуществляется следующим образом: оценивание технических возможностей использования компьютера и программного средства, определение организационной формы работы и этапа урока, на котором могут использовать ЭОР, использование образовательного конкретного ресурса с учетом поставленных целей и задач, содержания учебного материала по теме или разделу.
Использование мультимедийных презентаций и электронных учебников на уроках географии способствует чёткому восприятию учебного материала, позволяет в яркой, интересной форме изучать понятия и определения, формировать у учащихся образные представления, видеть географические объекты на видеороликах и фотографиях, закреплять материал в занимательной форме. Многие изучаемые географические объекты не могут быть показаны ученикам непосредственно (крупные промышленные предприятия, вулканы, горы и т.д.). На уроках можно использовать электронные учебники: «География. Начальный курс. 6 класс», «Материки океаны народы и страны. 7 класс», «География России. Природа и население. 8 класс», «География России. Хозяйство и регионы 9 класс», «Экономическая и социальная география мира. 10-11 классы».
Очень интересной для уроков географии является серия «Золотой глобус», позволяющая совершить виртуальную экскурсию в то или иное государство.
Программные средства контроля и коррекции знаний (опросники, тесты) позволяют оперативно и объективно обработать полученные результаты. Например, конструктор тестов – это универсальная система проверки знаний. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов.
В последнее время наблюдается массовое внедрение информационного пространства Интернет в учебный процесс.
Использование Интернет-ресурсов помогает избежать трудности при подготовке к урокам: явный недостаток актуальной и достоверной статистической информации (например, в курсе экономической географии России и мира). Интернет - наиболее гибкая структура, нежели образование, поэтому на многие из поставленных вопросов там уже можно найти ответы.
Многие учащиеся имеют представление о современных средствах информации и информационных технологиях. Привлечение детей к созданию презентаций – это реализация их творческих способностей.
На уроках в 11 классе при изучении раздела «Регионы мира» можно давать ученикам задание: подготовить сообщение о стране с использованием презентации, которое должно отражать особенности экономико- географического положения страны. Этот вид деятельности формирует умение работать с ресурсами Интернет, отбирать необходимый материал, оформлять презентации, формирует опыт публичных выступлений.
Подводя итог, хочу отметить, что представление о современных технологиях в обучении нельзя свести только к применению компьютера, средств мультимедиа и внедрению электронных учебников. Максимальный педагогический эффект достигается лишь в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя, подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.