Структура и функции клеток. Клеточная теория. конспкут урока
Занятие 5.
Раздел II . Клетка – единица живого.
Тема: Структура и функции клеток. Клеточная теория.
Лабораторное занятие №2. «Строение растительной и животной клетки».
Цели урока:
Образовательные
закрепить знания об особенностях строения и значения химических веществ клетки ;
продолжить создавать представление о клетке как о целостной элементарной единице живого;
рассмотреть основные положения теории клеточного строения организмов;
указать, что клеточная теория служит базой для формирования взглядов о материальном единстве живой природы,
Воспитательные
Историческое воспитание; культуру работы с увиличительными приборами
Развивающие расширить кругозор, формировать наблюдательность.
Оборудование: записи на доске, материалы, рассказывающие о биографиях учёных, внёсших вклад в развитие клеточной теории, динамическая таблица.
Форма урока лекция с элементами программированного контроля и практической работы
Тип урока комбинированный
Ход урока
Оргмомент
Актуализация ранее изученного двухуровневый программированный контроль прилагается
Изучение нового.
Беседа по вопросам как формирование мотивации на работу
Кто и почему является основной структурной и функциональной единицей организма?
Как называются внутриклеточные структуры, между которыми распределены все функции клетки? Приведите примеры.
Есть ли какая-нибудь особенность у клеток многоклеточных организмов.
Вспомните и сравните общее строение клеток растительных и животных организмов.
Объяснение с опорой на динамическую таблицу
Клетка-основная структурная и функциональная единица организма. Она может быть названа единицей живого т.к. ей присущи все свойства живого (обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражения и др.). Все функции в клетке распределены между органоидами, внутриклеточными структурами, которые имеют определённое строение, форму, расположение. У многоклеточных организмов разные клетки выполняют разные функции и по этой причине различаются по структуре, но, не смотря на это все клетки (за исключение бактериальных) построены по общему плану, о чем мы будем с вами горить немного позже.
Проблема С чем связано изучение клетки? Что помогло ее изучить?
Изучение клетки зависит от развития увеличительной техники Какой? Работа по иллюстрациям Микроскопической. Открытие и исследование клетки тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа
Выделим основные этапы развития цитологии.
По описанию даете название этапов.
Долгое время биология изучала свойства животных и растений на основе их макроскопического строения (видимого невооруженным глазом). Почему при этом не было видно клеток? Глубже в строение и функции организмов она проникла после появления микроскопа, увеличение в 3000-4000 раз. В 1665 г. английский естествоиспытатель Роберт Гук с помощью микроскопа, им сконструированного, впервые установил «клеточное строение» при изучении среза приготовленного из пробки и сердцевины бузины. Он же ввел понятие «клетка» для обозначения наблюдаемых им в пробке пустых ячеек, хотя Гук видел не собственно клетки, а их оболочки, (которые длительное время считались основным структурным компонентом клеток). В 1680 году А. ван Левенгук изучал доклеточные организмы.
Дайте название этого этапа. Зарождение понятий о клеточном строении
Наука не стоит на месте. В 19 веке появляется электронный микроскоп, увеличивающий в 30 000000 раз. Клетку смогли рассмотреть более тщательно. Так в 1825г чешский учёный Пуркине обратил внимание на полужидкое студенистое содержимое клеток и назвал его протоплазмой. В 1831г английский ботаник Броун обнаружил ядро. В 1838г немецкий ботаник Шлейден пришёл к заключению, что все растительные клетки содержат ядро. Соотечественник Шлейдена зоолог Шванн обнаружил такие же структуры в клетках животных. Собрав все доступные сведения и наблюдения Шлейден, и Шванн объединили их в теорию, утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ. Это певая клеточная теория.
Как мы назовем данный этап в изучении клетки? Возникновение клеточной теории.
Спустя примерно 20 лет после провозглашения клеточной теории другой немецкий ученый - врач Р.Вирхов в 1858 году сделал очень важное обобщение: клетка может возникнуть из предшествующей клетки. Академик Российской Академии наук Карл Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие с клетки, и этой клеткой является зигота
Как назовем этот этап? Дополнение клеточной теории.
Современный этап. На сегодняшний день в клеточной теории пять пунктов. Запишем их.
Современная клеточная теория включает следующие основные положения:
Клетка - основная единица строения и развития всех живых организмов,
наименьшая единица живого.
Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны)
по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ.
Размножение клеток происходит путем их деления, т.е. каждая новая клетка
образуется в результате деления исходной (материнской) клетки
В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.
Клеточное строение организмов-свидетельство того, что всё живое имеет единое происхождение.
Мини-итог. Т.о. клеточная теория является важнейшим достижением естествознания. Значение клеточной теории заключается в том, что она доказывает единство происхождения всех живых организмов на Земле.
Цитология – наука о строении, функциях и свойствах клетки, как наименьшей структуры жизни.
Клетка – это элементарная живая система, способная к самообновлению, саморегуляции и самопроизведению.
. Размеры клеток обычно порядка нескольких микрометров 1 мкм-0,001 мм; самые мелкие-от 0,5 до 1,2 мкм, что делает их недоступными для изучения невооруженным глазом. В связи с этим основным методом цитологии (наука о клетке) является применение микроскопа. Применение электронной микроскопии (электронный микроскоп изобретён в 30-х годах ХХ века, даёт увеличение до 106 раз, что позволяет увидеть взаимное расположение компонентов клеток) позволило изучить тонкое строение всех структур клетки. С введением в цитологию физических и химических методов исследования, таких, как изотопное мечение живых клеток, центрифугирование, позволяющее разделить клетку на составные части, стало возможным изучить структуру и функционирование различных компонентов клетки.
4.Итог урока. Повторяются основные положения клеточной теории. Составление синквейна.
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка-это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка-это фраза, показывающая отношение к теме.
Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример синквейна.
Клетка.
Структурная и функциональная.
Самообновляется, саморегулируется, самовоспроизводится.
Это элементарная единица живого.
Цитология.
5. Домашнее задание: §3, ответить на вопросы после параграфа. Составить синквейн по теме, _____________фк, _____________________________шо
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Лабораторная работа № 2
«Строение растительной, животной грибной и бактериальной клеток под микроскопом».
Цель урока:
закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: записи на доске, микроскопы, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, репчатый лук, культура сенной палочки, разведённые дрожжи, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход урока
1. Прежде чем приступить к выполнению работы один-два учащихся демонстрируют и озвучивают правила работы с микроскопом.
2. Выполняется лабораторная работа.
Работа оформляется в виде таблицы и письменных ответов на вопросы, приводимые в работе.
Микропрепараты.
Кожица лука.
Дрожжи.
Бактерии сенной палочки.
Рисунки клеток с обозначением видимых органоидов.
Лабораторная работа проводится по инструкции приводимой в учебнике на странице 290.
3. Домашнее задание: оформление..