Презентация Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Модификационная изменчивость


Урок биологии 9 класс Притча о сеятеле Тема урока:«Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость»Подготовила учитель биологии:Люльчак В.Н. Цель урока:выявить изменчивость признаков у организмов, вызванных действием внешних условий среды О каких свойствах организма идет речь? Семена, как и все живые организмы, имеют признаки, которые наследуются и могут изменяться.(Работа с опорным конспектом №1)
Работа в группах: как среда влияет на организмы? 1 группа: Сделайте вывод, почему выросли разные по величине одуванчики посаженные из одного корня? 2 группа: Какова причина разного внешнего вида бычков, произошедших от одного отца. 3 группа: Что является причиной видоизменения листьев у стрелолиста?(Стр.122 учебника, 2-й абзац) Определение модификационной изменчивости:Возникновение новых признаков под воздействием конкретных условий окружающей среды, называется фенотипической или модификационной изменчивостью. Передается ли по наследству модификационная изменчивость?

Передается ли по наследству модификационная изменчивость?Вывод: изменение признаков, вызванные действием факторов внешней среды, не наследуются. ПризнакиКачественныеКоличественныеОпределяют описательным путемОпределяют с помощью измерения и подсчетацвет глаз; окраска цветков; яйценоскость кур; масть животных; молочность коров; половые различия; масса семян пшеницы.Стр.114 учебника ПризнакиКачественныеКоличественныеОпределяют описательным путемОпределяют с помощью измерения и подсчетацвет глаз; окраска цветков; масть животных; половые различия; ПризнакиКачественныеКоличественные Проблемные вопросы:Может ли признак изменяться бесконечно? Или есть ограничение? Объясните это на примерах:1.Чем более каменистая поверхность, по которой передвигается человек босиком, тем грубее кожа стопы. Превратится ли кожа стопы в копыто? 2.При постоянном нахождении на солнце человек европеоидной расы может ли превратиться в представителя негроидной расы? Какой вывод можно сделать?  Выводы: изменчивость имеет пределы, обусловленные генотипом и дальше их организм переступить не может. Пределы, в которых возможны изменение признака, называется нормой реакции.Наследуется не признак как таковой, а способность организма в результате взаимодействия с условиями среды давать определенный фенотип. Молочность,цвет волос длина шерсти овец,жирность молока Лабораторная работа №4«Изменчивость, построение вариационного рядамодификационной изменчивости»Цель работы: Изучить статистические закономерности (подсчёт изменений) модификационной изменчивости.Научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую, определять широту нормы реакции признаков.Оборудование: линейка, листья лавра. Ход работыС помощью линейки измерьте длину листовой пластинки лавра в см.Определите частоту встречаемости каждой варианты.Отсортируйте полученные результаты по возрастанию.Заполните таблицу:Постройте вариационную кривую (ряд изменчивости данного признака), откладывая по горизонтальной оси координат-(абцисс) полученные варианты (длину листовой пластинки), а на вертикальной оси-(ординат) – частоту встречаемости (количество листьев определённой длины листовой пластинки).{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ВариантыЧастота встречаемости Ход работы6.Вычислить среднюю величину признака и определить норму реакции.Вычисление средней величины признака:Общую сумму длины листовых пластинок (см) делить на количество листьев. Например: 50 : 10 = 5см (средняя величина признака)Определение нормы реакции: Сделать вывод: Обратите внимание на длину вариационного ряда. От чего зависит его длина? Вывод:Чем однообразнее условия развития, тем меньше выражена модификационная изменчивость, тем короче будет вариационный ряд. Чем разнообразнее условия среды, тем шире модификационная изменчивость. Практическое значение модификационной изменчивости
Домашнее заданиеПараграф 28 до страницы 124, Задание: Определить какие признаки в вашей семье можно отнести к наследственным, а какие к модификационным? Рефлексивно – оценочный этап: Спасибо за сотрудничество!