Методическая разработка урока по биологии на тему Видообразование. Макроэволюция (9 класс)


План урока
Видообразование. Макроэволюция (9 класс)
(по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника)
Цель: формирование знаний об этапах и формах видообразования.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.
Дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.
Развивающие:
Развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:словесные, наглядные
Оборудование:мультимедийная установка, презентация с заданиями на проверку домашнего задания, видеофильмы «Экологическое видообразование» и «Географическое видообразование», презентация.
Ход урока:
Структура урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент 2-3 мин. Приветствие учащихся. Приветствие учителя.
Проверка ДЗ 10 мин. Проверочная работа (Приложение 1). Изучение нового материала 25 мин. Открываем тетради и записываем новую тему. Темой сегодняшнего урока является: «Видообразование». Мы с вами сегодня познакомимся с понятием «видообразование», изучим основные этапы видообразования и формы.
Что же такое вид?(записываем в тетради).
Особи одного вида могут скрещиваться друг с другом, но никогда не скрещиваются с особями разных популяций.
Возникновение новых видов происходит различными путями. Важнейшую роль в этом процессе играют изолирующие процессы. Совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри вида, изменяющих генетический состав популяций и приводящих к образованию новых видов называется микроэволюцией.
Различают два основных способа видообразования – географическое и экологическое, в зависимости от того, какой способ изоляции послужил исходным для рождения популяций.
«Этапы видообразования» пишем в тетради (Приложение 2)
Виды видообразования.
Просмотр видео. Географическое (аллотропическое) видообразование возникает в результате пространственно-территориальной изоляции одной популяции или группы популяций видов. Отдельные популяции в ареале вида могут быть разъединены горами, реками, пустынями, автострадами и др. ландшафтными барьерами, затрудняющими частый обмен генами между популяциями. С течением времени различия между популяциями становятся все более значительными, и они начинают существовать как самостоятельные виды.
Просмотр видео. Экологическое (симпатрическое) видообразование представляет собой способ видообразования, при котором возникновение видов происходит из популяций с перекрещивающимися или совпадающими ареалами. В качестве фактора эволюции выступает биологическая изоляция.
Заполнение таблицы «Сравнение микроэволюции и микроэволюции»
(приложение 3)
Бывают следующие доказательства эволюции:
1.Палеонтологические- ископаемые находки животных и растений ,в т. ч. промежуточных форм
2. Эмбриологические – сравнение зародышей организмов, нахождение черт сходства.
3. Сравнительно- анатомические- сравнение строения организмов, нахождение черт сходства.
Если останется время, то показ фотографий с палеонтологического музея им.Борисяка. Вид-это группа реально или потенциально скрещивающихся популяций, который репродуктивно изолированы от других таких групп.
Записывание основных терминов в тетради.
Микроэволюция – процессы, происходящие в популяции в ходе естественного отбора и ведущие к видообразованию. Видообразование – это процесс возникновения новых видов на базе наследственной изменчивости под действием естественного отбора.
Различают два основных способа видообразования – географическое и экологическое, в зависимости от того, какой способ изоляции послужил исходным для рождения популяций.
4.Закрепление материала 6 мин. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что такое вид? Что такое видообразование? Какие 2 формы видообразования вы знаете? Чем отличается макроэволюция от микроэволюции? В чем их сходство? Домашнее задание 1 мин. Все открываем дневники и пишем домашнее задание: 7.7.и 7.8читать, повторить все схемы и термины с тетради.
Урок окончен. Всем спасибо за работу! До свидания! Записывают ДЗ в дневники.
Приложение 1
Вариант-1.
Что такое естественный отбор?
В каких условиях стабилизирующий отбор действует сильнее?
Характеристика форм борьбы за существование(с примерами).
Вариант-2.
Что такое изоляция?
Характеристика форм естественного отбора (с примерами).
Что является основной причиной борьбы за существование?
Вариант-3.
Что такое борьба за существование?
Формы изолирующих механизмов (с примерами).
Почему гибриды различных видов организмов стерильны?(примеры)
Приложение 2.
Видообразование
(смена последовательности событий при видообразовании)


Географическое видообразование Экологическое видообразование
Расселение на новык территории Освоение новых экологических ниш
в пределах старого ореала

Географическая изоляция между популяциями Отбор в новых условиях среды

Отбор в новых условиях среды Биологическая изоляция
Биологическая изоляция Возникновение подвидов
Возникновение подвидов Возникновение новых видов
Возникновение новых видов

Приложение 3
Сравнительная характеристика
МикроэволюцияМакроэволюция
Действуют те же процессы –борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание.
Носят дивергентный характер.
Образование из популяций новых подвидов, из подвидов - видов Образование родов из родов, из родов-семейств и т.д.
Происходит в относительно короткое время (можно наблюдать при жизни человека) Происходит за длительное время (исторические эпохи)
Происходит внутри вида Надвидовая эволюция