Формирование элементарных математических понятий у дошкольников с помощью инновации Цветные палочки Кюизенера


Мастер – классПалочки КюизенераПрезентацию подготовилаЕрмолина Наталья ПетровнаВоспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» городского округа Судак Джордж Кюизенер – бельгийский ученый, разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие ЧИСЛА И ЦВЕТА, в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней. Цель: создать такие условия, которые будут мотивировать дошкольников самостоятельно искать пути решения проблем, поставленных воспитателем, способствующих раскрытию творческого потенциала детей, уверенность в своих силах.Задачи:- Познакомить с понятием цвета- Познакомить с понятием величины натурального ряда- Осваивать прямой и обратный счет- Установить отношения больше, меньше, равно- Овладение арифметическими действиями- Научить делить целое на части и измерять объекты- Развивать логическое мышление, память, внимание- Развивать творческие способности, воображение, способность моделировать- Учить моделировать геометрические фигуры- Развивать пространственное представление (слева, справа и т.д.)- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.- Повысить осязательную чувствительность пальцев рук- Развивать точность и координацию движений рук Игры и занятия с палочками Кюизенера1. Знакомимся  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.2.  Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.7. Раскладываем палочки по цвету, длине.8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется). 14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами». Постройки предметов и людей Состав числа из двух меньших чисел Решение примеров 4+1=5 5-1=4 Обучение грамоте1. Составить рассказ из 3-4х предложений.2. Составить предложение из 2-4х слов.3. Раздели слово на слоги. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Размышления, предположения, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний, который он может приобрести в результате обучения технологией палочек Кюизенера.Данная технология оказалась очень эффективной при работе с детьми по формированию элементарных математических представлений. Используемая литература: В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2010г.Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.Е. А. Носов, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, «Детство-Пресс», 2004г. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г. Палочки Кюизенера А.А. Смоленцева, О.В. ПустовойтПалочки Кюизенера в системе развития логического мышления дошкольников Курбанязова Г.Г.