Рабочая программа и тематическое планирование Домашнего обучения по предмету технология 11 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Основой данной рабочей программы для 11 класса является программа по технологии среднего (полного) общего образования.
Нормативная основа реализации программы
Тематическое планирование составлено:
- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 (Постановление государственного и санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г.)
- авторской программы по технологии (базовый уровень) В.Д.Симоненко для 10 класса и для 11 класса общеобразовательной школы;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 -2012 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Специфика предмета.
Рабочая программа разработана для домашнего обучения по предмету «Технология» 11 класс в объеме 23 часа.
Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать\понимать: влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду; способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
Уметь: оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с «Положением о системе оценок текущей и итоговой успеваемости».
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих занятий, оформление результатов информационного поиска, презентации, выполнение проекта.
Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной практической работе по изготовлению изделия, защите проекта.
Формы и виды контроля.
Оценка теоретических знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы по основным проблемам курса. Во время изучения курса проводится индивидуальный письменный опрос, самостоятельная работа, выполнение практических заданий, решение ситуационных задач, собеседование.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.
Ожидаемые результаты обучения по данной рабочей программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как:
•овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
•трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
•формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
•развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Литература.
Для учителя.
1. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учебн. Пособие для студентов сред.спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 1999.
2.Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. – М. : ИОСО РАО, 1997.
3.Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических факультетов педвузов и педколеджей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования. - Курск: Изд-во Курскогогоспедуниверситета, 1998.
4. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996.
5.Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.
6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000.
7. Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко Методические рекомендации 10-11 классы. Базовый уровень. – М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
Для учащихся.
1.Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000.
№ Тема урока Количество часов Дата
1 Понятие творчества и развитие творческих способностей. 1 2 Метод моровой атаки (МА). Метод контрольных вопросов 1 3 Метод обратной мозговой атаки. Синектика. 1 4 Морфологический анализ. Морфологические матрицы. 1 5 Ассоциации и творческое мышление. 1 6 Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. 1 7 Функционально-стоимостный анализ (ФСА). 1 8 Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). 1 9 Изобретения. Рационализаторские предложения. 1 10 Научно-технологическая революция и ее влияние на окружающую среду. 1 11 Глобальные проблемы человечества. 1 12 Энергетика и экология. 1 13 Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. 1 14 Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. Природоохранные технологии 1 15 Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. 1 16 Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Понятие культуры труда. 1 17 Профессиональная этика. 1 18 Деловой этикет. 1 19 Профессиональное составление личности. 1 20 Профессиональная карьера. 1 21 Подготовка к профессиональной деятельности 1 22 Творческий проект: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». 1 23 Защита творческого проекта: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». 1 Итого 23