Конспект урока Начало Великой Отечественной войны
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Беловская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Конкурс профессионального мастерства педагогов общеобразовательных организаций на лучшую методическую разработку
«Мой лучший урок о Великой Победе»
Урок- размышление «Начало Великой Отечественной войны»
Разработала
учитель истории и обществознания
Петренко Ирина Ивановна
сл. Белая, 2015г.Урок в 9 классе
Тема урока: Начало Великой Отечественной войны.
Цель :определить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.
Задачи:
Обучающие: познакомить обучающихся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны, выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны, проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны, показать значение победы в Московской битве и героической обороне Ленинграда.Развивающие: развитие навыков исследовательской и групповой работы, умений работать с картой, историческими документами, анализировать их, делать выводы, устанавливать логические и причинно-следственные связи, развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитывающие: воспитывать на примерах мужества и героизма советских воинов чувство долга и глубокого уважения к нашему народу.
Оборудование урока: учебник «История России» А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт
Презентация
Пакет документов
Карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война»
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: урок-размышление.
Методы: активные, интерактивные, проблемное изложение материала (проблемный методПланируемые результаты:
Познавательные УУД:
усвоение обучающимися целей, содержания и значения действий руководящего состава в начале войны;
понимание причин неудач Красной армии на начальном этапе войны;
приводить аргументы для объяснения причин внезапного нашествия и неподготовленности Красной армии к началу войны.
Коммуникативные УУД:
Формировать умения участвовать в дискуссии, высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения;
подвести итоги исследовательской работы обучающихся с документами при подготовке к дискуссии.
Личностные УУД:
воспитание толерантности,
умение отстаивать собственную точку зрения без ущерба для окружающих
Основные понятия: план «Барбаросса», блицкриг, «Тайфун», ГКО, оккупация, мобилизация
Метапредметные связи: обществознание, литература, география, информатика и ИКТ.
Ход урока
I. ОргмоментДобрый день, дорогие ребята. Я рада видеть вас в хорошем настроении.
Сегодня я предлагаю вам задуматься над тем, что такое человеческая память?
Запишем ваши мысли на доске
Память – это свойство человеческого мозга запоминать факты, способность сохранять определенный объем знаний…
Но есть у слова «память» и другие значения. О них хочется вспомнить накануне самого замечательного праздника – Дня Победы.
Сколько лет исполняется в этом году со дня Великой Победы? (70 лет)
Ученик
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Звучит фонограмма песни «Священная война»
Вы уже, наверное, догадались какая сегодня тема урока?
Оглашаются цели урока
Проблемное задание
Определить причины временных неудач Красной Армии в первые месяцы войны.
В первые дни войны все русские люди верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот – вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… 1418 дней. День за днем… Из дней складывались месяцы, из месяцев– годы.
Я не могу вас попросить вспомнить о войне, потому что вы её не видели. Может тогда и не надо вспоминать о войне молодым и здоровым людям? Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?
Ребята размышляют о том, что есть в истории страны особые события. О них должен знать и помнить каждый человек, потому что они связывают воедино разные поколения людей, заставляют гордиться своей страной и чувствовать сопричастность к истории.
Учитель подводит итог, озвучивает слова Д.С.Лихачёва о том, что память ближайший синоним таких понятий как мораль, совесть, нравственность.
Мы не были свидетелями тех страшных дней. Но мы можем и должны помнить о войне и вспоминать тех, кто погиб, защищая будущее, нас с вами. Это память сердца.
Давайте сегодня постараемся прочувствовать, что довелось пережить людям, нашим сверстникам в годы войны, какой ценой оплачена наша Победа.
II. Актуализация знаний по теме: СССР накануне Великой Отечественной войны
Когда началась II мировая война?
Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?
Когда Гитлер начал разрабатывать план нападения на СССР?
Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?
III.Изучение нового материала
План
1.Трагическое начало
2.Мобилизация в нашем селе
3.Силы и планы сторон
4.Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.
5.Неудачи Красной армии летом – осенью 1941г
6.Битва за Москву.
7.Героическая оборона Ленинграда
1.Показ видеофрагмента Первые бои Великой Отечественной войны. Архивные кадры
Сообщение обучающегося о ветеране войны Павленко Иване Андреевиче
Завтра, 22 июня 1941 года, началась война…
Лучше бы оно не наступило воскресенье 22-го. Ведь в субботу в Беловской средней школе был выпускной вечер и 26 десятиклассников вместе с классной наставницей Натальей Александровной Гончаровой пошли в лес Галаково встречать рассвет. Ване Павленко мать перед окончанием школы купила новые сатиновые брюки, и одноклассники посматривали на него с завистью. А девчонки надели свои лучшие наряды: вышитые у воротника кофточки и черные юбки.
Юность 41-го.… Через несколько дней ваши судьбы переломит война. Почти все мальчики десятого класса Беловской средней школы погибнут на войне. Наверное, такая же судьба постигла выпускников еще одной школы Коммунаровской. В 1941 году в районе было две средние школы.
Когда ранним утром счастливые выпускники возвращались домой, где-то уже гремела война, но они пока не знали об этом и жили в мире, в мечтах о будущем последние часы.
В обед его разбудила мама: «Ваня, вставай, началась война»! Босиком помчались ребята к военкомату, где уже полным ходом шла мобилизация мужчин, которые отслужили действительную службу. Очередь «зеленых» выпускников подошла в сентябре. С другими Беловскими парнями попал Иван Павленко в Торжок Калининской области, где из Вань, Володь и Николаев делали за несколько недель рядовых Красной армии… А потом их бросили под Ржев, сразу в бой, в пекло. К месту боев подвозили по железной дороге, а дальше по-пластунски, пешком, на коленях.
Выпало Ивану Андреевичу Павленко воевать на Курской дуге.
Противник открыл по нашим позициям такой огонь, что действительно горели небо и земля. И нашим пришлось отступать до села Верхопенье Ивнянского района. Дивизия, в которой воевал Иван Павленко, понесла такие потери, что 15 июля остатки ее погрузили в вагоны и отправили в Калинин на переформирование.
Иван Андреевич встретил Победу в Курляндии, где его часть добивала группировку врага, которая не хотела сдаваться даже после капитуляции Германии. И там гибли его товарищи…
После войны остался рядовой Павленко навсегда в армии, окончил Киевское военно-медицинское училище и 27 лет служил там, куда посылала Родина. На Дальнем Востоке в Порт-Артуре, Сибири. И везде имел награды и отличия за безупречную службу. Но только не за награды служил офицер Павленко, а Родине.
Сейчас подполковник в отставке Павленко – военный пенсионер. Он часто приходит в школу, где за день до войны получил аттестат зрелости. Уже почти не осталось в живых одноклассников. И он живет и за себя и за них, рассказывает подрастающему поколению о войне, о жизни, которую завоевали наши дорогие ветераны.
Песня из кинофильма «Белорусский вокзал»
Учитель Сегодня мы будем работать с вами в роли исследователей начального периода войны. Для этого мы уже разделись на 5 групп. Вы получили опережающее задание: на основе пройденного материала, соответствующих документов проанализировать события начального периода войны с точки зрения готовности СССР и Германии к войне, рассмотреть соотношение сил сторон, определить причины неудач Красной армии в начальный период войны
Используя текст учебника п.29, поразмышляем
Как вы думаете, была ли готова Красная армия к наступательной войне?
Почему Сталин только в ночь на 22 июня 1941 года отдал приказ о приведении войск приграничных округов в боевую готовность?
Посмотрим на факты
-3/4 танков требовало списания;
-90 % танкового парка составляли лёгкие танки;
-50 % общего числа танков были выпущены до 1935 года;
-танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208;
-отсутствовала система противовоздушной обороны.
2.Сообщение обучающегося «Мобилизация в нашем селе»
Вечером 21 июня молодёжь слободы Белой веселилась у деревянного рупора, который был установлен на небольшом крыльце Беловского радиоузла рядом с почтой.
На второй день из этого же рупора беловцы услышали тревожную весть– началась война. Школьная площадь превратилась в формировочный пункт. Сюда шли наспех одетые военнообязанные по вызову военкомата, некоторые без повесток. Спешили сюда все: жены бойцов, дети, отцы, матери. На площади песни, гармошки перемешиваются с плачем детей, жен, сестёр, стариков. Не дожидаясь транспорта, бойцы группами уходят на станцию Псёл. Первыми из беловцев ушли Фёдор Будников, Михаил и Григорий Приходько. На борьбу с врагом поднялись все беловцы: мужчины и женщины, юноши и девушки.
И шагнули в грозные бои
Чуть ли не со школьного урока
Славные ровесники мои –
Рыцари без страха и упрёка.
И мечты отложив, словно книжки
Сузив лбы в ранних складках морщин
Уходили на подвиг мальчишки
По пути превращаясь в мужчин.
Работа с документом. Из выступления В.М.Молотова по радио 22 июня 1941 года
Вопросы к документу:
1.В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?
2.Какое воздействие на ваш взгляд, произвёл выступающий на аудиторию?
3.Как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?
3.Силы и планы сторон
Работа с картой. Показываю три направления, на которых развернулись наступления основных группировок немецких войск. Три мощные группы германских армий двинулись на восток. Группа «Север» - на Ленинград,; группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении, на Киев. Но самая сильная группировка войск противника группа армий «Центр» - развертывала свои операции в середине этого огромного фронта, там, где, начинаясь у пограничного города Бреста, широкая лента асфальтированного шоссе уходит в восточном направлении - через столицу Белоруссии Минск, через древний русский город Смоленск, через Вязьму и Можайск к сердцу нашей Родины - Москве. Вместе с Германией против СССР воевали Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Словакия.
Задание 1 и 2 группе: На основании таблицы и изученного материала дайте свою оценку соотношения сил накануне войны
Соотношение сил накануне войны
СССР Германия и ее союзники
Дивизии 170 190
Орудия и минометы 47 тыс. 48 тыс.
Танки 9,2 тыс. 4,3 тыс.
Самолёты 8,5 тыс. 5 тыс.
Красная Армия была застигнута врасплох. В первый день войны оказались уничтоженными 1200 самолётов, а за первый месяц – около 10000. 22 июня немецкий генерал-полковник Франц Гальдер записал в своём дневнике: «Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены в казарменном расположении, самолёты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать»
Задание 3-й группе
Работа с документами. Из директивы № 21. План «Барбаросса»
Замечания и предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера СС Гимлера.
Вопросы к документам:
1.Когда был разработан план «Барбаросса»?
2. Какие цели и задачи ставило перед собой фашистское руководство Германии в войне против СССР?
3.Раскройте понятие «молниеносная война».
4. Охарактеризуйте план «Ост».
4.Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу.
Рассказ учителя с использованием презентации.
Проведение всеобщей мобилизации (объявлена 22.06.41 г.).
Введение военного положения в западных районах страны.
Образование Ставки Главного Командования (23.06.41 г.), с 10.07. 41 г. переименована в Ставку Верховного Командования, а с 8.08.41 г. в Ставку Верховного Главнокомандования. Действовала до 4.09.45 г.
Директива СНК и ЦК ВКП (б) от 29.06.41 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей» – программа превращения страны в единый военный лагерь. Содержание директивы изложено Сталиным по радио в выступлении от 3.07.41 г.
Образование Государственного Комитета Обороны – чрезвычайного органа, сосредоточившего всю полноту власти в государстве. Председатель ГКО – Сталин. Члены: с 1941 года Молотов, Берия, Ворошилов, Маленков; с 1942 года – Вознесенский, Каганович, Микоян; в 1944 году – Ворошилов заменён Булганиным. Руководство военными операциями ГКО осуществляет через Ставку, которую с 10 июля 1941 года возглавил Сталин.
Начало перестройки экономики на военный лад (введение мобилизационного плана, начало эвакуации).
Структура Ставки Верховного Главнокомандования.
Генштаб – оперативный рабочий орган Ставки(сбор и анализ информации, подготовка решений).
Начальники Генштаба:
январь-июль 1941 г.: Г.К.Жуков;
июль 1941 – май 1942 гг.: Б.М.Шапошников;
июнь 1942 – февраль 1945 гг.: А.М.Василевский;
с февраля 1945 г.: А.И.Антонов.
Наркомат обороны – рабочий аппарат Ставки.
Наркомы обороны:
до 19 июля 1941 г.: С.К.Тимошенко.
с 19 июля 1941 г. по 1947 г.: И.В.Сталин.
5.Причины неудач Красной армии
Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство привели к тому, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии, Эстонии, входивших в состав Советского союза. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. За короткий срок Красная армия потеряла более 100 дивизий. Однако, легкой прогулки у немцев не получилось.
Задание 4, 5 группам
Прочитайте п.29, отрывки из документов, выясните причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны. Подготовьте выступление с выводами перед классом.
Из донесения отдела военных атташе США в Москве от 16 июня 1941 года. Секретно. Оценка боеспособности Красной армии.
Из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Основные причины поражения наших войск в начале войны.
Выступления групп
Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
а) не завершено перевооружение Красной Армии
б) ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;
в) репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;
г) демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе;
д) военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории;
е) превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.
6. Презентация обучающихся 9 «б» класса Лифинцевой О., Несмачной Т.
«Битва под Москвой».
Беседа по вопросам
1.Почему немецкие войска не смогли осуществить свои планы по захвату Москвы?
2.Какое историческое значение имела битва под Москвой?
Обобщение ответов обучающихся:
Это было первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне, был сорван план молниеносной войны. Московская битва способствовала укреплению морально-психологического настроя советских людей. Япония и Турция окончательно отказались от вступления в войну на стороне Германии. Ускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции. Победа под Москвой–это, прежде всего победа солдата, полководцев, всех кто трудился в тылу.
Русский солдат. Солдат- труженик. Это он вынес на своих плечах Родину из огня. Туго ему приходилось солдату. Ведь он вовсе не был былинным богатырём. Он был обыкновенным человеком, наш солдат. Знал солдат, что он то отнюдь не заговорённый против фашисткой пули. И что гитлеровцы стреляют не в белый свет, а именно в него солдата. Он не раз падал замертво, но вставал и вновь шёл на врага. За Родину!
7. Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопрос: какую судьбу уготовил Гитлер Ленинграду?
Из приказа начальника германского военно-морского штаба
Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского союза… Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого города.
Видеофрагмент документального фильма
Оборона Ленинграда. Как выстоял город на Неве.
Беседа с обучающимися на основе видеофрагмента.
1.Почему гитлеровское командование придавало особое значение взятию Ленинграда?
(Являлся одним из символов революции)
2.На что рассчитывал Гитлер, пытаясь уничтожить Ленинград?
( На голодные бунты. Для Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа».
3.Когда сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда? (8 сентября 1941г)
4.Что означает слово блокада?
(Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче.)
5.Какой период был самым тяжёлым для ленинградцев?
(Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг.)
6. Что помогло пережить зиму?
(Пережить зиму ленинградцы смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозилось население.)7.Сколько ленинградцев погибло от голода, болезней, бомбёжек?
(Около 1 млн. ленинградцев погибло.)
8.Когда была частично прорвана блокада города?
(В январе 1943 года блокада была частично прорвана, и по отбитому у врага коридору началось бесперебойное снабжение города продовольствием и вооружением для его защитников.)
9.Когда была снята блокада полностью?
(Полностью блокада Ленинграда была снята лишь 27 января 1944 года.)
IV Закрепление
Тест
1. Когда началась ВОВ
а) 1 сентября 1939 г.; б) 22 июня 1939 г; в) 22 июля 1941 г; г) 22 июня 1941 .
2. Как назывался план нападения фашистской Германии на СССР
а) Барбаросса; б) Ост; в) Тайфун; г) Блицкриг.
3. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» Кто с такими словами обратился к советскому народу
а) И.В. Сталин; б) В.М. Молотов; в) Г.К. Жуков; г) К.Е. Ворошилов.
4. Верховным главнокомандующим советских войск 8 августа 1941 г. был назначен:
а) Г.К. Жуков; б) И.В. Сталин; в) С.К. Тимошенко; г) С.И. Буденный.
5.Когда был разработан план «Барбаросса»
а)18 декабря 1940г; б) 22 июня 1941г; в)18 августа 1941г; г)5 декабря 1941г
6. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!»
а) И.В. Панфилов; б) И.В. Сталин; в)В.Г.Клочков; г) Г.К. Жуков.
7.Кто был назначен командующим Западным фронтом в 1941 году
а) К.Е.Ворошилов; б)Б.М.Шапошников; в) Г.К.Жуков; г) С.М.Будённый
8. Когда завершилось Московское сражение
а)март 1942; б) апрель 1942; в) декабрь1941; г) январь1942
9. Какое кодовое название носила битва за Москву
а) «Эдельвейс»; б) «Цитадель»; в) «Сатурн»; г) «Тайфун»
10. Кто являлся наркомом обороны до 19 июля 1941г
а) Сталин И.В.; б) Тимошенко С.К.; в) Василевский А.М.; г)Берия Л.П.
Итоги урока на фоне песни «Ты же выжил солдат»
70 лет прошло с той победной весны 1945 года. Много это или мало? Позаросли окопы, затянулись раны, но жива, жива ещё боль… Нет, нет да и напомнит о себе война… Даст знать, что была она, что не сон всё это, а явь. И казалось всем тем, кто вернулся с войны живыми, что никогда такое не повторится. Что узнают о войне дети и внуки только по рассказам, книгам и кинофильмам.
Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни.
И совершенно прав поэт писавший:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как, правда, нам нужна.
Рефлексия
1.Что понравилось на уроке?
2.Какие формы работы вызвали положительные эмоции?
3.Что не понравилось на уроке?
4.Что бы вы ещё хотели узнать по данной проблеме?
V Домашнее задание
1. Для всех п.29 стр.207-214 вопросы 1-6
2.По желанию написать эссе «История моей семьи в истории войны»
Приложения
Из выступления В.М.Молотова по радио, 22 июня 1941 года:
«Граждане и гражданки Советского Союза!
Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление:
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали нашу границу во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено около двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также и с румынской и финляндской территорий...Уже после совершившегося германский посол в Москве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне... заявление... о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы. В ответ на это... мною было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной...
Теперь, когда нападение на Советский союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ - отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины... Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной.... То же будет с зазнавшимся Гитлером... Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу...
Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.
Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Из директивы № 21. План «Барбаросса»
Ставка фюрера, 18 декабря 1940 г.
Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии. (Вариант «Барбаросса».)
Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения, за исключением тех, которые необходимы для защиты оккупированных территорий от всяких неожиданностей. <...>
Приказ о стратегическом развертывании вооруженных сил против Советского Союза я отдам в случае необходимости за восемь недель до намеченного срока начала операции. Приготовления, требующие более продолжительного времени, если они не начались, следует начать уже сейчас и закончить к 15. 5.41 г.
I. Общий замысел.
Основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев.
Отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено.
Путем быстрого преследования должна быть достигнута линия, с которой русские военно-воздушные силы будут не в состоянии совершать налеты на имперскую территорию Германии.
Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга – Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, остающийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации.
В ходе этих операций русский Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, не способным продолжать борьбу.
Эффективные действия русских военно-воздушных сил должны быть предотвращены нашими мощными ударами уже в самом начале операции. <...>
Замечания и предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера СС Гимлера.
Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве… Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их…
а) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, заселяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие…
б) Вторым средством… является ослабление русского народа в расовом отношении…
Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа… Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается… в руководстве.
Из донесения отдела военных атташе США в Москве от 16 июня 1941 года. Секретно Оценка боеспособности Красной армии.
В сравнении с высокомоторизированными, боеспособными войсками , создаваемыми в большинстве различных стран, Красная армия в настоящее время находится на достаточно низком уровне. Руководство армии состоит из необразованных и даже невежественных людей. В результате чистки 1938 года из армии были изгнаны способные военачальники, что сделало ее сегодняшний состав в качественном отношении неполноценным. Офицерский корпус в целом может быть охарактеризован подобным же образом, за исключением офицеров молодого возраста. Возросшее значение, придаваемое в последнее время системе военных училищ, подняло образовательный уровень и среди половины офицеров на новый уровень, но в этом отношении предстоит еще сделать очень много.
Самая большая слабость Красной Армии состоит в недостатке современного вооружения и техники. В качественном и количественном отношении она нуждается в усилении современными самолетами, артиллерией и автотранспортом. Эти недостатки снижают ее воздушную мощь, огневую мощь и мобильность. Она не сможет противостоять действующей в наступательном духе высокоподвижной армии, оснащенной современным снаряжением и вооружением. Однако плохие дороги, огромные пространства страны могут стать труднопроходимыми даже для современной армии вторжения.
Из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Основные причины поражения наших войск в начале войны.
Наши войска находились в стадии реорганизации и перевооружения более совершенным оружием; наши приграничные войска не были своевременно доведены до штатов военного времени не были приведены в полную боевую готовность. Те меры, которые проводились, оказались полумерой. Все эти недостатки еще больше увеличили преимущества противника.