Современный урок биологии в условиях реализации ФГОС
«Современный урок биологии в условиях ФГОС ООО»
Слайд -№ 2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
Поэтому, сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют у обучающих умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Слайд № 3. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие школьников умению учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные,
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Развитие УУД на уроках биологии возможно через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм. Для формирования УУД можно предложить следующие варианты заданий, которые могут использоваться на различных этапах урока, в том числе включаться в контрольные материалы: дидактические карточки, проверочные, контрольные и диагностические работы.
Слайд № 4. Давайте рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении этих урока в деятельности учителя и учащихся?
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
При подробном анализе этих уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов. Сегодня учитель на уроке не является основным источником знаний, он теперь организатор учебной деятельности, главная цель которого обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. В лексиконе учителя теперь постоянно звучат формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Поэтому при такой организации учебного процесса приоритетными становятся групповая и индивидуальная формы работы.
Разрабатывая урок по ФГОС, учитель должен придерживаться некоторых правил. Во-первых, конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе. Отобрать учебный материал. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.Слайд № 5 Поэтому структура уроков по ФГОС примерно может выглядеть так: I. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд № 6. II. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия). Слайд № 7. Основные типы уроков при этом остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового - это традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум (изучение и первичное закрепление новых знаний). 2. Урок закрепления знаний - практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация (выработка умений по применению знаний). 3. Урок комплексного применения знаний - это практикум, лабораторная работа, семинар ( выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях). 4. Урок обобщения и систематизации знаний - это семинар, конференция, круглый стол (обобщение единичных знаний в систему). 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний ( определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками). Следовательно, структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Первостепенными в диагностике (тестовые контрольно-измерительные материалы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (на воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Слайд № 8 - № 10. Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка уроку Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока. Учитель пользуется сценарным планом урока.
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя. Самостоятельная деятельность обучающихся.
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи;
Формулировка заданий для обучающихся Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д. Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и /или индивидуальная
Взаимодействие с родителями обучающихсяРодители не включены в образовательный процесс. Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.
Образовательная среда Создается учителем.
Выставки работ обучающихся. Создается обучающимися.
Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.
Результаты обучения предметные результаты;
нет портфолио обучающегося;
основная оценка- оценка учителя;
важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
создание портфолио;
ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения;
Слайд № 11. Исходя из выше сказанного можно выделить следующие основные требования к современному уроку биологии по ФГОС.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
В ходе самооценки ученик должен чётко знать, за что ставится «5», за что «4», за что «3» и «2».
Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность ребёнка (маркировка, группировка, подведение под понятие и т.д.).
На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии: как инструмент деятельности учителя, как инструмент формирования УУД, как источник информации.
Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся. Но для её выполнения учитель должен грамотно сконструировать урок. Для успешной самостоятельной работы учитель обязан дать подробную инструкцию, задать пошаговый алгоритм в виде опорного конспекта, показать образец решения, несколько раз повторить, т. е обеспечить ребёнку усвоение. А затем учитель выступает лишь в роли консультанта, освобождает место ученику для приобретения его собственного опыта. У хорошего учителя должен быть лёгкий шумок на уроке.
На каждом этапе должна повторятся тема урока и возвращение к её цели.
На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная - заставить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству.
На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия. Ученик сам заполняет лист самооценки и если он её завышает, а тест показал обратное, то это предмет для разговора.
Слайд № 12. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:- главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению;- на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна;- на уроке используются современные педагогические технологии. Слайд № 13. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Слайд № 14.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова молоко».
Век ХХ1 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.