План урока «Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей. Назначение устройств.»
Тема: Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей. Назначение устроств.7 класс
Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием базовой конфигурацией ПК.
Задачи:
Образовательная: помочь учащимся усвоить устройство компьютера, дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере.
Развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: изучение нового материала, эвристический.
Методы работы: беседа, использование ИКТ.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, взаимопроверка.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, электронный учебник, флипчарт, электронная презентация.
План урока:I. Орг. момент. (1 мин)II. Актуализация знаний. (4 мин)III. Объяснение нового материала. (15 мин)IV. Отработка практических навыков. (10 мин)V. Контроль. (10 мин)
VI. Д/з (2 мин)VII. Итог урока. (3 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
учитель
ученик
1
Что такое информация?
Информация – это сообщение, сведения об окружающем нас мире и процессах, протекающие в нем.
2
Какими свойствами обладает информация?
Полезная, понятная, полная, достоверная.
3
С помощью чего мы воспринимаем информацию? Приведите примеры
Органов чувств. Глаза- читаем, видим, рот - вкус, уши - слышим, кожа - осязаем, нос- запах.
4
Что человек делает с информацией?
Хранит, передает, обрабатывает.
5
С помощью каких устройств мы можем хранить, обрабатывать и передавать информацию?
Компьютер.
III. Объяснение нового материала..
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с компьютером. Скажите пожалуйста – что такое компьютер? (ответы учеников)
Учитель: Компьютер по своей сущности машина для хранения, обработки, передачи информации. История развития компьютерной техники началась ещё в 40-х годах ХХ века, но мы с ней познакомимся на следующем уроке. А тема сегодняшнего урока «Что такое компьютер». Запишите тему сегодняшнего урока.
Объяснения учителя сопровождаются демонстрацией флипчарта. В ходе объяснения учителя учащиеся записывают основные определения в тетради. (Приложение №1)
Компьютеры обладают огромными возможностями по накоплению, поиску и обработки информации. Иногда говорят «персональный компьютер». Уточнение «персональный» здесь не случайно – это значит свой, личный, доступный большинству людей, ведь существует большое количество других видов компьютеров, которые персональными никак не назвать – рабочие станции для предприятий, серверы для связи множества компьютеров в сеть и др. в дальнейшем, говоря «компьютер» мы будем иметь в виду именно персональный компьютер.
Флипчарт №1
Персональный компьютер – это компьютер, предназначенный для обслуживания одного рабочего. По своим характеристикам он может отличаться от больших ЭВМ, но функционально способен выполнять аналогичные операции. По способу эксплуатации различают настольные, портативные и карманные модели ПК. В дальнейшем мы будем рассматривать настольные модели и приемы работы с ними.На современном рынке вычислительной техники разнообразие модификаций и вариантов компьютеров огромно, но любой, даже самый необычный комплект неизменно включает одни и те же виды устройств.
Флипчарт №2
Базовая конфигурация ПК - минимальный комплект аппаратный средств, достаточный для начала работы с компьютером. В настоящее время для настольных ПК базовой считается конфигурация, в которую входит четыре устройства: Системный блок; Монитор; Клавиатура; Мышь.
Флипчарт №3
Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, считающиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, считаются внешними.В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках и некоторые другие устройства. На лицевой панели вы видите несколько кнопок – уже известная вам кнопка Power – включения и кнопка Reset – перезагрузка компьютера, пользоваться которой можно лишь с разрешения учителя. Несколько световых индикаторов – включения и обращения к жесткому диску.
Флипчарт №4
Монитор – устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации. Служит в качестве устройства вывода. Они отдаленно напоминают бытовые телевизоры.
В настольных компьютерах обычно используются мониторы на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ). Однако монитор является также источником высокого статического электрического потенциала, электромагнитного и рентгеновского излучений, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека. В портативных и карманных компьютерах применяют мониторы на жидких кристаллах (ЖК). В последнее время такие мониторы стали широко использоваться и в настольных компьютерах. Преимущество ЖК-мониторов перед мониторами на ЭЛТ состоит в отсутствии вредных для человека электромагнитных излучений и компактности. Но ЖК-мониторы обладают и недостатками. Наиболее важные из них – это плохая цветопередача и смазывание быстро движущейся картинки. Иначе говоря, если взять достаточно качественный ЭЛТ-монитор, то он будет пригоден для любых задач без оговорок – для работы с текстом, для обработки фотографий, для игр и так далее; в то же время среди ЖК-мониторов можно выделить модели, подходящие для игр – но они непригодны для работы с фотографиями, можно выделить модели, имеющие прекрасную цветопередачу – но они плохо подходят для динамичных игр, и так далее.
Мониторы могут иметь различный размер экрана. Размер диагонали экрана измеряется в дюймах (1 дюйм =2,54 см) и обычно составляет 15, 17, 19 и более дюймов.
Флипчарт №5
Клавиатура – клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Информация вводиться в виде алфавитно-цифровых символьных данных. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 информирующих о режимах работы световых индикатора в правом верхнем углу.
Флипчарт №6
Мышь – устройство «графического» управления. При перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их. Используя клавиши мыши (их может быть две или три) можно задать тот или другой тип операции с объектом. А с помощью колесика можно прокручивать вверх или вниз не умещающиеся целиком на экране изображения, текст или web-страницы.
В оптико-механических мышах основным рабочим органом является массивный шар (металлический, покрытый резиной). При перемещении мыши по поверхности он вращается, вращение передается двум валам, положение которых считывается инфракрасными оптопарами (т.е. парами «светоизлучатель-фотоприемник») и затем преобразующийся в электрический сигнал, управляющий движением указателя мыши на экране монитора. Главным «врагом» такой мыши является загрязнение.
В настоящее время широкое распространение получили оптические мыши, в которых нет механических частей. Источник света размещенный внутри мыши, освещает поверхность, а отраженный свет фиксируется фотоприемником и преобразуется в перемещение курсора на экране.Современные модели мышей могут быть беспроводными, т.е. подключающимися к компьютеру без помощи кабеля.Флипчарт №7
Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации.
Вот некоторые из них: Принтер; Сканер; Модем; Web-камера.
Флипчарт №8
Принтер служит для вывода информации на бумажный носитель (бумагу). Существуют три типа принтеров: матричный струйный лазерный
Флипчарт №9
Матричные принтеры это принтеры ударного действия. Печатающая головка матричного принтера состоит из вертикального столбца маленьких стержней (обычно 9 или 24), которые под воздействием магнитного поля «выталкиваются» из головки и ударяют по бумаге (через красящую ленту). Перемещаясь, печатающая головка оставляет на бумаге строку символов.
Недостатки матричных принтеров состоят в том, что они печатают медленно, производят много шума и качество печати оставляет желать лучшего (соответствует примерно качеству пишущей машинки).
В последние годы широкое распространение получили цветные струйные принтеры. В них используется чернильная печатающая головка, которая под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу. Перемещаясь вдоль бумаги, печатающая головка оставляет строку символов или полоску изображения.
Струйные принтеры могут печатать достаточно быстро (до нескольких страниц в минуту) и производят мало шума. Качество печати (в том числе и цветной) определяется разрешающей способностью струйных принтеров, которая может достигать фотографического качества 2400 dpi. Это означает, что полоска изображения по горизонтали длиной в 1 дюйм формируется из 2400 точек (чернильных капель).
Лазерные принтеры обеспечивают практически бесшумную печать. Высокую скорость печати (до 30 страниц в минуту) лазерные принтеры достигают за счет постраничной печати, при которой страница печатается сразу целиком.
Высокое типографское качество печати лазерных принтеров обеспечивается за счет высокой разрешающей способности, которая может достигать 1200 dpi и более.
Плоттер. Для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электрических и электронных схем и пр.) используются специальные устройства вывода плоттеры. Принцип действия плоттера такой же, как и струйного принтера.
Флипчарт №9
Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер.
Сканеры бывают двух типов: ручные планшетные.
Ручной сканер для компьютера похож на сканер, используемый в супермаркетах для считывания штрих-кода. Такой сканер перемещается по листу с информацией построчно вручную, и информация заносится в компьютер для дальнейшего редактирования. Планшетный сканер выглядит и работает примерно так же, как и ксерокс - приподнимается крышка, текст или рисунок помещается на рабочее поле, и информация считывается.
Системы распознавания текстовой информации позволяют преобразовать отсканированный текст из графического формата в текстовый.Разрешающая способность сканеров составляет 600 dpi и выше.
Флипчарт №10
Модем или модемная плата служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля).
Для организации на бескрайних просторах Интернета видеоконференций (или просто болтовни) пригодится (Флипчарт №11)Веб-камера. С помощью этих устройств (и, естественно, быстрых локальных сетей), можно в любой момент устроить совещание со своими сотрудниками, не отрывая оных от насиженных рабочих мест. Происходит обмен видео информацией.
IV. Отработка практических навыков.
Учитель демонстрирует, как правильно включать и выключать компьютер, пользоваться манипулятором (мышью).
Учащиеся приступают к самостоятельной работе на компьютере:
- включают компьютер;
- работают с заданиями электронного учебника. (См. презентацию).
V. Контроль (Флипчарт №12)
Задание
Сравните предназначение некоторых органов человека и устройств компьютера при реализации информационных процессов.
Укажите стрелками устройства компьютера и органов человека, выполняющие тот или иной другой информационный процесс.
Запишите назначение соответствующих устройств компьютера и органов человека в таблицы.
По окончанию выполнения задания учащиеся обмениваются листами-ответов и осуществляют взаимопроверку. Правильные ответы отображены на флипчарте №13
VI. Д/зстр.18-20 «Что такое компьютер?» - читать. Составить понятийный словарик.
VIII. Итог урока.Подведение итога урока. Выставление оценок.На уроке мы узнали, что такое базовая конфигурация ПК, какие устройства входят в базовую конфигурацию ПК.