Методическая разработка открытого урока на тему: Работа над кантиленой на примере Песни без слов ор.38 A-dur
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Чердаклинская детская школа искусств
Методическая разработка открытого урока по теме:
«Работа над кантиленой на примере Песни без слов ор.38 A-dur Ф.Мендельсона»
Разработала:
Нурзадина В.Н.
преподаватель первой
квалификационной категории
отделения фортепиано
МОУ ДОД Чердаклинская ДШИ
р.п.Чердаклы2015 г.
Содержание
План урока _________________________________ 2стр.
Технологическая карта урока__________________ 3стр.
Конспект урока______________________________4 стр.
Дидактический материал______________________ 8стр.
Список используемых источников______________9 стр.
Приложение________________________________10 стр.
План урока
Тема урока: Работа над кантиленой на примере «Песни без слов» ор.38
A-dur Ф.Мендельсона.Учебная дисциплина: Музыкальный инструмент.
Класс: 7
Специальность: Фортепиано.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Беседа, практическая работа.
Форма организации учебного занятия: Урок индивидуальный.
Методическая цель урока: Совершенствование навыков исполнения произведений кантиленного характера.
Задачи урока:
- совершенствование навыка звукоизвлечения;
- работа над выразительным интонированием мелодической линии;
- развитие художественного вкуса, осмысленного понимания стилевых особенностей исполняемого произведения.
Материально-техническое обеспечение урока: Инструмент, ноты, мультимедийные устройства, аудиозаписи.
Методы обучения: Рассказ (устное разъяснение), показ (исполнение самим педагогом), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест).
Межпредметные связи: Музыкальная литература.
Ход урока:
Вводная часть – 5 мин.
Основная часть:
а) объяснение темы – 10 мин.
б) практическая работа – 25 мин.
Заключительная часть:
а) подведение итогов урока – 3 мин.
б) домашнее задание – 2 мин.
Технологическая карта урока
№
п/п Этапы
урока Дидактическая
цель Метод
обучения Методическое
обеспечение Деятельность
преподавателя Деятельность
обучающегося
1. Вводная
часть Знакомство с
темой урока Приветствует
обучающегося,
знакомит с темой
урока. Приветствует
преподавателя.
2. Основная
часть Объяснение
темы Рассказ,
показ,
беседа,
практическая
работа. Ноты,
аудиозапись.
Беседует,
задаёт вопросы,
создаёт
эмоциональный
настрой. Слушает,
отвечает на
вопросы,
выполняет
задания.
3. Заключительная
часть Подведение
итогов Задаёт вопросы,
даёт домашнее
задание. Рассказывает,
что он узнал нового на уроке
Конспект урока
Урок начинается с приветствия. После знакомства с темой урока, следует небольшая историческая справка о композиторе, об особенностях его творчества, рассказ о цикле «Песни без слов».
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 – 1847) в период расцвета музыкального романтизма стал одним из ярких представителей этого стиля в Австрии. Его дебют совпал с закатом творчества Бетховена – последнего венского классика. Современниками Мендельсона были Шуберт, Шуман, Вебер и юный Вагнер.
«Песни без слов» - это разновидность фортепианной миниатюры. У Мендельсона в небольших пьесах отчётливо обозначилась основная тенденция романтиков – «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность, как бы одушевить инструмент, заставить его петь. Сорок восемь «Песен без слов» - собрание пьес, которые Мендельсон сочинял на протяжении всей своей творческой жизни. В этих миниатюрах раскрыт душевный мир композитора – лирика и поэта.
В основе каждой «Песни» лежит один музыкальный образ, его эмоциональное содержание сосредоточено в мелодии, которую ведёт обычно верхний голос, остальные аккомпанирующие или контрапунктирующие голоса образуют фон, который, оттеняя рельеф мелодии, обогащает её выразительность. Чтобы охарактеризовать различные особенности «Песен», целесообразно разделить их на несколько групп: песни-романсы, хоровые песни, песни с ярко выраженным программным элементом (жанровые сценки), песни, имеющие черты скерцозности.
Песня A-dur op.38, которая находится у нас в работе, напоминает несложное переложения для фортепиано тех хоровых песен, которые широко бытовали во всевозможных певческих союзах, обществах, академиях. Им свойственно идущее от хорала четырехголосие, звучащее от начала до конца пьесы. В них мелодическая линия более спокойна, плавна; скачки, волнения встречаются сравнительно реже.
После проигрывания всей пьесы целиком, намечаем этапы работы: определение формы (простая двухчастная форма со вступлением и постлюдией в виде арпеджированных пассажей); работа над мелодией и аккомпанементом (интонации, фразировка, метро-ритм, динамика, эмоционально-образная сторона).
Прошу ученицу ещё раз исполнить вступление. Отмечаем, что оно состоит из двух эпизодов: арпеджированного и аккордового. Разберём первый эпизод. Обращаю внимание на мелодическую линию баса – исполняем её отдельно и поём. В соответствии с динамикой (рр), басы следует играть мягко, но внятно, не теряя мелодическую линию. Добавляем арпеджированные пассажи правой руки. Начало каждого пассажа играть тихо и аккуратно (не перебивать бас), но пальцы должны быть предельно активными. Чтобы добиться целостности всего эпизода, предлагаю ученице представить, как последняя «восьмая» пассажа стремится в следующую за ней ноту баса («воздушный мостик» между партиями рук).
Аккордовый эпизод вступления прорабатываем отдельно: играем отдельно верхний голос, чтобы отчётливо услышать мелодию при строгом соблюдении аппликатуры – работа 3, 4,5 пальцев с глубокой опорой, и дополняющий облегчённый 1 палец (одна рука выполняет функцию двух). Разбираем интонационное содержание данного эпизода – для этого предлагаю разбить мелодическую линию на короткие мотивы (по два звука), чтобы услышать диалог регистров (средний-высокий) и вопрос-ответ. Непременное условие работы – пение. Это помогает и в определении динамики в таком коротком эпизоде.
Таким же образом работаем над партией левой руки. Но в отличие от правой руки, где мелодия проходит в верхнем голосе, в левой руке необходимо более рельефно провести бас.
Соединяем партии. Прошу ученицу исполнить вместе верхний голос (мелодию) и нижний голос (бас). Обязательное условие – пение голосов при одновременном проигрывании в интонационно-образном и динамическом ключе. Добавляем средние голоса.
Работая над аккордовым эпизодом, сразу обращаю внимание на чёткий метр «шестнадцатых». Здесь важно каждый аккорд сыграть предельно точно по длительности. Предлагаю все шесть аккордов сыграть неглубоким прикосновением рук при активных пальцах (как бы перекладываем какой-либо предмет). Каждое движение должно точно повторять предыдущее (прислушаться к внутренним ощущениям).
Соединяем два элемента вступления – арпеджированный и аккордовый. Первый элемент должен прозвучать лирично и легко, а второй – более сухо и строго. Но общий динамический план не выходит за рамки Р (пиано). В такой своеобразной прелюдии содержится интонационное зерно будущей мелодии.
Как отмечалось ранее данная «Песня» напоминает четырёхголосный хорал. Поэтому очень важно услышать и провести мелодию в аккордах. Основной принцип работы над мелодией в аккордах был описан выше. Но в отличие от вступления здесь необходимо исполнять аккорды глубоким погружением в клавиатуру свободной руки. Обратить внимание на аккуратное исполнение окончаний фраз (рука идёт на «вдох»). В тех эпизодах, где мелодия проходит на фоне выдержанных звуков, исполнять её более вытянутыми пальцами (доставать звук из клавиатуры), слушать, чтобы ни один звук не прошёл мимо ушей, предельно мелодизировать исполнение украшений. Обязательно дослушивать долгие звуки, слышать, как короткие звуки являются продолжением долгих (как бы вытекают из них).Разбирая интонационно-образный строй, приходим к выводу, что здесь можно услышать диалог двух партий хора – мужской и женской. Эти партии где-то звучат вместе, где-то перекликаются. Такую разнотембровость необходимо передать в своём исполнении.
Очень изобразителен тонально-гармонический план, что требует чуткости слуха, реакции на смену красок. Чтобы разнообразить «одинаковость» фраз и мотивов, предлагаю исполнить их по-разному – в одной фразе провести рельефно линию верхнего голоса. В другой похожей фразе переключить внимание на мелодическую линию баса. Ещё один вариант – изменение динамики.
Что касается метро-ритмической стороны, то, на мой взгляд, данная «Песня без слов» должна звучать без излишних отклонений от метра. Это придаёт некоторую строгость, сдержанность и уравновешенность. Но следует опасаться статичности. Поэтому следует короткие мотивы и фразы объединять в более длинные построения (исполнять как бы на одном дыхании). Прошу ученицу, исполняя (в том числе и голосом) несколько фраз подряд, как можно дольше не брать дыхание.
Одновременно с работой над фразировкой, итонацией включаем и педаль. Несмотря на то, что педаль выписана в тексте, предлагаю ученице брать свою педаль. Для этого необходимо активизировать слуховой контроль и при необходимости менять педаль после каждого звука. Наша цель – не «замазать» грехи, а наиболее полно раскрыть образ. Завершить работу на данном этапе хочется словами Е.Ф.Гнесиной: «Песни без слов» Мендельсона – замечательный музыкальный материал для воспитания слуха и приобретения пианистических навыков, необходимых для овладения многоплановой палитрой в исполнении…».
В заключение урока прослушиваем «Песню без слов» в записи.
Подводим итоги, определяем этапы домашней работы.
Дидактический материал
Ф.Мендельсон Песни без слов. Тетрадь 3, опус 38 №№ 13-18.
Список используемых источников
1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: «Музыка», 1988.
2. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: «Музыка», 1961.
3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.
4. Гинзбург Л.О работе над музыкальным произведением. – М.,1953.
5. http://www.belcanto.ru/6. http://www.schoolrm.ruПриложение