ДокладИспользование ИКТ как фактор повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы
Использование информационно-коммуникативных технологий как фактор повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы
В Послании Президента народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!" образование выделено как один из главных разделов социальной политики государства. "Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности", - отмечается в Послании. Таким образом, видим, что сегодня, как никогда, образование находится в центре внимания казахстанской общественности. В контексте принятой Концепции Республики Казахстан до 2015 года особое внимание уделяется качеству образования как обеспечению социального заказа общества, как социально определенной категории. Лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана - "Стратегия Казхстан-2050" отметил, что повышение уровня качества образовательного процесса напрямую зависит от внедрения информационных технологий. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Поставленная Президентом РК Н.А.Назарбаевым задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира требует повышения конкурентоспособности казахстанского образования. Одним из национальных приоритетов является развитие человеческих ресурсов, ведущая роль в котором принадлежит образованию.
Век нынешний - это век информационный. Современная педагогика основана на единстве знаний и умений, соответствующих уровню развития науки, техники и их продукта - информационных технологий. Сегодня внимание уделяют использованию информационных технологий в школе. В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь теоретических и практических знаний. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения. В наше время компьютер - первый помощник и советчик учителя, т.е. способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объём материала за счет экономии времени. Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Например, на уроках русского языка и литературы я применяю разнообразные ресурсы: карточки, презентации, дидактический материал, тесты. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Такие уроки в сочетании с другими делают занятия необычными, увлекательными и запоминающимся - это зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока. При проведении уроков я использую презентации : на этапе актуализации знаний, при закреплении знаний, для обобщения и систематизаций знаний. Компьютерные задания составляю в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся. С помощью MS Word разработываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, дидактический материал, путешествия в биографию писателей, викторины, использование их позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению, повышает мотивацию в обучении.
В своей практике я и ранее применяла средства ИКТ, поэтому обучающиеся уже имеют навыки работы с компьютерными технологиями. Приведу пример применения модуля "Обучение с использованием ИКТ в преподавании", в серии уроков по разделу "ЛЕКСИКА". Выделю основные возможности ИКТ, которые помогли мне создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, карточки); создание презентаций на определенную тему по учебному материалу; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока. Учащиеся на интерактивной доске выполняли задания в группах, индивидуально, в парах.
На этапе вызова мною часто использовались демонстрационные средства ИКТ: интерактивная доска, презентация Power Point, компьютер, интерактивная доска и компьютер дают возможность создать благоприятный психологический настрой на уроке.
На первом же уроке после психологического настроя я включила интерактивную доску со слайдом, на котором были написаны дата, тема урока. На первом урока "Слово и его лексическое значение" строки из стихотворения В. Шефнера, и попросила ребят, как они понимают эти строчки, которые они видят на слайде. Следующий слайд репродукция картины с И. Шишкина "Осень" со стихотворением А.С. Пушкина "Унылая пора! Очей очарованье!" Следующая просьба была назвать, какое время года изобразил художник в своей картине. Учащиеся ответили, что это осень, этим мы определили воспитательную цель, помимо учебного материала на уроке будет музыкальный трениг с картинами живописцев Шишкина и Левитана, слайд в сопровождении музыки и чтением стихотворения А. Пушкина "Унылая пора! Очей очарованье!"На стадии вызова я применила "Мозговой штурм", для общего восприятия вопросы были отражены на интерактивной доске. Для подтверждения теоретических сведений по лексике на интерактивной доске демонстрировала слайд с наглядными иллюстрациями: омонимов, антонимов, синонимов. На стадии осмысления на интерактивной доске были задания для индивидуальной, групповой и коллективной работы. При решении проблемных ситуаций на уроке для восприятия на слайде был текст "Кто прав", чтобы для исследования и обсуждения текст был перед ними. С целью воспитания бережного отношения к природе, любви к искусству применила на уроке музыкальный тренинг "Унылая пора ! Очей очарованье!", который демонстрировался в сопровождении музыки и чтением ученицей стихотворения А. Пушкина . На стадии рефлексии был подведен итог урока, ребята ответили на поставленные вопросы и слайд о красоте речи.
Второй урок на тему "Общеупотребительные и необщеупотребительные слова" На стадии вызова для мотивации была предложена орфографическая задача, учащиеся в паре на компьютере решали задачу, а ответ высвечен был на интерактивной доске. Работая в паре, заполняли на каждом этапе графу таблицы "ЗХУ". На стадии осмысления в группе на компьютерах решали кроссворд, решали орфографическую задачу.
На третьем уроке я также применила идеи модуля ИКТ.
На стадии осмысления.
Коллективная работа. Работа в тетради, проверка по слайду.
Индивидуальная работа на компьютерах : подобрать нужные слова и добавить их в загадки
На стадии рефлексии ребята ответили на вопросы, на доске слова великих людей о значении слова и образной речи человека.
Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя, свои уроки, я тщательно продумывала цель, место и способ использования ИКТ.
Использую ИКТ на различных этапах урока:
· подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
· усвоение новых знаний;
· закрепление новых знаний;
· подведение итогов урока;
· домашнее задание.
Проанализировав возможности и ресурсы ИКТ, я заметила, что даже фрагментарное использование интерактивной доски на уроке эффективно. Время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками, что значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. Наибольший интерес у учащихся вызывают такие возможности использования интерактивной доски, как новизна изложения материала, опыты, демонстрация и эксперимент. Повышается и интерес к предмету в целом.
Как в начале, так и в конце урока дети обращены к целям работы. В начале урока это своеобразным образом дисциплинирует детей, настраивает на рабочий лад, а в конце - учащиеся с удовольствием анализируют результат своей деятельности, свои успехи и неудачи.
Уроки, проведённые в такой форме, имеют большое значение для приобщения к познавательной деятельности учащихся, способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
воспитательного процесса, обеспечивая:
- повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
- обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Я считаю, если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Но все же, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:
* интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса,
* многоаспектное развитие школьника,
*подготовку учащихся школы к жизни в условиях информационного общества,
* реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: "Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд…"