Презентация по технологии на тему Приемы формирования навыков смыслового чтения на уроках технологии.
Учитель: Дорохова Н.И. МКОУ Калачеевская СОШ №1 «Люди перестают мыслить,когда перестают читать»Д. Дидро Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чем главное дело. К.Д.Ушинский Цель: формирование навыков применения приёмов смыслового чтения при работе учащихся с текстовой информацией на уроках технологии.Задачи:1. Познакомить учителей со стратегиями смыслового чтения.2. Углубить знания педагогов о методах и приемах смыслового чтения. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Смысловое чтение В Примерной основной образовательной программе под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98]. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Стратегии смыслового чтения Под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Приемы смыслового чтения «Задай вопрос»«Читаем и спрашиваем»«Дневник двойных записей»«Чтение с пометками»«Ассоциативный куст»«Ромашка Блума»«Приём тонких и толстых вопросов»«Чтение с остановками»«Таблица ЗХУ»«Дерево предсказаний» «Моделирование и рисунок»«Ключевые слова» «Верите ли вы…» «Составь задание».«Восстанови текст» « Сопоставление» ……. Приемы смыслового чтения Приём «Кластер» (« Ассоциативный куст») Цель: Научить структурировать информацию, находить связь между отдельными элементами Задание №1 Шерсть Задание №1 шерсть баран зима носки тепло Шерсть.Шерсть – волосяной покров животных. Он состоит из длинных прямых или волнистых волосков и тонких коротких, более мягких и извитых. Это шерстяные волокна. Из них изготавливают нити, пряжу, которые, в свою очередь, используют для изготовления ткани. Основную массу шерсти дает овца. Специальными ножницами или машинками шерсть состригают почти цельной неразрывной массой, которая называется руном. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы. У верблюда и его южноамериканских родственников – ламы и альпака - шерсть необычайно теплая. Вариант 1 (для девочек) Задание №1 шерсть овца зима носки руно волокно лама ткань верблюд Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладеть приёмом постановки вопросов к тексту.«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Задание №2 Тонкие вопросыКто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Согласны ли Вы…? Толстые вопросыДайте несколько объяснений, почему...?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…? Получение шпона и фанеры.Много древесины идёт на изготовление шпона и фанеры. Шпон - это изготовленные различными методами тонкие листы древесины. В настоящее время шпон получают лущением и строганием. Клееная фанера – это искусственный древесный материал, состоящий из трёх и более листов лущеного шпона. Листы шпона склеивают так, чтобы направления волокон в них было взаимно перпендикулярно. Благодаря этому фанера обладает одинаковыми механическими свойствами во всех направлениях. Вариант 2 (для мальчиков) Приём « Ромашка Блума» Классификация вопросов Б.Блума 1. Простые вопросы: Как ..? Что ….? Из чего…?2.Уточняющие вопросы : Правда ли что… Я правильно понял, то….3.Объясняющие вопросы: Почему?4.Творческие вопросы: Что бы произошло, если…5.Оценочные вопросы : Что лучше? Как вы относитесь?6. Практические вопросы: Как бы я поступил, если…. Приём «Составление технологической карты» Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Задание №4 Наименование продуктов Кол-воПродуктов Технологическая операция Посуда, инструменты № Технологическая операция Графическое изображение Вид работ Инструменты, оборудование Вариант 1 (для девочек) Вариант 2 (для мальчиков) Технологическая карта Технологическая карта Задание №5 » (Чтение с пометками) V Знакомая информация + Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Вариант 1 (для девочек) Пластмассы.Пластмассы – это искусственные сложные химические вещества, производимые химической промышленностью ( ). Сырьём для получения пластмасс являются нефть, уголь, природный и коксовый газ, отходы деревоперерабатывающей и пищевой промышленности ( ). Смола связывает наполнители ( ). Наполнителями служат очёсы льна и хлопка, древесная мука, бумага, графит ( ). Эти добавки увеличивают объем пластмассы, задают ей необходимые свойства, окрашивают в нужный цвет ( ). Задание №6 Приём «Верные и неверные утверждения» Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Вариант 2 (для мальчиков)Разметка заготовок из древесины.Разметка – это нанесение на заготовку линий и точек, указывающих места обработки. Чтобы произвести разметку, нужно иметь специальные инструменты. Линейка служит для откладывания размеров на заготовке, контроля размеров. Угольник предназначен для построения углов разного значения. Ерунок – инструмент для разметки окружностей. Задание №7 » Структура синквейна:Существительное (тема).Два прилагательных (описание).Три глагола (действие).Фраза из четырех слов (описание).Существительное (перефразировка темы). Вариант 1 (для девочек) КашиКрупы и бобовые имеют важное значение в питании, так как содержат углеводы, белки, жиры, витамины группы В, макро- и микроэлементы. Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых, вторых. Особенно популярны каши. Каши в зависимости от консистенции делят на рассыпчатые, вязкие, жидкие. Перед тепловой обработкой крупы перебирают, мелкие просеивают, крупные промывают, обжаривают, замачивают. Синквейн Каша Вязкая и рассыпчатая Перебрать, промыть, сварить Получается очень вкусно и полезно Из крупы СинквейнЧтениеВдумчивое, осмысленноеПрочитать, понять, осознатьБудем учить этому школьниковВажно