Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания в основной школе
Формирование гражданской идентичности на уроках обществознания в основной средней школе.
Автор: Артемьева Н.В.,
учитель истории и обществознания
МАОУ города Иркутска гимназии №2
Процесс идентификации - это процесс самоотождествления личности с другим человеком или общественной группой. Отождествляя себя с какой-либо общностью, человек в своём поведении невольно стремится соответствовать образу её «типичного представителя», подражает образцам поведения, принятым в этой среде, осваивает соответствующие социальные роли.
Различные формы идентичности (семейной, территориальной, возрастной, половой, этнической, религиозной, гражданской) определяют мировоззрение человека, стиль его жизни, систему ценностей, целевые установки, убеждения, мотивы и предпочтения в социальной и политической жизни.
Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть осознания того, что личность принадлежит некоторой большой социальной группе.
Когда мы говорим о гражданской идентичности личности, то подразумеваем общероссийскую гражданскую идентичность, основой которой является общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации. Российская нация- это гражданская общность, объединяющая этнические группы, проживающие в рамках Российского государства при сохранении ими своей национально-культурной самобытности. Таким образом, основу российской гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению, и общая историческая судьба.
Наиболее полно педагогические задачи формирования российской гражданской идентичности в нашей гимназии решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка.
Историческая память есть необходимое условие осознания гражданской идентичности и самосознания личности. Основой формирования и развития гражданственности школьника выступает изучение истории России, места и роли нашего государства в мировом историческом процессе в прошлом и настоящем, понимание особенностей традиций и культуры народов, проживающих в одном государстве и исторически связанных общей историей и судьбой.
Предмет «Обществознание» в основной средней школе обеспечивает формирование ценностно-мировоззренческой основы российской гражданской идентичности; системы социальных представлений о социально-политическом устройстве (представление о государственном устройстве России, знание и уважение её государственных символов, знание основных прав, свобод и обязанностей гражданина), структуре и динамике развития российского общества и государства, создает основы формирования гражданско-правового сознания учащихся.
Научным сообществом признано, что гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Процесс осознания гражданской идентичности протекает через определение социальных статусов и ролей, присущих индивиду и осознание своей социальной идентичности.
Формирование социальной идентичности происходит в основном естественным путём: являясь членом общества и его элементов, социальных групп, личность реализует свои социальные потребности: потребность в принадлежности, понимании, общении, защите своих интересов. Отождествляя себя с другими людьми и общностями, человек осваивает роли, типичные для представителей конкретной социальной группы, формирует мотивы деятельности, личностные установки.
Однако для того, чтобы процесс идентификации протекал осмысленно необходимы не только специально организованная среда, но и система упражнений, направленных на осознание и принятие своей принадлежности к конкретной социальной группе, конкретной общности. Процесс идентификации протекает результативнее, если личность отождествляет себя с конкретной социальной общностью (гражданин РФ, ученик гимназии №2).
На уроках обществознания могут быть применены упражнения, способствующие осознанию своей социальной идентичности, в том числе и гражданской.
Упражнение «Кто Я?»
Задачи:
- осознание своей уникальности и одновременно общности с другими;
- осознание своей принадлежности к различным социальным группам;
- осознание своей гражданской идентичности
Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу участников.
Процедура проведения. Ведущий просит каждого подумать и 10 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, ученик, друг), а не «Какой Я?» (скромный, добрый, веселый). Затем ведущий просит добровольца назвать первые пять позиций в его ответе. После называния каждой из позиций ведущий просит поднять руки тех участников, у которых эта позиция также присутствует в перечне. Предложенные слова записываются на доске со своим рейтингом (число участников, написавших это слово в своем перечне, например, человек – 5, ученик – 3). После этого ведущий предлагает следующему участнику назвать те определения, которые не были названы первым участником и т.д. В результате получается обобщенный групповой портрет.
Вопросы для обсуждения:
Что можно сказать о всей группе на основе предложенных
· характеристик?
С какими группами чаще всего мы себя отождествляем? Почему?
Сделайте выводы. Какое по значимости место в самосознании участников тренинга занимает российская гражданская принадлежность и почему так происходит?
Гражданская идентичность выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, она выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Одним из средств обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности к определенной общности является система символов.
Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, графического изображения узнаваемых архитектурных сооружений, знаменательных для страны исторических и современных событий, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности.
Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности является центральным символом гражданской идентичности, включающим в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним.
Упражнение «Мы – граждане России»
Задачи:
- формирование представлений о гражданской российской идентичности у участников тренинга;
- стимулирование процесса осознания гражданской общности на основе идентификации.
Процедура проведения.
1. Ведущий делит учащихся на подгруппы по 4-5 человек. Участникам группы предлагается ответить пять раз на вопрос:
Что объединяет граждан России?
1. _____________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5._____________________________________________________________
2. Затем участники получают принадлежности для рисования и листки белой бумаги А4, вырезанные в форме футболок. Им предлагается придумать и нарисовать изображение на футболке на тему: «Мы – граждане России»
3. Через 5-7 минут подгруппы рассказывают о результатах своей работы, демонстрируют свои творческие работы, поясняют, почему выбрали такой образ (символ) России.
Вопросы для обсуждения:
Какие моменты, объединяющие граждан нашего государства, кажутся вам наиболее важными?
Нужно ли отдельному человеку чувствовать свою общность с другими гражданами своего государства? Для чего?
Важной характеристикой гражданской идентичности является осознание гордости за свою страну, чувство сопереживания ее исторического прошлого и ответственности за настоящее и будущее своей Родины. Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.
Упражнение «Да, я горжусь своей страной»
Задачи:
- актуализация у участников патриотических чувств;
- развитие гражданской идентичности.
Процедура проведения. Ведущий раздает участникам листки бумаги и предлагает им письменно три раза закончить предложение «Да, я горжусь своей страной потому, что».
Задание:
Письменно три раза закончите предложение «Да, я горжусь своей страной потому, что»
Зачитайте вслух ваши ответы, поясните своё суждение.
Через 5 минут участники по очереди зачитывают результаты своей работы.
Вопросы для обсуждения:
Важно ли для человека испытывать гордость за свою страну? Почему?
Важно ли для государства, чтобы его граждане гордились своей страной? Почему?
Основными показателями сформированности гражданской идентичности являются такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, социальная активность и ответственность, которые проявляются в повседневной и политической жизни человека.
Понятие гражданской идентичности включает не только осознание личностью принадлежности к конкретной гражданской общности, но и отношения гражданина и государства, основанных на взаимном уважении, защите законных прав и интересов сторон. Осознание гражданами своей общности становится фактором консолидации социума, что создает условия для формирования благоприятной среды для воспитания гражданственности и социальной ответственности подрастающего поколения за судьбу Родины и благополучия каждого жителя страны.
Используемая литература:
Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование. Интернет-журнал «Проблемы современного образования» №1,2012г
Гаврилова Т.П. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. / Воспитание школьников.- 2002. – № 7-28с.
Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. / Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9 – 16с.
Программа обучающего тренинга «Гражданская идентичность личности» для учителей и руководителей образовательных учреждений (для основной ступени образования). Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-394842.html
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15