Статья по теме Использование активных методов в процессе обучения

Использование активных форм и методов в учебном процессе
Заместитель директора по учебно-методической работе Есиркепова А.Т

Происходящие преобразования в системе образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни.
Одним из важнейших элементов комплексного преобразования образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни.
Внедрение активных технологий обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся и обязательное условие эффективной реализации компетентного подхода, которое предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь – это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от лекционного к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний обучающихся с их практическими потребностями.
В связи с вышесказанным предлагается описание активных форм обучения и особенности их использования в образовательном процессе.
Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся». Активные формы обучения – это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. 1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги. 2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы обучающегося , которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль преподавателя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание. 3.Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии обучающихся с окружающей информационной средой. Опыт обучающихся – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.
4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у обучающихся является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. Игра  – это частица  детской жизни. В игре обучающийся действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для обучающихся.
5.Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых обучающиеся превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у обучающихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения
Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
Использование игровых форм.
Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).

·Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов типа «Хочу спросить », «Для меня сегодняшний урок », «Я бы сделал так », «Я думаю, что » ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).
Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
Различные виды домашней работы (групповые, творческие, деффиренцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
Деятельностный подход в обучении.
Активные формы ведения уроков
Проектный урок
Уроку предшествует мозговой штурм, в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.
Затем обучающиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования ( при этом на всех этапах самостоятельной работы группы преподаватель выступает в качестве консультанта, помощника или, по просьбе обучающихся, как участник малой исследовательской группы); цели, направления и содержание исследований; структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон; результатом защиты становится награждение разработчиков проектов.
Схема проведения урока – проекта:
Определение проблемы предполагаемого проекта (его задачи, тип, количество участников).
Выдвижение и обсуждение с обучающимися гипотез решения основной проблемы.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения.
Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам.
Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
Защита проекта.
Коллективное обсуждение, экспертиза ( внешняя оценка выполненной работы), выводы.

Интегрированный урок
Проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2 – 3 педагога, 60-80% урочного времени отводится творчеству обучающихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на обучающихся: показ репродукций картин, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

Урок с дидактической игрой
Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
Структура дидактической игры: игровой замысел; правила, игровые действия; познавательное содержание, или дидактические задачи; результат игры.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Методические особенности урока – диалога.
Преобладание общей учебной проблемы каждым обучающимся, порождение им своего вопроса как загадки, трудности, которая побуждает мысль, а не снимает проблему.
Смысл урока – диалога – в постоянном воспроизведении ситуации «Ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса.
Выполнением мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного обучающимся. Цель – не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция преподавателя: ставя проблему, преподаватель выслушивает все варианты и переопределения. Преподаватель помогает выявить различные формы логики разных культур, различные точки зрения, и поддерживает их культурными концепциями.
Позиция студента: обучающийся в учебном диалоге оказывается в пространстве разных культур.
Урок-семинар
Семинар – учебно-практическое занятие, на котором обучающиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Основные действующие лица: докладчик, содокладчик, пара экспертов (преподаватель-обучающийся),провокатор, ученый (-ые),ассистент
Методическая работа будет направляться на то, чтобы как можно большее количество преподавателей могли внедрять активные формы и методы обучения, повышающие качество знаний обучающихся. Это работа, которая включает в себя: систематические отчеты обучающихся по самообразованию;проведение анализа посещенных уроков; участие в работе предметных методических объединений; взаимопосещение уроков коллег, работающих над проблемой внедрения активных форм обучения обучающихся; мотивация преподавателей на проведение открытых уроков.
Мы пришли к выводу, что именно использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность обучающихся, решать задачи, стоящие передними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности.
Литература:
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий – М.: Высшая школа, 1991.
2. Малинина И. А. Рубрика: Педагогика № 11 (34), ноябрь 2011 г. 3. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовки бакалавров сферы обслуживания: учебно-методическое пособие. – М.: Издатель Степаненко, 2011. 4. Гура В. В., Турик Л. А., Терновая И. П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов/под. Ред. В. В. Гуры. – Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. 5. Корнеева Е. Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2009. 6.Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.

15