Урок литературы в 5 классе Х.К.Андерсен Соловей
Тема урока. Х. К. Андерсен. «Соловей»: противопоставление подлинных и мнимых ценностей
Цели: обучающие: ознакомить учащихся со сказкой Х. К. Андерсена «Соло-вей»; подвести учащихся к тому, что Соловей образ свободного певца, аллегориический образ искусства; обогатить знания о художественных обра-зах в литературных сказках; развивающие: развивать читательские интересы, интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; воспитательные: способствовать эстетическому и нравствен-ному воспитанию учащихся.
Оборудование: учебник, таблица, запись на доске, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание прочитанной сказки; рассуждают об основных проблемах литературной сказки; высказыва-ют собственное мнение о прочитанном произведении; выполняют сопостави-тельную работу.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа.
- Что вы знаете о Х. К. Андерсене?
- Какие сказки этого автора вы читали?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока
1. Уголок юного орнитолога. Работа с иллюстративным материалом.
-Как называется эта птица? (Соловей)
- Чем она известна ?
- -Опишите соловья, используя фотографию: размер, цвет, особые приметы, на кого из птиц похож соловей.
- Почему сегодня нас заинтересовала эта серенькая скромная птица?
2. «Это интересно»
До появления радиоприёмников и музыкальных центров в трактирах и на постоялых дворах обязательно была клетка с соловьём. Держали соловья и в богатых домах. Стоили хорошие пернатые певцы дорого. Рядом с клеткой умудрённого опытом соловья часто ставили и клетки с молодыми соловьями, чтобы те перенимали певческое искусство. Раньше наиболее высоко ценились курские соловьи, сейчас рязанские и тульские.
И. С. Тургенев в рассказе «О соловьях» словами простого птицелова-люби-теля очень метко и точно описал песню этого замечательного певца. «Соловьи у нас дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат. А то вот ещё у них самая гадкая есть штука: сделают этак: “тру” и вдруг: “ви!” этак взвизгнет, словно в воду окунётся. Это самая гадкая штука. Плюнешь и пойдёшь. Даже досадно станет. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена». А колена вот какие бывают:
- первое: «пульканье» этак «пуль-пуль-пуль-пуль»;
- второе: «клыканье» «клы-клы-клы»;
- третье: «дробь» выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать;
- четвёртое: «раскат» «ррррррр»;
- пятое: «поньканье» почти понять можно «понь-понь-понь»;
- шестое: «почин» этак «тии-вить», нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают;
- седьмое: «лешева дудка»-этак протяжно: «го-го-го-го», а там коротко: «ту!»;
- восьмое: «кукушкин перелёт» самое редкое колено. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист;
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа «Почемучка».
- Где происходит действие сказки ?
- Чем был знаменит Китай? О чём рассказывали путешественники?
- Вы попадаете во дворец императора. Прочтите его описание.
- Действительно ли «в целом мире не нашлось бы дворца лучше император-
ского»?
- Обратите внимание на то, из чего был сделан дворец. Зачитайте этот отрывок.
- Зачем так подробно автор описал дворец императора?
2. «Из секретов литературоведения»: практическая работа с литературо-ведческими терминами .
Автор описывает дворец с усмешкой. Такой приём в литературе называют иронией. Ирония (от греч. eirоnеia, буквально притворство) выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обрета-ют в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.
- Какую роль играет ирония в сказке?
3. Продолжение аналитической беседы
- Почему император захотел увидеть соловья: из-за его красивого пения или из-за того, что соловья у него не было, а другие восхищались им?
-Что ответил соловей на приглашение во дворец?
- Почему он хотел, чтобы его услышали именно в лесу, а не во дворце?
- Почему соловей отказался от награды за пение?
- Какое соревнование придумал император?
- Почему соловей улетел из дворца? Чего не хватало искусственному соловью, по мнению бедных рыбаков? (Души)
- Почему это заметили только бедные рыбаки?
- Почему император изгнал живого соловья из страны?
- Почему соловей вернулся к умирающему императору?
- Почему для соловья «слёзы самая драгоценная награда»?
- Почему сказка заканчивается словом «Здравствуйте»?
- Почему дружба императора и соловья должна остаться в секрете?
4. «Практикум начинающего литературоведа»: творческий пересказ от первого лица отрывка «Разговор двух придворных дам об успехе соловья».
5. «Из секретов литературоведения»: практическая работа с литературо-ведческими терминами .
В сказке «Соловей» Х. К. Андерсен использует интересный литературный приём антитезу. Антитеза противопоставление.
- Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?
- Андерсен в сказке неоднократно прибегал к антитезе. Как вы думаете, что для автора сказки важно в жизни, а что нет?
6. Работа в группах.
- Прочитайте цитаты из текста и ответьте на вопросы.
а) Что противопоставляет Андерсен в сказке?
- «Он [дворец] весь был из драгоценного фарфора, такого тонкого и хрупкого, что страшно было до него дотронуться».
- «Там в лесной чаще есть старое дерево с большим дуплом и густыми-густыми ветвями».
-«все были разодеты в пух и прах и не сводили глаз с маленькой серенькой птички».
- «Он был похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами».
- «Маленькая серенькая птичка, которая сидела на ветке».
(Мир искусственных вещей и природную красоту.)
б) Какова сила настоящего искусства?
- «Все доктора говорили, что он непременно умрёт».
- «Он приоткрыл глаза и увидел, что на груди у него сидит Смерть».
- «Но птица молчала: некому было завести её, а иначе она петь не умела».
- Соловей «пел, и призраки всё бледнели сама Смерть заслушалась соловья И Смерть отдавала императору его сокровища одно за другим Тут Смерти так захотелось вернуться на кладбище, что она закуталась в белый туман и вылетела в окно».
- «И он запел опять, а император заснул здоровым, крепким сном».
(Пение может даже Смерть растрогать и прогнать.)
6. Коллективная работа по составлению таблицы «Настоящий и искусственный соловьи» с комментариями учителя (запись в тетрадях)
Настоящий соловей
Искусственный соловей
Жил в ветвях деревьев, нависших над водой
Хвостик его отливал золотом и серебром
Им заслушивался рыбак, забывая о своих заботах
Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами
Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи
На шейке у него была ленточка с над-
писью
Маленькая серенькая птичка
Весь так и блестел драгоценностями
Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слёзы
Пел, как заведённая шарманка
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Какой жизненный опыт вы вынесли из сказки «Соловей»?
1. Искусство обладает целебной силой.
2. Нужно уметь ценить природную красоту.
3. Нужно совершать добрые поступки и стараться не помнить зла, причинён-ного тебе.
Заключительное слово учителя
Мир соловья (природа) и мир императорского дворца два совершенно разных мира. Механизм (творение человеческих рук) противопоставляется
в сказке Андерсена природе, её живому голосу голосу соловья. Соловей
образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит язы-
ком самой природы обо всём на свете. Только оно способно победить смерть
и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает
человека лучше, чище, красивее.
VI. Домашнее задание
Найти в Интернете материал о силе искусства (музыке, скульптуры, живопи-си) и подготовить сообщение.