Доклад на на тему Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности из опыта работы.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛУНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Доклад по теме:
«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности»
Выполнил: учитель химии МБОУ
Кулундинская СОШ № 1
Бабичева Валентина Николаевна
2013г
Одно из важнейших направлений работы учителя по формированию личности ученика – развитие его творческого потенциала.
Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного человека передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика, возможно. Именно через творчество и проявляется неповторимость, уникальность и индивидуальность личности. Способствуя проявлению учащимися собственной индивидуальности, педагог помогает проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.
Сам процесс внеурочных занятий будь-то танцы, песни, живопись, кружки и секции по интересам или элективные курсы по выбору приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творческий человек любознателен и постоянно стремится многое узнать, расширить свой кругозор, объединить данные из различных областей.
В нашей школе создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся. Учащиеся посещают кружки, секции, научное общество, удовлетворяя свои познавательные и творческие потребности. Но, как правило, эти кружки и секции посещают преимущественно те учащиеся, у которых имеются врождённые способности и задатки к определённым видам деятельности: музыкальные, спортивные, художественные.
Развитие творческого потенциала старшеклассников предполагает преобразование индивидуальной познавательной, исследовательской деятельности над репродуктивным усвоением информации. Важнейший фактор развития творческого потенциала учащихся - творческая направленность как урочной, так и внеурочной деятельности.
Развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности способствует и ежегодное проведение предметных недель, на которых учащиеся активно участвуют в различных мероприятиях по предметам. При проведении недельной декады ГЕОБИОХИМ в этом учебном году были проведены следующие мероприятия: «Интеллектуальный марафон», «Что? Где? Когда?», КВН, «Счастливый химический случай», «Викторины», «Чудеса химии и не только», «Умники и умницы».
Вовлечение в творческую деятельность учащихся происходит не только на уроках, но и вовнеурочное время на занятиях элективного курса для учащихся 9 классов «Химия и здоровье», который я разработала и веду с 2005 года.
Учащиеся, посещают пред профильные элективные курсы по желанию, на занятиях они не являются пассивными слушателями, а принимают активное участие в изучении вопросов курса. Занятия проводятся в форме: семинара, круглого стола, мозгового штурма, практической работы, исследовательских проектов, конференции, создание мультимедийных презентаций. Выполняя задания по подготовке к семинару, мозговому штурму, исследовательскому проекту у учащихся появляется много вопросов, которые в дальнейшем находят свои решения при выполнении научно-исследовательских работ.
Так в этом учебном году после занятия курса по теме « Алкоголь. Механизм первичного и вторичного поражения организма этанолом» ученица 9 класса «Б» Паршакова Екатерина после подготовки вопроса о пивном алкоголизме и выступлении на занятии элективного курса захотела выполнить исследовательскую работу по данной теме. Так и появилась исследовательская работа «Пиво в нашей жизни и его влияние на организм, и здоровье человека». Занятия элективного курса не только позволяют учащимся активно включаться в работу, но и развивают их творческую деятельность. Учащиеся на занятиях проявляют: находчивость, гибкость мышления, независимость мнения, упорство, целенаправленность, настойчивость в доведении дела до конца.
Многие из этих учащихся становятся членами школьного НОУ «ЭРУДИТ», принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, выполнении научно-исследовательских работ.
Темы исследовательских работ формируются при изучении какой-либо темы на уроке или при обсуждении каких-либо случаев из повседневной жизни. Часто в ходе беседы возникают проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, изучают проблему детально на занятиях научного общества учащихся. Например, при изучении тем в 8 классе «Относительная атомная масса», «Относительная молекулярная масса» мы вспоминали правила «округления», а при изучении темы «Валентность» вспоминали понятие «наименьшее общее кратное», при решении расчётных задач – метод пропорций. Учащиеся увидели связь химии с математикой. Так и появилась исследовательская работа «Математика в химии». Которую успешно выполнил ученик 8 класса «А» Дубина Никита.
Приступая к работе над научно-исследовательской работой, учащиеся совместно с учителем составляют план деятельности, который включает три этапа: подготовительный, этап работы над научно-исследовательской работой и заключительный.
В ходе подготовительного этапа проводятся подготовительные занятия, на которых выбирается тема работы, выдвигается гипотеза, определяется предмет и объект исследования, цели, задачи и методы исследования, значимость данного исследования. Подбираются источники информации, оборудование, необходимое для выполнения работы.
Этап работы над научно-исследовательской работой самый объёмный и сложный. На данном этапе подробно изучаются источники информации по теме, составляется план работы, выполняются исследования и делают выводы по результатам исследования. Далее объединяют весь материал работы по плану, составляется список использованной литературы, проводится рефлексия.
Заключительный этап позволяет организовать представление работы на конференции, в виде презентации и выступления автора работы ( защита научно-исследовательской работы).
Но не всё так легко как кажется на первый взгляд. Это большая индивидуальная работа учителя с учащимися, которая занимает много времени. Необходимо не только осуществить помощь в выполнении, оформлении работы, но и психологически подготовить учащихся к публичному представлению своей работы. Не все учащиеся обладают творческими способностями. Вначале учитель должен выявить учащихся, которые могут выполнить научно-исследовательскую работу под руководством учителя. Как их выявить?
Можно провести тренинг среди учащихся. Например, дать им задание. Называются три слова: жёлтый, круглый, сладкий. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все эти три определения. В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе предметы), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное отношение человека к называемому явлению). Поэтому, мне как учителю   помогают активизировать и развивать творческое воображение приёмы, которые используются в технике ТРИЗ (теоретическое решение изобретательских задач).
Подростков не устраивает роль пассивных слушателей, их привлекают новые формы работы, как на уроке, так и вне урока, которые позволяют проявить деятельностный характер мышления, самостоятельность, творчество. Главное отличие таких учащихся – креативность, способность к творческому мышлению, которое обладает тремя специфическими чертами: способностями к выявлению проблем, преодолению стереотипов и поиску решения в условиях неопределённости.
Умения видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях формируются в результате исследовательской деятельности.
Результаты научно-исследовательской деятельности учащихся под моим руководством.
В 2006-2007уч.г. Солоян Давид за работу по теме «Изучение химического состава малых озёр Кулундинской равнины». на зональной научно-практической конференция получил диплом II степени, и похвальный лист на конференции «Будущее Алтая»
В 2007-2008уч.г. Литвиненко Екатерина за работу по теме « Изучение и сравнение биологического и химического состава грязи и рапы озёр Большое Яровое и Щекулдук» на районной научно-практической конференции получила диплом I степени, на научно-практической конференции в АлГУ, получила диплом I степени и диплом III -й степени на конференции «Будущее Алтая».
В 2008-2009 уч. г. работа Колесник Юлии по теме «Тонизирующие напитки» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции.
В 2009- 2010уч. работа Лоренц Станислава « Рациональное питание учащихся старших классов» была удостоена 2-го места на школьной научно-практической конференции и грамоты на конференции в АлГУ.
В 2010-2011уч. г. работа Лапухиной Татьяны «Изучение загрязнения снежного покрова на территории нашей школы» была удостоена 2-го места на школьной научно-практической конференции, 2-го места на районной научно-практической конференции и грамоты на конференции в АлГУ.
В 2011-2012уч.г. работа Карасёвой Анны « Артериальная гипертония у подростков» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции,1-го места на районной научно-практической конференции, 2-го место на научно-практической конференции в АлГУ и похвального листа на конференции «Будущее Алтая».
В 2011-2012уч.г. работа Паршаковой Екатерины «Оценка качества мёда по физико-химическим показателям» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции, 1-го места на районной научно-практической конференции и диплома III степени на научно-практической конференции в АлГУ.
В 2012-2013уч.г. работа Паршаковой Екатерины «Пиво в нашей жизни и его влияние на организм, и здоровье человека» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции, 2-го места на районной научно-практической конференции.
В 2012- 2013уч.г. работа Дубина Никиты «Математика в химии» была удостоена 1-го места на школьной научно-практической конференции, 1-го места на районной научно-практической конференции.
Свой доклад хочу закончить словами А. Н. Колмагорова: «Не существует достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Литература:
Исаев Д.С. Интеграция в исследовательской деятельности учащихся.// Химия в школе. – 2006 - №2 – стр. 57-62
Тюменова С.И. Развитие творческого потенциала старшеклассников посредством проектной деятельности. // Химия в школе. – 2008 - №10 – стр. 59-63
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство разви-тия творческих способностей. // в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. - М., 1969г.
http://thisisme.ru/content/problema-tvorchestva-stala-v-nashi-dni-nastolko-aktualnoi-chto-po-pravu-schitaetsya-%C2%ABproblem
http://www.artmol.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=59