Выступление из опыта работы Игровые методы и приёмы активизации родной речи младших дошкольников
МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №83 «Фея»
Медико-педагогический совет
«Хорошо развитая речь ребенка - залог
его успешности в школе»
Выступление на тему:
«Игровые методы и приемы активизации
родной речи младших дошкольников»
(из опыта работы)
Подготовил воспитатель: 1 кв.кат.
Климова О. А.
г. Набережные Челны, 2014
Общение-главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире. Особенно велика роль общения в детстве со сверстниками. Общее личностное становление человека, как основная цель воспитания не мыслится вне развития речевой активности. Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря.Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: - пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет). – активный словарь ( слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно применяет). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Начинать работу по активизации лексического запаса у детей необходимо с создания потребности подражать слову взрослого. Поэтому при общении с детьми я уделяю большое внимание своей речи: совершенствую её, обращаюсь к словарям, стараюсь узнать значение новых слов. В нашей группе создана богатая предметно- развивающая среда для развития речи детей. Материалы и игрушки доступны детям. Подготовлен материал для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр. Процесс речевого подражания должен быть тесно связан с практической деятельностью – игрою, наглядной ситуацией.В федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается, как важное средство социализации ребёнка, его развитии. Игры и игровые упражнения для активизации речи детей я провожу как на занятиях, так и во всех видах деятельности, во всех режимных моментах. С помощью вопросов, просьб, указаний побуждаю к составлению короткого сообщения о выполненных ребёнком действий и их результатов. Игры проводятся как индивидуально , так и подгруппами, и со всей группой. Большую роль я отвожу дидактической игре. Её использую, как на занятии, так и в свободной деятельности. Дидактические игры подбираю соответственно возрасту детей. В младшем дошкольном возрасте основная и направляющая роль в игре отводится воспитателю. Наши дети любят играть в такие дидактические игры: «Кто в домике живёт ?», «Что для чего?», «Найди лишнее», «Что из чего сделано?», «Когда это бывает?» Для пополнения, углубления, и активизации словарного запаса эффективны словесные игры: «Найди лишнее», «Неразбериха», «Угощение для кукол», «Угадай по описанию», «Скажи какой?», «Подбери словечко» Дети нашей группы любят участвовать в играх- драматизациях. В качестве текстовой основы я использую сказки, потешки, а также мои собственные сочинения и детей. В группе имеются различные маски и костюмы для ряжения. Подобные игры формируют произвольное запоминание текстов и движений. Особую роль я отвожу сюжетно- ролевым и творческим играм.Детям нравится принимать на себя игровую роль и словесно обозначать её для партнёра. Тематика игр меняется в зависимости от возраста детей. В таких играх между детьми возникают ролевые реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Широко использую логоритмику. Она способствует развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Игры- имитации очень нравятся детям нашей группы. Они имитируют отдельные действия человека, животных,птиц, основных эмоций человека. Особенно любимы детьми пальчиковые игры . Недаром говорят, что речь находится на кончиках пальцев. С помощью таких игр дети учатся согласовывать движения с речью. Очень эффективно для речевой активизации детей создание проблемных ситуаций. Проблемные ситуации заставляют детей включаться в активные умственные действия и делать выводы. Сочетание артикуляционной и дыхательной гимнастик подготавливают ребёнка к голосовым упражнениям, формируют навыки речевого дыхания,способствуют развитию подвижности мышц речевого аппарата. В своей группе я широко использую пескотерапию, игры с природным материалом. Такие игры помогают детям закрепить чувственный опыт в слове. В нашей группе собран большой наглядный материал, созданы картотеки игр, собрана необходимая художественная литература. Благодаря всем перечисленным игровым методам и приёмам активизации речи, у детей возросла речевая активность, достаточно увеличилась доля активной лексики.