Из опыта работы Приёмы формирования УУД на уроках русского языка (ПНШ)
Муниципальное казённое образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №11г. Палласовки Волгоградской области
Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языкаИз опыта работы учителя первой квалификационной категории Зайцевой Елены АлександровныПалласовка 2013
Роль современной начальной школы Для меня урок в начальной школе – это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это «добыча» знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
Как научить ребенка учиться? В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий . Такой педагогической технологией для меня является система развивающего обучения «Перспективная начальная школа».По данному учебно-методическому комплекту я работаю с 2011 года.
Ведущее место «Русского языка» В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
Учебник «Русский язык» под редакцией Чураковой Н. А. обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.Сегодня формированию УУД придается огромное значение.
УУД на уроках русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Регулятивные действияЧтобы успешно выполнить дидактическую задачу урока, важно формировать регулятивные действия. Хочу поделиться таким видом работы на этапе целеполагания по теме «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок». Цель данного приёма: развивать умение ставить учебную задачу, работать по составленному плану.Дети работают в парах, и каждый продумает свою цель. А помогает ребятам план на доске. Я хочуУзнать…( что такое приставка).Понять…( где стоят приставки).НаучитьсяСоставлять …( слова с приставками).Обозначать… (на письме приставки).
Формирование личностных УУДСистема заданий, нацеленная на концентрацию внимания младшего школьника, ориентирующая его на учёт чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Так, на этапе изучения нового материала по теме «Начальная форма слова» (учебник ч.1 с.74 №49) я предложила минимальный стихотворный контекст для того, чтобы дети, работая с существительным , укрепили своё представление о начальной форме слова, которая представлена в словарях .Спиши стихотворение.УдаВ, умяВ ужа на_ужин, УполЗ в_трАву по тёплым лужам. Сначала двустишие осваивается практически: списывают и дают устную проверку: удаВ-удаВы; умяВ-нет проверки; на_ужин- на свой ужин, уполз-уполЗёт; в_траву- в густую траву; в траву- трАвы.Определяют сколько трудных написаний в стихотворении обнаружили?Миша-5, а Маша-8Затем подвожу детей к тому, чтобы найти в словаре слово «ужа», надо поставить его в начальную форму «уж».
Смыслообразование (связано с коммуникацией как кооперацией)Очень хорошо дети помогали Мише и Маше при освоении новых знаний по теме «Слова-названия предметов разного рода».
Миша спрашивает, как же искать в Обратном словаре слова-названия предметов мужского рода - ведь у них нулевые окончания? Работая в Обратном словаре дети сделали вывод: если слово в Обратном словаре заканчивается на согласные (-Д,-Ж,-З и т.д.), оно мужского рода. Учили Мишу правильным формулировкам. Например: «Основа слов КЛАД, ЛИМОНАД, ЗАПАД». Доказывали, что у них нулевые окончания.
Контроль процесса и результатов деятельностиОчень важно осуществлять пошаговый контроль действий .На данном этапе я использовала задание при изучении темы «Что такое словосочетание» (учебник, ч. 1, с.33, № 11). Цель - выделение основы предложения и определение словосочетаний.Прочитайте, найдите основу, запишите первое предложение. - Подчеркни главные слова.Норка ловит рыб в волне.Носорог храпит во сне. Можно послушать детей , а потом сравнить варианты Миши и Маши. И спросить: -Кто же прав? Провести нужные стрелки.
Самоконтроль процесса и результатов деятельностиНа уроках русского языка ребята способны судить о причинах своего успеха или неудач в учении. Помогают в этом задания для членов клуба «Ключ и заря».Ученики нашего класса выполнили упражнение № 146 (учебник ч. 1, с. 176), отправили письмо в Москву и получили ответ. Были даны рекомендации и высказаны пожелания. Ребят заинтересовал этот вид работы и они с воодушевлением решили вступить в клуб «Ключ и заря».Смысл этого задания не в том, чтобы дети выполнили его правильно. А в том, чтобы они задумались над проблемой числа, открыли для себя существование слов, не имеющих формы единственного числа, чтобы закрепили умение работать со словарями и умение писать письма и заполнять конверты.
Формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношенияхУмения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующие общение детей и взрослых; а также детей между собой , осуществляется с помощью системы заданий в линии под названием «Азбука вежливости» (Рабочая тетрадь для самостоятельных работ № 2) Вот некоторые темы, составляющие эту линию: «Как правильно написать письмо», «Как правильно написать поздравление», «Как правильно написать письмо в научный клуб младших школьников». В данном обществе мы состоим.
На уроках по развитию речи с элементами культуры речи на этапе анализа сюжета картины использую такой вид работы как поход в «Музейный дом». При работе с картиной Винсента Ван Гога «Подсолнухи» учащиеся осознанно строят речевые высказывания в устной форме, учатся видеть скрытую жизнь природы, видеть её тайны и секреты. Такой вид работы формирует базовые эстетические ценности.
Формирование коммуникативных УУДУченик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.Чтобы дети на уроке могли излагать и доказывать свою точку зрения и допускать существование других мнений, я применяла на уроке по теме «Написание слов –названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук» такие виды упражнений (учебник, ч.1, с. 154, № 120).
Запиши правильно: глуШ, камыШ, броШ, суШ, ералаШ, воШ, финиШ.Не открывая Обратного словаря, сделай вывод о написании слов, основа которых оканчивается на ж и –жь, -щ и –щь.Проверь правильность своих выводов по Обратному словарю.Посмотри слова с основой на –Ж и -ЖЬ.А твой сосед слова с основой на -Щ и –ЩЬ.
Универсальные логические действияПодведение под правило.На уроках повторения и обобщения включаю такой вид работы, как поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря (учебник ч. 1, с. 170, № 141) .Прочитай предложения.На руке у мамы тонкое золотое кольцо. Бабушка говорит, что у Маши золотые руки.Сравни : в разных ли значениях употребляется слово ЗОЛОТОЙ.Посмотри в Толковом словаре, какие значения есть у слова золотой
Формирование познавательных УУДТакже на уроках учу работать с дидактическими иллюстрациями. Открывая тему «Слова- названия предметов , у которых нет окончаний», изучили иллюстрацию, учились применять правила и пользоваться инструкциями. И сами ответили на вопрос «Можно ли сказать, что слова « кенгуру», «эму», «какаду», «зебу» стоят в одной и той же форме?»
Общеучебные универсальные действия При обучении работы с разными видами информации формирую умения поиска информации в учебных словарях (всего в 1 и 3 частях учебника встречается 153 вида работ).
Подведём итоги Конечно, говорить о результатах освоения курса русского языка ещё рано, но с уверенностью могу сказать, что учащиеся свободно владеют алфавитом, ориентируются в корпусе учебных словарей, ведут быстрый поиск слов и статей, прекрасно ориентируются в учебной книге: читают язык условных обозначений, находят нужный текст упражнения, нужные правила , умеют работать с несколькими источниками информации.
«Будут уроки завтра, послезавтра, будут всю жизнь, и будут они самые разные, но самые лучшие те, когда ученики говорят, спорят, спрашивают, высказывают своё мнение».