Презентация на тему Способы формирования универсальных учебных действий в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс)


Способы формирования универсальных учебных действий в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс) Автор: Серова Т.В.учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №6 Цель работы: выбор и систематизация способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс) Задачи:Изучить виды УУД, теорию и практику использования способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории.Разработать систему способов формирования УУД в процессе работы с учебными материалами на уроках истории (5 класс), апробировать, проанализировать полученные результаты Литература, посвящённая анализу школьного учебника Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-ое изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории: из опыта работы. - М.,1987.Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей – 2003. – 288 с. – (Мастерская учителя).Лернер И.Я. Содержание и методы обучения истории. М., 1983 - речевая деятельность- навыки сотрудничества - управление своей деятельностью- контроль и коррекция- инициативность и самостоятельность - самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка)- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)- морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) - работа с информацией- работа с учебными моделями -использование знаково-символических средств, общих схем решения -выполнение логических операций:сравнения,анализа,обобщения,классификации Коммуникативные Регулятивные Личностные Познавательные Классификация УУД Задание: «Актуальны ли моральные нормы учения Иисуса для современного человека?» Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек и на основании «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди» [1, 270] выделяют моральные нормы, характерные для 1 века новой эры и сравнивают с сегодняшним днём, одновременно заполняя таблицу. - Анализ и оценка содержания исторических документов - Оценка деятельности исторической личности Личностные Пример работы с учебным материалом Способы формирования УУД УУД Конструктор способов, формирующих УУД Прием «Группировка»Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур, Урук, клинописьЗадания:В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;запишите понятия в тетрадь по памяти;сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово. – метод проектов– приемы целеполагания - приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий- постановка вопросов по теме и выход на задачи - рассказ- беседа Регулятивные Пример работы с учебным материалом Способы формирования УУД УУД Конструктор способов формирования УУД Прием «Что рассказала карта?» Например, § 22, карта стр.106. Вставьте пропущенные слова: Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.На севере протекает крупная река _______( Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________. -проблемная ситуация, дидактические игры-приемы технологии РКМ (развития критического мышления): подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; - кластеры, логические цепочки- работа с текстовым, графическим материалом: составление вопросов к тексту, ответы на них; составление простого и сложного плана; составление сравнительных, хронологических таблиц; составление определения к термину- приемы проведения рефлексии - кроссворды - рассказ Познавательные Пример работы с учебным материалом Способы формирования УУД УУД Конструктор способов формирования УУД Ролевая игра. Образец задания. Представьте, что вы – журналист. Вам представилась возможность переместиться с помощью машины времени в прошлое и взять интервью у Александра Македонского. Составьте 10 вопросов, которые вы задали бы этой исторической личности. Не забудьте, что вопросы следует составлять и задавать с учетом образа жизни и событий того времени, когда правил царь. - Проблемно-диалоговый и проектный методы - составление рассказа, описания - составь задание партнёру - конференция - ролевые игры - эссе - групповая работа по составлению кроссворда - отгадай, о ком говорим - синквейн, мозговой штурм Коммуникативные Пример работы с учебным материалом Способы формирования УУД УУД Конструктор способов формирования УУД