Статья Взаимосвязь и преемственность содержания образования начальной и основных школ при осуществлении введения во ФГОС

Взаимосвязь и преемственность содержания образования
начальной и основных школ при осуществлении введения во ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования должен обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования – обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, результатов) на каждой ступени образования.

Проблема преемственности начального и основного уровней общего образования была актуальна всегда. Процесс перехода ребёнка с одного уровня образования на другой для многих детей, родителей и учителей всегда был связан со следующими затруднениями:
- Психологическими особенностями возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов);
- Увеличением учебной нагрузки;
- Изменением режима дня;
- Различием требований со стороны учителей - предметников;
- Изменением стиля общения учителей с детьми.
Для обеспечения преемственности необходимо обратить внимание на решение следующих ключевых задач:
1. Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения;
2. Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования;
3. Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном и основном уровнях образования.
Чтобы создать условия для психологической и технологической подготовки учителей, необходимо запланировать и реализовать также мероприятия:
1. Курсовую подготовку учителей;
2. Практические семинары, мастер-классы;
3. Инструктивно - методические совещания, заседания школьных методических объединений и педсоветы;
4. Самообразование учителей.
Самое важное условие успешности решения поставленной задачи – обучение не должно пройти формально, каждый учитель должен принять нововведения, применять их в своей практике. Руководителям образовательных учреждений необходимо побуждать учителей к тому, чтобы они по итогам обучения делились новыми знаниями и опытом с коллегами: выступали на заседаниях школьных методических объединений, совещаниях, педагогических советах, проводили открытые уроки. Учителя должны стремиться самостоятельно изучать стандарты, коллективно обсуждать различные аспекты их внедрения. В работе с кадрами должна быть система позволяющая планировать и отслеживать процесс проведения обозначенных мероприятий и получения качественного результата.
Чтобы обеспечить единство подходов к построению учебной деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
- наличие логических связей в программно-методических документах;
- соблюдение преемственности содержания используемых УМК;
- соблюдение технологической преемственности (форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).
Основным системообразующим документом является Основная образовательная программа основного общего образования, которая должна стать логическим продолжением образовательной программы начального образования.
При выборе учебно-методических комплексов необходимо руководствоваться соображениями преемственности содержания. Выбор УМК должен осуществляться в непосредственном взаимодействии учителей начальной школы и основного звена. Возникают определённые сложности, связанные с привычками и стереотипами некоторых педагогов, которые не желают принимать, осваивать и изучать новое содержание. Здесь важно мотивировать педагогов к такой работе, побуждать их к поискам, помогать преодолевать затруднения.
Самая большая трудность заключается в обеспечении технологической преемственности (форм и методов организации учебной деятельности). Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематическое развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Важно перенять опыт работы учителей начальной школы, а затем отслеживать применение технологий в основной школе.
Решению этой задачи может помочь традиция тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов. На совместных заседаниях ШMO учителям нужно совместно обсуждать вопросы технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психические особенности будущих пятиклассников. Формы и методы работы с детьми, специфику класса как детского коллектива.
Школам предложен большой спектр программ организации внеурочной деятельности, но практически все они требуют переработки с учётом специфики конкретного образовательного учреждения. Необходимо продумать, как будут продолжены программы внеурочной деятельности, начатые в начальной школе. Здесь также требуется творчество педагогов, их тесное взаимодействие, обмен опытом и творческими наработками.
В нашем общеобразовательном учреждении в плане преемственности ежегодно планируется посещение уроков учителями-предметниками 5 классов и совместное проведение ВПР обучающихся 4 классов. Администрация, психолог, руководители МО учителей русского языка, литературы, математики, учителя начальных классов посещают уроки в 5-х классах с целью ознакомления с особенностями коллектива обучающихся, организацией учебной деятельности, контролем соответствия уровня требований учителя возрастным особенностям обучающихся. Проводится анализ педагогических подходов и разрабатываются методические рекомендации коррекционных мер.
В начале октября проходит малый педсовет с участием администрации, психолога, учителей начальной школы, учителей, преподающих в 5-х классах.
Психологом гимназии и классными руководителями 5-х классов проводятся анкетирования обучающихся и их родителей с целью определения комфортности обучения.
По итогам первой четверти проходит психолого-педагогический консилиум по итогам мониторинга успешности обучения пятиклассников.
Заместителем директора по УВР составляется график проведения консультаций учителей-предметников, преподающих в 5-х классах для родителей, обучающихся с целью оказания помощи родителям по ликвидации обнаруженных проблем, проводится индивидуальная работа с родителями. Классные руководители 5-х классов приглашают на родительские собрания учителей-предметников с целью проведения бесед по вопросам адаптации обучающихся и предупреждению взаимных претензий. Итак, преемственность – двухсторонний процесс, с одной стороны - начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
15