Проектная работа ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра менеджмента и экономики в образовании
Проектная работа на тему:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнено слушателями курса повышения квалификации заместителей директоров
Ярковой Айсылу Раушановной, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» ЕМР РТ
Константиновой Татьяной Николаевной, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» ЕМР РТ
Макаровой Ириной Игоревной, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» ЕМР РТ
Казань, 2015 год
Содержание.
Актуальность темы……………………………………………………….3
Цели и задачи работы…………………………………………………….3
Из истории метода проектов……………………………………………..4
Технология проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы………………………………………………………………………4
Принципы организации проектной деятельности ………………….….6
Основные требования к проекту……………………………………..7
Задачи, охватываемые проектами…………………….………...........9
Общеучебные умения и навыки, формируемые в процессе проектной деятельности…………………………………………..…11
Типология учебных проектов……………………………………….12
Структурные элементы проектной технологии……………………13
Этапы работы над проектом…………………………………………14
Паспорт проектной работы………………………………………….16
Перечень критериев оценивания проектов……………………………18
Проблемы, затрудняющие переход детей на более высокую ступень образования………………………………………………………………18
Проектный урок………………………………………………………….18
Правила успешности проектной деятельности……………………….19
Плюсы и минусы проектной деятельности……………………………21
Заключение………………………………………………………………23
1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты в учебной деятельности? Одним из путей в этом направлении, несомненно, может стать метод проектов, позволяющий раскрыть более полно творческие способности учащихся.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – это люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
-обосновать актуальность проблемы;
- описать современные педагогические технологии проектной деятельности;
-рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;
-научиться планировать проектно-исследовательскую работу,
-выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;
-использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной организации
3. ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В переводе с латинского Проект( projectus) – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий; очень точно предопределяет общую цель проектной деятельности – работать на будущее.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952 ), американский философ-прагматик, психолог и педагог.
Хотя этот метод возник за рубежом, он активно применялся и в отечественной дидактике. Обращаясь к истории этого вопроса, интересно отметить, что ещё почти сто лет назад проектный метод предполагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами. Для решения выбранной проблемы ребёнку необходимо было приложить полученные знания и новые знания, которые ещё только предстояло приобрести.
Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть проекта осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к обозначенным проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, предусматривающих решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Проект, с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Роль ученика. Он выступает активным его участником, а не пассивным статистом. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы.
Проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:
-анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
-целеполагания и планирования деятельности;
-самоанализ и рефлексия;
-презентации деятельности и ее результатов;
-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
-поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
-применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
-выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
-проведение исследования.
Роль учителя.
•помогает ученикам в поиске нужных источников;
•сам является источником информации;
•координирует весь процесс;
•поощряет учеников;
•поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Проект, с точки зрения администрации, - хорошо организованная и выстроенная разветвленная система поиска и поддержки, как талантливых детей, так и талантливых учителей, создание общей среды для проявления и развития учителями способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
5. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
2.Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
3.Работа по проекту является исследовательской.
4.Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
5.Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
6.Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
7.Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
5.1. Основные требования к проекту
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Формы продуктов проектной деятельности
WEB-сайт
Анализ данных социологического опроса
Видеофильм
Видеоклип
Выставка
Газета
Журнал
Игра
Коллекция
Макет
Мультимедийный продукт
Оформление кабинета
Пакет рекомендаций
Письмо в …
Праздник
Публикация
Путеводитель
Серия иллюстраций
Сказка
Справочник
Сравнительно-сопоставительный анализ
Статья
Сценарий
Учебное пособие
Экскурсия
То есть проект – это “пять П”:
- Проблема
– Проектирование (планирование)
– Поиск информации
– Продукт
– Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и другое.
Предметно-содержательная область:
· моно проект (в рамках одной области знания);
· межпредметный проект.
Характер координации проекта:
· проект с открытой координацией - непосредственный (жесткий, гибкий),
· проект со скрытой (неявной) координацией - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов
· внутришкольный;
· региональный;
· международный.
Количество участников проекта
· индивидуальные;
· парные (между парами участников);
· групповые (между группами участников).
Продолжительность проекта
· краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
· средней продолжительности (от недели до месяца);
· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
5.2. Задачи, охватывемые проектом.
Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:
1.Индивидуальные навыки:
- Определять задачи, которыми стоит заниматься.
- Формировать независимые суждения.
- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.
- Приобретать навыки самоорганизации.
- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
-Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.
- Развивать способность справляться с новыми проблемами.
- Собирать и анализировать новую информацию.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
- Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
2. Междисциплинарные навыки:
- «Выходить» за пределы одного предмета.
- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.
- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.
- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.
3. Навыки работы в группах:
- Учиться работать в группах.
- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.
-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.
- Развивать чувство такта и дипломатичность.
- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.
4. Работа с самосознанием:
- Изучать свои сильные и слабые стороны.
- Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.
- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.
5. Навыки общения:
- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).
- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.
- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.
- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.
5.3. Ообщеучебные умения и навыки, формируемые в процессе проектной деятельности:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
5.4. Типология учебных проектов
Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области ДеятельностнаяИсследовательский проект Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Мыслительная
Информационный проект Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации Информационная
Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная
Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная
Работа над проектами проводится поэтапно.
Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
5.5. Структурные элементы проектной технологии:
•Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
•Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
•Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
•Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
•Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
•Выдвижение новых проблем.
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение.
5.6. Этапы работы над проектом
Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.
Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.
Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.
Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.
Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.
Последовательно отвечая на эти вопросы, можно разработать план проекта.
На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:
Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта Проблема проекта
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Цель проекта
Что ты создашь, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат)
Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы
Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться) Развернутый план работы
Когда ты будешь осуществлять все необходимое Индивидуальный график проектной работы
На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.
После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом
Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.
Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.
5.7. Паспорт проектной работы
1. Название проекта
2. Руководитель проекта
3. Консультант(ы) проекта
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект
7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)
8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)
10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)
11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
12. Необходимое оборудование
13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)
14. Предполагаемые продукты проекта
15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:
1. Паспорт проекта
2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов
3. Промежуточные отчеты группы
4. Вся собранная информация по теме проекта
5. Результаты исследований и анализа
6. Записи всех идей, гипотез и решений
7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления
9. Эскизы, чертежи, наброски продукта
10. Материалы к презентации (сценарий)
11. Другие рабочие материалы
6. ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ
1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта
2. Планирование путей ее достижения
3. Глубина раскрытия темы проекта
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
8. Соответствие требованиям оформления письменной части
9. Качество проведения презентации
10. Качество проектного продукта
7. ПРОБЛЕМЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ПЕРЕХОД ДЕТЕЙ НА БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ:
•низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
•неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
•разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
•отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
8. Проблему перегрузки учащихся в ходе работы над проектом может решить ПРОЕКТНЫЙ УРОК. Это один из возможных способов. Ведь если проектная деятельность является образовательной технологией, то она должна быть применима на уроке. Исходя из того, что проектная деятельность основана на самостоятельной познавательной деятельности учащихся, проведение проектных уроков возможно при изучении тем, которые учащиеся могут в принципе изучить самостоятельно. Мини-проекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных уроках. С помощью мини-проектов возможно изучение целых тем.
Проектные уроки могут проводиться по следующим схемам:
1. На одном (вводном) уроке осуществляется формулирование проблемной ситуации, затем из проблемной ситуации формулируется проблема проекта. Исходя из проблемы ставятся цель проекта (предполагаемый результат) и задачи по достижению цели (планирование деятельности). Собственно, это и есть проектирование, которому посвящается вводный урок. Работа по осуществлению проекта проводится во внеурочное время в качестве опережающего задания. На заключительном уроке проходят презентация разработанных проектов и рефлексия.
2. Если учащиеся настолько подготовлены, что могут самостоятельно сформулировать проблемную ситуацию, проблему, цель и задачи проекта, то на уроке могут быть проведены только презентация и рефлексия. Все остальные этапы работы над проектом проходят во внеурочное время в качестве опережающего домашнего задания. Учитель только консультирует проектные группы.
3. Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке или на сдвоенном уроке
Безусловно, не каждый урок может и должен быть проектным. Но и на обычном уроке можно формировать отдельные проектные умения. Содержание учебного материала позволяет один урок посвящать умению анализировать проблемную ситуацию, другой – формулировать проблему, третий – ставить цель и формулировать задачи по ее достижению.
9. ПРАВИЛА УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
•В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
•Команды не соревнуются.
•Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
•Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
•Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
•Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она:
•личностно-ориентирована;
•использует множество дидактических подходов;
•мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
•поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
•позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
•приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;
В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:
а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора;
д) сравнение полученного результата с требуемым;
е) корректировка (при необходимости) результата;
ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
10. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отметим положительные моменты работы над проектом.
1.Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.
2.Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
3.Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с од-ноклассниками, со взрослыми.
4.Расширение кругозора учащихся.
5.Изменения в отношениях между учащимися.
6.Поддержка проектной деятельности администрацией школы.
Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
1.пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися собственных сил:
2.не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.
Выход из ситуации – научить детей писать отчет о работе, таким образом они смогут проанализировать свои действия в ходе работы над проектом, упорядочить свои мысли, поставить конкретные цели и задачи. Чтобы помочь учащимся в этом, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном:
ВВЕДЕНИЕ
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему, потому что
Цель моей работы
Проектным продуктом будет
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :
Выбор темы и уточнение названия
Сбор информации (где и как искал информацию)
Изготовление продукта (что и как делал)
Написание письменной части проекта (как это делал)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Я начал свою работу с того, что
Потом я приступил к
Я завершил работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен, потому что
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло, потому что
Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)
Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции. В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
•успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
•знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
•выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
•проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
•детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
В заключение хочется отметить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Список литературы
1. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005
2. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
4 .Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, М 2011г 5. .Громова Л.А. «Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников как условие реализации ООП ОУ в рамках ФГОС
6. .ПоливановаК.Н. «Проектная деятельность школьников» Просвещение,2008 7. . Тарасова Т.И.. Журнал «Начальная школа»№ 10, 2012г,
8. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 20