Особенности организации работы классного руководителя с социально неблагополучными семьями


« Особенности организации работы классного руководителя
с социально неблагополучными семьями»
Автор: Шивина Ю.А.
Учитель начальных классов
2016г.
Формы взаимодействия классного руководителя с семьейОсновная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед.
Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных способностях в текущих делах и т.п.) и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности родителей
Традиционные формы работы с родителями
Родительские собрания.
Общешкольные и общественные конференции.
Индивидуальные консультации педагога.
Посещение на дому.
Родительское собрание
Основная форма работы с коллективом родителей – родительское собрание, которое проводится ежемесячно, а если это необходимо - еженедельно.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.
Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кино фильма, деловая игра, между учителями и родителями, которую ведет социальный педагог. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ рабочего или инженера о труде людей на производстве. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям.
Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, педагога с семьей.
Рассмотрим примерный порядок проведения родительского собрания:
-сообщение педагога или члена родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания;
-лекция, беседа специалиста на педагогическую тему;
-выступление родителей об опыте семейного воспитания по данному вопросу;
-обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу;
сообщение учителя или социального педагога о состоянии учебно-воспитательной работы в школе или в классе;
обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса и школы.
Иногда к собранию готовят выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят. Такие мероприятия оживляют родителей.
Собрание не должно затягиваться более чем на 1 час - 1 час 30 минут. Начало должно настраивать родителей на деловой лад. Вместе с тем непринужденное, эмоционально окрашенное вступительное слово учителя или члена родительского комитета создает ту доброжелательную атмосферу доброжелательности.
Рекомендации по проведению родительских собраний
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
Родительские конференции
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе.
В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.
Индивидуальные консультации
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
Особенности здоровья ребенка.
Его увлечения, интересы.
Предпочтения в общении в семье.
Поведенческие реакции.
Особенности характера.
Мотивация учения.
Моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:
1. Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
3. О здоровье можно сказать следующее…
4. Его отношение к школе было… и т.д.
Беседа
Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
Посещение ученика на дому
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.
Нетрадиционные формы работы с родителями
Тематические консультации.
Родительские чтения.
Родительские вечера.
Тематические консультации
В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.
Примерная тематика консультаций для родителей.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Пути преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья дома или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения
Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.
Родительские вечера
Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей (можно с детьми).
Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.
Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети» и др.
Чтобы данные формы взаимодействия с семьей были действенными, педагогу необходимо строить свою работу на диагностической основе. Рассмотрим методы изучения семьи, которые может использовать учитель, начиная взаимодействовать с родителями своих учеников.
Методы изучения семьи ученика.
Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями, полученными активом родителей или учителями других классов.
Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.
Коллективная беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.
Интервью. Применяется учителем тогда, когда нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать, сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.
Анкетирование. Это метод исследования позволяет учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.
Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.
Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.).
Метод обобщения независимых характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться очень тактично.
Дневник наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.
Итак, разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от учителя определенных навыков и умений:
- использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
- хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;
- установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
- с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели.
Таким образом, работа классного руководителя с семьей должна строиться на основе изучения семьи, включать разнообразные формы взаимодействия, вестись систематично и последовательно по таким направлениям, как психолого-педагогическое просвещение ребенка, организация совместных мероприятий для родителей и детей, изучение семьи ученика (семейная атмосфера, взаимоотношения между членами семьи и т.д.)
Характеристика неблагополучных семей и их влияния на ребенкаСемейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения . Избежать подобного результата возможно при своевременной помощи проблемным семьям. Это задача не только специальных психологических служб, школьного психолога, социального педагога, но и классного руководителя. Если в классе есть так называемые «трудные» семьи, классному руководителю необходимо тщательно продумать способы взаимодействия с ними, чтобы предотвратить их переход в разряд «неблагополучных».
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они, накапливаясь, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды – что-то одно или все вместе – отравляют существование многим нашим согражданам, и, прежде всего, детям. И вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос «Хорошо ли живется в семье?», нельзя будет дать положительный ответ. Возникает, по терминологии социальных работников, «проблемная семья». Семья существует, ребенок приходит после уроков домой, а не к друзьям и не в подворотню, за ним присматривают, создают условия для учебы. «Качество жизни» не соответствует некоторым стандартам, однако у ребенка есть свой дом, и он не хочет из него уходить. Запас прочности проблемной семьи невелик, и ситуация рано или поздно изменится. Чтобы она развивалась в пользу ребенка, родителям нужно проявлять инициативу, а не ждать, когда проблема рассосется сама[36]. Тут очень важна работа разного рода служб помощи семье, где можно получить консультации педагога и психолога, вместе со специалистами решить, что делать. Конечно, семья может самостоятельно предпринять какие-то шаги. Например, заставить пролечиться отца-алкоголика или разменять квартиру и разъехаться с ним.
Можно выделить следующие факторы социального риска:
социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);
социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).
Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.
Рассмотрим более подробно основные факторы, которые делают семью неблагополучной. Специалисты выделяют два основных фактора: алкоголизм и бедностью.
Примерно в двух третях неблагополучных семей есть алкоголики – один из родителей или оба, бабушка или дедушка. В условиях, когда алкоголь дешевле еды, он становится самым удобным способом заглушить боль своей несостоятельности. Алкоголь помогает забыться, когда нет сил (и возможностей) для достижения желаемого в личной жизни и в работе или когда цели вообще отсутствуют. Постепенно выпивка становится важнее всего остального. Ребенок исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Крайняя стадия деградации родителей-алкоголиков – использование ребенка. С него требуют денег, заставляя воровать, попрошайничать, заниматься проституцией. Это уже те случаи, когда совместное проживание с родителями вредит интересам ребенка, и для защиты его прав требуется постороннее вмешательство.
Согласно Семейному кодексу РФ (статья 69), если родители больны хроническим алкоголизмом, лишаются родительских прав. Однако в последнее время к этой крайней мере органы опеки и попечительства стараются прибегать реже, ведь родных родителей в полной мере не заменит ребенку никто. Разработан целый ряд мер для восстановления семьи. Как правило, органы опеки и попечительства временно изымают ребенка из семьи алкоголиков и помещают его в приют, в приемную или патронатную семью. Ребенок оказывается в надлежащих социально-бытовых условиях, одновременно начинается работа с родителями. Сам факт отобрания ребенка может встряхнуть их, отрезвить в прямом и переносном смысле, заставить изменить поведение. Подключаются психологи и педагоги профильных муниципальных учреждений и общественных организаций (приютов, кризисных центров и т.д.). Они помогают родителям разобраться в причинах наступившего кризиса и найти возможные пути выхода из него. Работники приютов знают случаи, когда мать ребенка, несколько месяцев находившегося на государственном попечении, забирала его домой, и жизнь в семье приходила в норму. Однако, процент детей, вернувшихся после полного объема социальной работы в семью, в России мал. Впрочем, невелик он и в европейских странах – в среднем 13% от общего числа изъятых из неблагополучных семей. Общей статистики по России нет, есть лишь отдельные примеры. В московском экспериментальном детском доме №19, создающим патронатные семьи, за 3 года работы в родные семьи удалось вернуть 7 детей (всего в патронатные семьи было помещено более 110 человек). Социальные работники очень дорожат возможностью восстановления семьи, но при алкоголизме родителей оно удается только в 10% случаев. В остальных родители со временем лишаются родительских прав, их дети помещаются на воспитание в замещающие семьи, либо в государственные или общественные воспитательные учреждения .
Когда наступает угроза лишения родительских прав, семья, как правило, уже находится за гранью распада. Если родители не работают 4-5 лет, дети постоянно голодают, отстают в развитии, хронически больны, семья возвращается к нормальной жизни лишь при очень активной психологической и материальной помощи со стороны. Помощь перестает поступать – и обратный путь занимает считанные дни. Поэтому необходима профилактическая работа с семьями, чтобы они из проблемных не превратились в неблагополучные. Ранняя помощь более эффективна, потому что семья сама стремится избавиться от проблемы, да и с экономической точки зрения такая работа менее затратная, чем постоянная поддержка неблагополучной семьи. Впрочем, повсеместно средств не хватает ни на то, ни на другое, поскольку деньги на подобную социальную работу выделяются из скудных муниципальных бюджетов.
Семьи, в которых есть алкоголики, как правило, бедны - пьянство требует денег, работа отходит на второй план. Если она и приносит доход, он не покрывает всех потребностей ребенка. Бедность – спутник алкоголизма, однако алкоголизм – не всегда спутник бедности. Резкие экономические перемены в России поставили многие семьи на грань нищеты. Практически каждый учитель рядовой общеобразовательной школы может назвать детей из своего класса, которые недоедают дома, не имеют необходимых канцелярских принадлежностей. Родители многих из них не смогли найти себя в новых экономических условиях. Это люди с низким образовательным уровнем, чьи услуги невысоко котируются на современном рынке труда, и оказавшиеся в таком же положении специалисты оборонной, космической, электронной промышленности, наконец, жители небольших городов с высоким уровнем безработицы. В семье, где нет денег на самое необходимое, где ребенку стыдно идти в школу, потому что он «не как все», психологический климат быстро становится напряженным. Ссоры, скандалы, депрессии – ребенок бежит от них на улицу, или туда, где, по его мнению, жизнь весела и приятна, а заработок легок.
Другой вариант «экономического» развития сюжета – выбор между ребенком и заработком в пользу заработка. Зарабатывание денег порой отнимает у родителей все силы, для общения с ребенком не остается времени. Занятые родители теряют с ним связь, перестают участвовать в его развитии, целиком перекладывают воспитание на школу. От ребенка, которому не хватает ласки и внимания, откупаются дорогими вещами. Можно говорить о внешнем благополучии, однако в психологическом плане такая семья оставляет желать лучшего.
Экономические корни имеет и криминализация общества: люди выбирают преступление как быстрый и легкий способ получить деньги. Жизнь в семье вора или торговца наркотиками чревата тяжелыми для ребенка последствиями не только потому, что с их подачи он воспринимает аморальное поведение как вполне нормальное. В милицейских сводках регулярно встречаются случаи, когда дети проституток подвергаются сексуальным домогательствам, дети членов бандитских группировок попадают в заложники.
Зависимость количества благополучных семей от экономического состояния общества очевидна. Неумение или невозможность обеспечить себя и детей может довести родителей до крайних форм асоциального поведения.
Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от психологических проблем родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их психологических изъянов .
Распространены случаи, когда родители вообще не владеют гуманными и разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью – воспитать свое чадо хорошим человеком. И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома. Подобное стечение обстоятельств теоретически легко предотвратить, все зависит от психологической культуры общества в целом. Если в средствах массовой информации достаточно часто встречаются материалы о воспитании детей, из печати выходит много популярной педагогической литературы, развита и доступна сеть семейного консультирования – рано или поздно взрослый человек догадается о своих ошибках и обратится к помощи специалистов. Лучше, естественно, рано, чем поздно. Но даже в случаях, когда «уже поздно», когда семейные отношения испорчены, вмешательство квалифицированных психологов и педагогов может нормализовать ситуацию.
Конфликты матери и отца всегда отражаются на ребенке. Ссорятся, изменяют, разводятся и страдают родители, но дети мучаются не меньше их. Чувствуя кровное родство с обеими родителями, ребенок остро переживает их разлад. Это порождает массу его собственных проблем – в учебе, в общении. Частые семейные ссоры, развод родителей, на фоне невнимания к внутреннему миру ребенка (когда мать поглощена собственными переживаниями), могут привести к самым нежелательным последствиям. Ребенок предпочитает «войне» в семье «мир» в компаниях сверстников. Начало разрыву с домом положено. Такой ребенок легко поддается влиянию обстоятельств, не всегда благотворных для развития личности.
Разрыв контактов с родителями, будь то потеря психологической близости, или прекращение совместного проживания, травмирует ребенка в любом плане. Протест неизбежен, когда привычный для него расклад «мама-папа» силой обстоятельств заменяется на «мама-отчим». В этой ситуации нужно быть особенно внимательными к переживаниям ребенка, иначе протест может принять самые крайние формы, вплоть до побегов из дома. Тоской по кровной семье объясняются и психологические проблемы, с которыми могут столкнуться усыновители или приемные родители. Поэтому семьи, образованные повторными браками, и замещающие семьи входят в группу риска - ребенку в них должно уделяться удвоенное внимание. Сознательные родители несут в таких случаях огромную нагрузку и счастливы, когда могут воспользоваться помощью педагогов из консультационных или досуговых центров. Понятно, что отсутствие поддержки со стороны и беспомощность родителей значительно увеличивают вероятность разного рода психологических стрессов у ребенка. Он может чувствовать себя «лишним», «ненужным», «неприкаянным», «ущемленным в своих правах», «мешающим взрослым». Это оценивается как повод для ухода из семьи.
Особенности работы педагога с неблагополучной семьей
Особого подхода требуют семьи, имеющие трудности и относящиеся к разряду неблагополучных. Остановимся подробнее на характеристике таких семей и их влияния на воспитание ребенка. Как правило, в неблагополучных семьях дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.
Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.
Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни.
Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:
- не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;
- у них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);
- на собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;
- во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;
- неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;
- постоянно меняют место жительства;
- постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.
Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.
Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье – это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.
Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.
Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
Превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.
Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.
Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей – полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей – малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию – малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей – семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста .
Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка
1. Нарушение поведения – в 50% неблагополучных семей.
- бродяжничество.
- агрессивность.
- хулиганство, кражи.
- вымогательство.
- аморальные формы поведения.
- неадекватная реакция на замечания взрослых.
2. Нарушение развития детей – в 70% неблагополучных семей.
- уклонение от учебы.
- низкая успеваемость.
- неврастения.
- отсутствие навыков личной гигиены.
- неуравновешенность психики.
- подростковый алкоголизм.
- тревожность.
- болезни, недоедание.
3. Нарушение общения – в 45% неблагополучных семей.
- конфликтность с учителями, сверстниками.
- агрессивность со сверстниками.
- аутизм.
- частое употребление ненормативной лексики.
- суетливость и /или гиперактивность.
- нарушение социальных связей с родственниками.
- контакты с криминогенными группировками.
Педагог, владея информацией о причинах семейного неблагополучия и зная, как сильно состояние семьи может повлиять на ребенка, должен своевременно организовать помощь таким семьям. Рассмотрим особенности организации работы с неблагополучными семьями и виды помощи им.
1.3 Основные направления работы и виды помощинеблагополучным семьямВыявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции .
Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным.
Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.
Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.
Показатели оценки функционирования семьи:
- Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.).
- Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу.
- Уменьшилось употребление алкоголя.
- Решены прочие специфические для данной семьи проблемы.
Улучшение бытовых условий – очень важный положительный момент стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.
Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств
в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучных семей
№ п/п Доминирующий фактор в характеристике семьи. Виды помощи семье и детям. Службы, центры, учреждения, специалисты. Необходимые документы для оказания помощи.
1. Недостаточная психолого-педагоги-ческая грамотность родителей и семьи. 1.Наблюдение и консультация учителя, психолога, соц. педагога.
2.Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и детям.
3.Прооведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.
4.Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания.
5.Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому наркологу, психиатру. ДОУ, школа, центры, службы, Дворец молодежи, Дворец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д. Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, социального педагога.
2. Жестокое отношение 1.Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника.
2. Консультация для родителей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста.
3.Психотерапевтическая помощь родителям и детям.
4.Привлечение к занятиям детско-родительской группы.
5.Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу.
6.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье. Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН, 3. Семья алкоголиков (оба родителя пьют). 1.Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения (для детей и подростков).
2.Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
3.Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помощи в учении.
4.Постановка семьи на учет.
5.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
6.Постановка подростка на учет в ОДН.
7.Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.
8.Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения.
9.Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу и др.
10.Работа с родителями специалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости).
11.Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости). ДОУ, школа, учителя, центры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохранению, врачи, службы, КДН, ИДН. Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заключение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав.
4. Семья в состоянии развода или после развода.
1.Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения, социального педагога, учителя.
2.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.
3.Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.
4.Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе.
5.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.
6.Привлечение к деятельности класса родителей ребенка.
7.Помощь ребенку со стороны его окружения.
8.Помощь ребенку со стороны сверстников.
9.Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших эмоциональную травму.
10.Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода) ДОУ, школа, центры, службы, консультация психотерапевта, родительский клуб. Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.
5. Неполная семья.
1.Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.
2.Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.
3.Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.
4.Наблюдение и консультация психолога, социального педагога.
5.Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.
6.Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.
7.Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.
8.Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье. ДОУ, школа, центры, службы, кризисные центры, родственники, клуб матерей, дома творчества, органы социальной защиты. Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др.
6. Отчужденность родителей из-за занятости. 1.Сопровождение ребенка специальным педагогом.
2.Наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения.
3.Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.
4.Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания.
5.Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.
6.Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель). Центры ДОУ, образовательные учреждения, дворец творчества. Карта семьи, рекомендации для родителей, заявление родителей, приглашение родителей в школу.
7. Полная семья, один из родителей пьет. 1.Наблюдение и консультация психолога за ребенком.
2.Беседа со здоровым родителем психолога, классного руководителя, врача.
3.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.
4.Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.
5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы.
6.Работа классного руководителя психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
7.Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношения к себе.
8.При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.д.), обследование подростка у детского психолога.
9.При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения программы обучения и типа образовательного учреждения. ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по делам несовершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы и дворцы творчества. Психологическая характеристика,педагогическая характеристика, выписка от участкового педиатра, школьные тетради, дневник, рисунки детей, направление детского психиатра, ходатайство.
8. Неполная семья, родитель – алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец). 1.Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
2.Наблюдение и консультации школьного психолога.
3.Вовлечение классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки.
4.Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.
5.Направление ребенка образовательным учреждением на ПМПк для определения уровня его развития и программы обучения.
6.При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве или правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу. Центр семейного воспитания, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подростков, органы здравоохранения. Психологическая и педагогическая характеристики, направление образовательного учреждения, выписка от педиатра, направление психиатра, акт обследования жилищных условий, тетради, дневник, рисунки.
9. Опекунские семьи, престарелые.
1.Вовлечение детей и подростков классным руководителем в кружки, секции.
2.Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
3.Индивидуальная работа психолога с ребенком.
4.Помощь учителя ребенку в учебе.
5.Консультации районного психиатра.
6.При необходимости возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют).
7.При необходимости направление образовательным учреждением ребенка на ПМПк для определения уровня его развития и программы обучения.
8.Консультация у невропатолога и психиатра. ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД, КДН, ИДН. Запросы, разрешение органов опеки по охране прав на посещение государственного учреждения.
10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственном учреждении. 1.Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.
2.Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.
3.Восстановление родственных отношений ребенка и семьи социальным педагогом.
4.Организация встреч родителей и детей руководителями учреждений.
5.Помощь со стороны окружения семьи.
6.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждении.
7.Организация воспитателями переписки детей и родителей. ДОУ, школа, центры, отдел соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи. Карта неблагополучной семьи, план работы с семьеи, направление на ПМПк, акт обследования жилищных условий, направление психиатра и др.
11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними. 1.Социальное патронирование семьи.
2.Консультации психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.
3.Занятие родителей и детей в семейных группах.
4.Вовлечение педагогом ребенка в кружки, секции.
5.Оказание учителем помощи в учении.
6.Напрвление ребенка на ПМПк для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.
7.Восстановление социальным педагогом родственных связей ребенка. Еще раз подчеркнем, что первым этапом организации взаимодействия с «неблагополучными семьями» должно быть изучение семьи. Рассмотрим примерную программу изучения семьи школьника .
Следующим шагом в работе классного руководителя будет организация разнообразных форм взаимодействия с родителями, способствующих и педагогическому просвещению и включению ребенка в единое образовательное пространство.
Следует отметить, что взаимодействие классного руководителя и семьи должно строиться на следующих принципах:
- открытости образовательного учреждения для семьи,
- дифференцированного подхода к родителю и ребенку,
- диагностики семьи,
- индивидуализации взаимоотношений с ребенком.
В своей работе мы приходим к выводу, что при работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:
Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
Помогать детям из неблагополучных семей.

ЗаключениеСемья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилиям всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммуникативной (общение и через него – социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).
Сейчас, к сожалению, происходящие в обществе социально-экономические и психологические процессы, сопровождаются рядом негативных явлений организационного и бытового характера, оптимально влияющие на обучение и воспитание подрастающего поколения. Идет снижение качества воспитания и общей успеваемости. В настоящее время роль классного руководителя становится более значимой, так как численность детей "трудного поведения" растет, а эффективность педагогического воздействия на таких детей можно достичь только через работу с их семьями.
С учетом выявленных особенностей в данной дипломной работе дано обоснование деятельности классного руководителя в начальном звене общеобразовательной школы, направленной на организацию совместной работы социально неблагополучной семьи и школы.
В течение уже ряда лет педагоги пытаются определить пути повышения роли семьи как социального института в процессе социализации личности ребенка. В современной педагогической литературе осуществляется поиск наиболее эффективных мер влияния на семью с целью повышения ее роли в этомвопросе. Все более значительное место отводится целенаправленным мерам как можно более раннего влияния на семью, оздоровлению внутренних взаимоотношений, устранению конфликтных ситуаций в ней, решению вопросов социальной защиты как семьи в целом, так отдельных ее членов.
В заключении позволили сделать следующие выводы:
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Необходимо тщательное изучение семей (в первую очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей).
Эффективность "домашнего воспитания" заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.
Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы считаем в устранении причин, которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.
Классный руководитель не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее как решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.