Коспект урока по крымоведению на тему Киммерийцы.Тавры.Скифы.Сарматы.
6 класс. Урок № 2.
Тема урока: Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.
Цель урока:
-формирование знаний об условиях существования, основныех занятиях, образе жизни древних людей- киммерийцев, скифов, греков в Крыму.
-научить детей применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
-представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации.
-организовывать учебное сотрудничество.
-уважительно относиться к прошлому, к культурному и историческому наследию.
Материалы и оборудование: рабочая тетрадь с печатной основой, презентация к уроку, микрофильм по теме.
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Проверка д.з.
А) Сколько стоянок древних людей обнаружено в Крыму?
Б) Где они находятся? Покажите на карте Крыма эти места.
В)Как называется стоянка неандертальцев? В чем ее особенности?
Г)Где расположена стоянка кроманьонцев?
Д) В чем отличия неандертальцев и кроманьонцев?
3. Основная часть урока.
3.1. Первыми государственными образованиями на территории юга России стали государственные объединения киммерийцев и тавров.
3.2.Киммерийцы. Слайд (2,3)
Киммерийцы - первые кочевые, ираноязычные племена всадников, появившихся на юге России, название которых дошло до нас с письменными источниками Гомер, рассказывая в своей поэме "Одиссея" о северном побережье Чорного моря, называет его "землей киммерийцев"
Но ничего, кроме названия людей, населявших земли, которые в те времена считались мрачным краем мира, Гомер не говорит о киммерийцев Древние авторы указывали, что Северное Причерноморье когда-то называлось Киммерия, была она рабовладельческим государством, в котором власть принадлежала царю и рабовладельческой знати. Киммерийцы населяли территорию Украину и юг России (междуречье Дона и Днестра) с около 1500 г до н э до VII века до н.э Чуть позже, под напором других кочевников с востока, они отошли в Малую Азиду(слайд 4,5).
Впоследствии они смешались с местным населением Возможно, часть киммерийцев осталась в горной части Крыма и стала предками тавров.
Материальная культура, хозяйство и быт киммерийцев известны главным образом за захоронениями, которых насчитывается около сотни. Ведя кочевой образ жизни, киммерийцы не оставили долговременных поселений. Над своими захоронениями часто ставили каменные стелы Известные достопримечательности позднего периода срубной культуры, датируемые X-началом VIII века до н. е.
Основными видами хозяйственной деятельности киммерийцев было скотоводство и земледелие Господствующее составляла еще среди киммерийцев занимали конные воины Они были вооружены луком, кинжалом, мечом, каменным или бронзовым молотком. Именно воинов некоторые исследователи считали киммерийцами во времена походов в Малую и Переднюю Азию.
В VI веке до н.э. волна многочисленных скифских племен вытеснила киммерийцев из Причерноморья, в результате чего Киммерия распалась, а часть киммерийцев или поселилась в Южном Причерноморье, или мигрировала на Ближний Восток, или была ассимилирована скифамми.
3.3.Скифы
Скифы, которые в начале VII века до н.э. появились в южных степях, не остались без внимания более развитой Средиземноморской цивилизации, о чем свидетельствуют такие слова из Ветхого завета: "Вот идет народ из северной страны, держит лук и короткое копье, жесток он. Они не сжалятся. Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились, как один человек народ издалека народ древний языка которого ты не знаешь колчан его, как открытая могила, все они люди храбрые он сожрет твое жатву и хлеб твой, уничтожит сыновей и дочерей твоих, сожрет овец и коров твоих сожрет виноград твой и смоквы твои, и разрушит мечом города твои, на которые ты уповаем. Разорив многие страны Ближнего Востока, скифы наконец осели в степях Северного Причерноморья, создавшие первое на юге России крупное политическое объединение.
В V век до н.э "отец истории" - Геродот посетил Скифию и описал ее население. Это, без сомнения, были индоевропейцы, представители ираноязычных кочевников, тысячелетиями господствовали в Евразийских степях Геродот описал несколько типов скифов Скифы делились на царских, скифов-кочевников, скифов-земледельцев и скифов-пахарей Политическая власть сосредоточивалась в руках "царских" скифов - кочевников, считавших и себя многочисленными и лучшими и заставляли других скифов и нескифские племена Украины платить им дань. Под их посягательствами стояло большое, хорошо вооруженное и дисциплинированное конное войско. Чтобы развивать в себе воинственные инстинкты, скифские воины имели обыкновение пить кровь первого убитого врага, делать из вражеских черепов украшенные золотом и серебром чаши, снимать скальпы Безжалостные к врагам, эти кочевники были преданными в дружбе, которую ценили превыше всего.
Скифы, жившие в степи (в частности царские), занимались полукочевым скотоводством (лошади, овцы, крупный рогатый скот, а также верблюды и козы) Те скифы, жившие в лесостепи (их считают покоренными рабами)), были земледельцами, выращивали пшеницу и просо, а также ячмень, бобовые, некоторую овощи и фрукты; орудиями труда были среди других деревянный плуг и железная мотыга Хорошо развито ремесло, между другим металлургия (железо, бронза), обработка золота и серебра Важную роль играла торговля, в частности с греческими городами северного и западного Причерноморья, особенно торговля скотом, хлебом, счет Арский растениями, мехом и рабами.(слайды 6,7,8)
Общественный строй скифов определялся глубоким социально-экономическим разграничением Верхушку составляли цари, их дворы и военные дружины и жрецы, которые сосредоточивали в своих руках не только власть, но и богатства, получаемые из военной добычи и торговли Вождями племен были племенные цари и полководцы, подчинены царям царских скифов. Власть царей, сначала трех; впоследствии одного, была деспотическая и, ограниченная только советом вождей союзных племен или всего войска (народного собрания). Общественное разделение скифов заверенное их захоронениями, сохранившимися в многочисленных скифских могилах, очень богатыми и пышными у царей и аристократии, простыми в низовых военных и производителей. Родовой строй скифов был отчетливо патриархальной.
Родовид у скифов шел по отцовской линии, имущество делилось между сыновьями, а полигамия была нормальным явлением. Вместе с умершим мужем часто убивали и хоронили его молодых женщин. Как свидетельствуют роскошные захоронения скифских царей в курганах, ее до сих пор случаются в украинских степях, богатые могилы племенной знати и одновременно убогие могилы простых людей. Своим торговым партнерам скифы предлагали товары, которыми впоследствии прославится украинская земля: хлеб, воск, мед, меха, рабов. За это они получали вина, ювелирные изделия, другие предметы роскоши, к которым у них уже развился большой аппетит. Об этом свидетельствуют своеобразные украшения, чрезвычайно оригинальное по своему стилю декоративное искусство с характерными для него мотивами животного мира. О религии скифов сохранилось, кроме свидетельств Геродота, очень мало данных Скифские божества олицетворяли природные стихии, космические явления и плодородие земли. Скифы почитали также бога-героя по имени Таргитай, что его подвиги, как считают некоторые исследователи, стали подвигами Геракла, также он отвечал греч Аресу, и другим
3.4.Сарматы (слайды9-11).
Со II века до н.э в степях Северного и Восточного Причерноморья господствовали сарматы, пришедшие с Волги. Поначалу они мирно смешивались с такими же ираноязычными скифами, а также греками, жи- ли в Северном Причерноморье. Однако, под давлением враждебных племен с востока, сарматы становились все более агрессивными и в итоге они покорили скифов, поглотив в своей массе большое число простых людей как и все кочевые обладатели украинских степей, сарматы составляли не единое однородное племя, а слабо связанный союз родственных и часто враждующих между собой племен, таких как якязигы, роксоланы и аланы. Каждое из этих сарматских племен стремилось к господству в Украине Поскольку попытки эти совпали с длительными и всеобъемлющими перемещениями племен, называются Великим переселением народов, и поскольку Украина находилась в центре этих беспорядочных миграций, сарматы часто соперничали с другими племенами и, бывало, даже уступали им властью. Наконец, во II в н. э. их окончательно уничтожило страшное нашествие гуннов с востока набеги германских готов и упорная оборона римлян на западе.
Из имеющихся ныне разрозненных данных о сарматов следует, что по своему внешнему виду и способу хозяйствования они напоминали скифов, а также других ираноязычных кочевников. Один современник так описывал сарматов: "Они рослые, красивые и светловолосые, а ярость в их очах вселяет ужас". Носили они длинные пространстве штаны, кожаные жилеты, обувь из мягкой кожи и шапки. Основными продуктами было мясо, молоко и сыр. Жили в палатках, что надевались на двухколесные или четырехколесные повозки. Особенно поражает у сарматов и большая роль, которую играли в их обществе женщины. Существует легенда, по которой сарматы произошли от союза амазонок со скифами.Геродот сообщает, что сарматские женщины жили как когда-то амазонки: они охотились верхом, участвовали в войнах наравне с мужчинами, а также одевались, как мужчины Данные археологии свидетельствуют о том, что сарматских женщин хоронили вместе с оружием и что они нередко выполняли функции жриц.
Оружием сарматских всадников были короткие мечи, кинжалы, луки, копья и дротики. Сарматские воины отличались скоростью атак, особыми способами бросания дротиков и наброски аркана на противника ,их кони имели богато украшенную упряж.
Покойников сарматы хоронили в курганных и грунтовых могильниках с большим количеством инвентаря
Богатое сарматское погребение исследовано под курганом "Соколова Могила" возле села Ковалевки Николаевской области
Когда война не могла удовлетворить всех материальных потребностей, сарматы торговали, их караваны путешествовали в дальние края, из которых везли в Танаиса - сарматской столицы, расположенной на р Дон, китайский шелк, кавказский хрусталь, полудрагоценные камни из Ирана и Индии. По мнению Страбона, греческого географа и историка, контакты с греками и римлянами нанесли сарматам больше вреда, чем добра. Вскоре на смену сарматам пришли другие кочевники, но сарматы были последним индоевропейским народом, пришедшим с востока После них Евразийские степи почти на целое тысячелетие станут владениями тюркских народов.
4. Закрепление. Выполнить задания в тетради к данной теме.
5. Д.З.: выучить конспект; нарисовать любого из представителей древних людей.