Доклад Пути преодоления языкового барьера младших школьников
Пути преодоления языкового барьера при обучении иностранному языку.
Знание иностранного языка, особенно английского, имеет высокую практическую значимость для успешной конкуренции на рынке труда: является острой необходимостью в получении информации как профессионального, так и общего характера, расценивается как важная составляющая имиджа. В области обучения иностранному языку термин «языковой барьер» используется в описании ситуации, у учащихся, изучающих иностранный язык и пытающихся на нем говорить, возможность понять и спонтанно отреагировать на речь собеседника даже при том, что он владеет необходимым арсеналом языковых средств.
Я лично столкнулась с этой проблемой на первых уроках английского языка, где и началась моя преподавательская деятельность. Детям было очень интересно наблюдать за моим выступлением(представлением) , так как я к старательно пыталась наладить их на атмосферу иноязычной речи. Но с самой главной проблемой я столкнулась на заключительном этапе урока, сложность возникла тогда, когда детям было предложено задать интересующие их вопросы. Однако, вопрос смог задать лишь один ученик класса. Ученики изучают иностранный язык не первый год, они отдали этому занятию определенное количество сил и времени: учили слова, пересказывали тексты, сочиняли диалоги, писали тесты и в принципе, по завершении этих занятий предполагалось, что они должны уметь пользоваться этими знаниями.
Чтобы говорить о способах преодоления языкового барьера, нужно понять причины, вызывающие его, среди основных причин можно назвать следующие(
1.Психологическая неуверенность.
Одной из основных причин возникновения языкового барьера является страх сделать ошибку в речи, чувство дискомфорта при общении на английском языке. Для того, чтобы ученик чувствовал себя комфортно на уроках английского языка необходимо создать условия, при которых раскрывались бы внутренние возможности человека, его потенциал
2. Негативный предыдущий опыт изучения английского языка.
Другая проблема, которая может вызвать сложности в спонтанном говорении - это предыдущий опыт обучения, это привычка к грамматико - переводному методу обучения.В этом случае задача преподавателя - провести беседу со учеником, показать, что любой усвоенный на занятии материал может в тот же момент использовать, а также показать практическую применимость всего того, что ученики делают на занятии
3. Нехватка мотивации у учеников.
Еще одной проблемой возникновения языкового барьера является нехватка мотивации у ученика. Желание говорить, общаться, желание высказывать свои идеи является основным моментом для того, чтобы учащиеся могли спокойно говорить и не чувствовать никакого языкового барьера.
Необходимо аппелировать к эмоциям, к чувствам человека, создавать такие ситуации общения, в которых человеку захочется выразить свое мнение, согласиться или не согласиться, поспорить (Когда задействован эмоциональный фон, человек начинает говорить спонтанно, он начинает забывать, что он говорит на иностранном языке. Для него первостепенную важность приобретает сама цель общения, а не средство с помощью которых можно выразить ту или иную мысль или решить коммуникативную задачу при изучении английского языка.)
4.Отсутствие практики общения на английском языке.
Ученик может знать грамматические структуры, может иметь хороший пассивный словарный запас, но из-за отсутствия речевой практики, он не может использовать в спонтанной речи. Необходимо, чтобы все речевые образцы, языковые навыки, умения вводились и практиковались в условиях максимально приближенных к реальности.
5. Необходимость внедрения новых, более эффективных, методов и приемов, элементов современных технологий. Также необходимо участие самого преподавателя в веб-семинарах, курсах повышения квалификации.
6. Для реализации поставленной нами цели необходимо внедрение и совершенствование современных технологий во всех средних специальных учебных заведениях.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что в обучении английскому языку нужно применять те методы и приемы, которые позволяют учитывать личностные особенности учеников, позволяют дать максимальную практику всех языковых навыков и речевых умений, которые позволяют задавать ситуации, приближенные к реальности, позволяют влиять на эмоциональность учащихся, вызывать и побуждать студента к общению.