«Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе»
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Программа
«Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе»
Исполнитель: Хворова О.В.
Педагог-психолог
Березники 2013
Пояснительная записка
Одной из причин перехода к четырехлетнему начальному обучению является неудовлетворительное состояние здоровья школьников. 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (не грубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональные адаптации детей к школе.
Приходя в школу, первоклассник переживает возрастной кризис – особый этап в жизни ребенка, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности.
Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:
поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;
манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;
симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.
Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает перед собой период младшего школьного возраста. Можно сказать, что если ребенок прошел кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником (Е.Е.Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств.
По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а, следовательно, психологическая ифизиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.
В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешенными вопросы: организации этапа адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни. Полагаем, что данный курс будет способствовать облегчению прохождения периода адаптации и коррекции дезадаптативного поведения ребенка, для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма.
Цель программы: адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления здоровья.
Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач:
развивать:
представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и услышать);
эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке;
деловые отношения в совместной деятельности;
позитивное отношения к себе;
умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении;
психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи);
благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества;
формировать:
мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
навыки толерантного взаимодействия;
эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами художественной деятельности;
представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сознательное отношение к своему здоровью, стимулировать желания совершенствовать его и вести здоровый образ жизни.
Новизна программы заключается в том, что впервые в практике начального общего образования разработан материал, который рассчитан на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.
Программа рассчитана на 71 час. Занятия проводятся в 1 четверти 3 раза в неделю (по 20-25 минут), начиная со 2 четверти и до конца учебного года 1 раз в неделю. Они строятся в доступных и интересных для детей формах:
• ролевые игры
• психогимнастика
• рисование
• групповые обсуждения
• освоение приемов саморегуляции
• направленное воображение
В работе используются группы методов: метод убеждения (разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод стимулирования, метод самовоспитания, метод психологической саморегуляции, метод игровой терапии.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Тема Кол-во часов
Введение в школьную жизнь
1 Введение знака «Поднятая рука». 3
2 Приветствие учителя. 2
3 Диагностическое обследование 1
4 Узнаем друг друга. 3
5 Выбор приветствия. 2
6 Диагностика работоспособности 1
7 Лента школьного времени. 3
Изучаем правила общения
8 Учимся договариваться 2
9 Спор и ссора 2
10 Пойми меня 3
11 Уважая себя, уважай других 2
12 Весь мир - театр 2
Познаем себя и других
13 Все люди разные 2
14 Если б я был волшебником 2
15 Я глазами других 3
16 Все, что с нами происходит 3
17 Мальчики и девочки 2
18 Помоги себе сам 3
19 Посвящение в ученики 2
Мир вокруг меня
20 Взгляд на мир 2
21 Пути-дороги в мир здоровья 4
Я и моё здоровье
22 Я и другие 3
23 Познай себя и соблюдай правила для всех 4
24 В единстве с природой 3
25 Движение - жизнь 4
26 Диагностическое обследование 1
Мой внутренний мир
27 В стране Доброландии и Злосландии 2
28 Остров Чунга-Чунга 2
29 Учусь владеть собой 2
30 Прощай, 1 класс! 1
Итого 71 час
Программа рассчитана на 71 час. Занятия проводятся в 1 четверти 3 раза в неделю (по 20-25 минут), начиная со 2 четверти и до конца учебного года 1 раз в неделю.
Содержание занятий
Раздел 1. Введение в школьную жизнь.
Тема 1. Введение знака «Поднятая рука».
Совместное обсуждение. Выработка школьного правила «Поднятая рука». Подражательные повторения действий и движений педагога. Знакомство детей.
Тема 2. Приветствие учителя.
Выработка школьного правила «Приветствие учителя». Осознание позиции школьника. Тренировка поведенческих реакций.
Тема 3. Узнаем друг друга.
Установление контакта между детьми. Создание условий для самораскрытия. Демонстрация вариантов знакомств. Выработка правил приветствия.
Тема 4 . Выбор приветствия.
Осознание ответственности школьника за свои поступки. Практиковать в учебном взаимодействии. Нормализация мышечного тонуса.
Тема 5. Лента школьного времени.
Уточнение представления о времени. Уроки и перемены. Планирование времени. Тренировка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.
Раздел 2. Изучаем правила общения
Тема 6. Учимся договариваться.
Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального воздействия детей друг на друга.
Тема7. Спор и ссора.
Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций.
Тема 8. Пойми меня.
Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для анализа собственного жизненного опыта.
Тема 9 . Уважая себя, уважай других.
Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.
Тема 10. Весь мир – театр.
Социальная компетенция. Межличностное общение. Сплочение коллектива.
Раздел 3. Познаем себя и других
Тема 11. Все люди разные.
Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
Тема 12. Если б я был волшебником.
Актуализация эмоционального состояния учащихся. Способствование переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах.
Тема 13. Я глазами других.
Социально-психологическая компетентность. Выработка новых способов поведения. Позитивный эмоциональный тон общения.
Тема 14. Всё, что с нами происходит.
Анализ и разрешение внутриличностных конфликтов. Снижение уровня тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.
Тема 15. Мальчики и девочки.
Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями.
Тема 16. Помоги себе сам.
Осознание возможности и необходимости саморегуляции. Приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Тема 17. Посвящение в ученики.
Обобщение представлений о школе, об учениках, об учителе. Осознание того, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем. Развитие способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Раздел 4. Мир вокруг меня
Тема 18. Взгляд на мир.
Осознание зрения как основного способа познания и установления отношения с миром. расширение опыта зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды. Развитие зрительной чувствительности посредством восприятия своих собственных движений.
Тема 19. Пути-дороги в мир здоровья.
Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции. Приобщение к регулярным занятиям физическим упражнениями.
Раздел 5. Я и моё здоровье
Тема 20. Я и другие.
Умение воспринимать другого человека, понимать его внутренний мир. Эмоциональная близость. Переживание единства и доверия друг другу. Преодоление эмоциональной замкнутости. Невербальный опыт взаимодействия с другими детьми.
Тема 21. Познай себя и соблюдай правила для всех.
Контроль и оценка своего физического состояния. Потребность в выполнении гигиенических правил. представление о валеологической культуре.
Тема 22. В единстве с природой.
Способы сохранения здоровья. Приобщение к зравотворчеству. Совершенствование физических качеств.
Тема 23. Движение- жизнь.
Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями. Осмысление необходимости двигательной активности. Приобретение элементарных навыков саморегуляции.
Раздел 6. Мой внутренний мир
Тема 24. В стране Доброландии и Злосландии.
Тренировка регуляции своих поведенческих реакций. Приобретение и закрепление приемлемых и способов разрешения конфликтов.
Тема 25. Остров Чунга- Чунга.
Овладение навыками управления своей эмоциональной сферы. Подражательное воспроизведение чужих эмоций.
Тема 26. Учусь владеть собой.
Расширение представления о способах саморегуляции в критическом состоянии. Тренировка умения останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
Тема 27. Прощай, 1 класс!
Обобщение полученных знаний. Закрепление саморегуляции.
Примерная структура занятия:
1. Упражнения на расслабление; упражнения на развитие эмоциональных состояний;
2. Игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем; пантомимические, театрализованные представления, арт-терапия;
3. Упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения.
Занятия могут быть объединены сюжетной линией.
Они строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Особенно сложно, но и наиболее интересно проводить занятия с детьми, имеющими различные уровни интеллектуального развития.
На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы учащиеся приобретут теоретические знания о:
основных школьных правилах;
способах и особенностях установления позитивных взаимоотношений между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);
факторах роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);
формах обращения (слова-комплименты);
невербальных средствах общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;
некоторых положительных и отрицательных чертах характера;
значении ощущений и восприятия в познании мира;
правилах дружбы, честной игры;
приемлемых для себя стереотипах поведения и способах разрешения конфликтов;
приемах мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.
И практические навыки:
подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;
общаться со сверстниками и старшими;
преодолевать негативные эмоциональные состояния;
применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;
решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем;
планировать свое время;
вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою точку зрения;
анализировать собственный жизненный опыт;
останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.
Литература
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.М., 2002.
Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997.
Бородкина Г.В.. Еще раз о готовности к школе.// Начальная школа: плюс До и после. № 10.- 2002.
Беймен В.Р. Первоклашка – здоровяшка. Мозарь. 1998
Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И.Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995
Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников. Мн., 1988
Венгер Л.А. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994.
“Жизнь ребёнка и его успехи в школе” //н/шк 1996.№ 4.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996
Приложение № 1
Технологическая карта курса
Тема занятия
Задачи Способы действия Виды деятельности Введение знака «Поднятая рука»
В совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания, воспитывать дружеские взаимоотношения, продолжить знакомство детей.
Дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения действий и движений педагога. Выработка школьного правила, пересадка детей, создание нового жеста.
Игра «Твое имя». Игра «Паутинка».
Упражнения «Зайчики и барабан».
Приветствие учителя.
Выработать школьное правило «Приветствие учителя»; помочь детям осознать позицию школьника на основе сравнения «школьник-дошкольник».
Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Беседа о представлении детьми образа школьника, создание проблемной ситуации, выработка нового правила.
Показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями. Игра «Школьники – дошкольники»,
игра «Угадай – ка!».
Диагност.
обследование
Рисунок «Я и мои новые друзья» Обеспечить условия для эмоционального раскрепощения, сплочения коллектива. Изотерапия Изобразительно-музыкальная
Узнаем друг друга
Создание благоприятной
психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.
Сбросить интенсивность физического и психического напряжения. Демонстрация вариантов знакомства.
Выработка правил приветствия.
Игра "Круг знакомства".
Беседа "Как можно знакомиться".
Упражнения «Что изменилось?»,
«Кто крепче пожал руку?» и др.
Подвижная игра.
Рисунок.
Выбор приветствия.
Помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.
Нормализовать мышечный тонус. Приветствие,
работа со стихотворением, проблемный вопрос «С кем должен здороваться школьник?» Практикум,
игра «Не собьюсь».
Упражнения и игры на внимание,
подвижная игра.
Диагностика работоспособности Определить темп деятельности каждого ребенка. Теппинг – тест.
Лента школьного времени.
Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.
Тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научиться различать и сравнивать их. Работа с режимом дня, знакомство с лентой времени, диагностические упражнения. Игра «Вот так».
Психогимнастические упражнения и
игры на чередование противоположных
по характеру движений:
напряженных-расслабленных,
резких – плавных.
Подвижная игра «Веселая перемена».
Учимся договариваться
Помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения.
Тренировка общих способностей
несловесного воздействия детей друг на друга. Создание проблемной ситуации, демонстрация нового стиля взаимодействия, упражнения детей в применении нового
жеста.
Игра с мячом «Знакомство».
Игра «Обмен ролями».
Спор и ссора.
Формировать умение вести дискуссию, поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.
Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции. Создание проблемной ситуации.
Подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций.
Игра «Мы с товарищем вдвоем очень
весело живем».
Пантомимические загадки,
изображающие: удивление – восхищение
– изумление; обида – досада.
«Пойми меня» Воспитывать чувство эмпатии, толерантности, внимательного отношения друг к другу.
Обеспечить условия для анализа собственного жизненного опыта. Арт-терапия.
Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино». Рисуночные пробы и творческие работы.
Игра «Пойми меня».
Уважая себя, уважай других.
Развивать толерантное отношение к другим людям, формировать терпимое отношение к другим,
их привычкам, взглядам,
готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других. Тренировка общих
способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Оценивание своих эмоций и эмоций партнера.
Рассказ
В. Осеевой "Просто старушка",
игра "Встреча".
Подвижная игра «Самолетики».
Весь мир – театр Развивать навыки межличностного общения, способствовать сплочению коллектива. Арт-терапия. Творческий труд.
Игра «Два жадных медвежонка».
Все люди разные.
Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Формировать способность считаться с различиями между людьми. Развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей. Прививать ценностное отношение к "иному".
Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Групповая работа по наблюдению разнообразных человеческих типов.
Выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения. Инсценировать отрывок из сказки
"Гадкий утенок",
игра "Цветик-семицветик",
аукцион идей:
"Хорошо, что люди разные."
Проигрывание загадок на решение
конфликтных ситуаций (со сменой ролей).
«Если б я был волшебником» Актуализировать эмоциональное состояние учащихся, способствовать переживанию чувств торжества, победы, удачи, уверенности в своих силах. Изотерапия.
Сказкотерапия.
Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций, повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущения. Игра «Поляна волшебных цветов»,
упражнения: тревога-беспокойство,
стыд - вина, радость – удовольствие.
Я глазами других.
Развивать социально-психологическую компетентность ребенка, социального доверия и воспитание новых способов поведения.
Привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию.
Учебно-игровая ситуация, позволяющая учиться общаться, устанавливать
позитивный эмоциональный тон общения. Динамическая пауза. Этюд "Просто так",
игра "Угадай-ка",
игра "Снежная королева»,
игра "Окажи внимание другому".
Упражнения и игры на внимание.
Всё, что с нами происходит Анализировать и разрешать внутриличностные конфликты, снизить уровень тревожности. Приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов Диагностическое обследование уровня тревожности. Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, загадки на решение различных конфликтных ситуаций Рисуночный тест.
танец – игра «Страна Трямляндия»,
просмотр эпизода мультфильма.
Мальчики и девочки.
Воспитание у детей культуры взаимоотношения, способствовать установлению позитивных отношений между мальчиками и девочками.
Тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. Выявление качеств присущих девочкам (женственность, миловидность, мягкость и др.); мальчикам (мужественность, сила и др.).
Физические движения, выражающие какой –либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Тесты-упражнения «Настоящие мужчины»,
беседа «Друг в беде не бросит».
Аукцион комплиментов,
Игра «Резко – плавно».
Помоги себе сам Способствовать осознанию детьми возможности и необходимости саморегуляции, закрепить приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационный тренинг. Упражнения и игры.
Посвящение в ученики.
Обобщить представления детей о школе, об учениках, об учителе; помочь детям осознать, что в школе важны и нужны любые ученики, все они одинаково любимы учителем.
Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Проигрывание поведения «учеников лесной школы» в школьных ситуациях.
Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций. Игра «Лесная школа»
Пантомимические загадки :
радость – удовольствие,
сочувствие- жалость – нежность.
Взгляд на мир Развивать осознание детьми зрения как основного способа познания и установления отношения с миром; расширить опыт зрительного восприятия предметов ближайшего окружения для улучшения его спонтанного использования в оценке окружающей среды; развить зрительную чувствительность посредством восприятия своих собственных движений.
Упражнения на осознание своих зрительных ощущений в процессе восприятия разных цветов; изотерапия.
Ролевая игра «Цветные человечки»,
Занятия «Фотографы», «Театр теней»,
«Сюрпризы гнома»;
игры-инсценировки со световыми
и цветовыми эффектами,
творческие игры с цветовыми пятнами:
красными, желтыми, синими, - нанося
акварельные краски кисточкой или
пальцами на лист влажной бумаги.
Игровое упражнения по окрашиванию
воды или песка в разные цвета,
приготовление цветного льда.
Пути-дороги в мир здоровья Приобщать детей к регулярным физическим упражнениям, содействовать осмыслению необходимой двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции. Игровой тренинг способствующий пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха помогает поддерживать высокую работоспособность.
Игровая программа «На здоровье!»,
психотехнические игры и упражнения.
Я и другие Развитие у детей умения воспринимать другого человека, научиться понимать внутренний мир других людей, помочь установить эмоциональную близость, получить переживание единства и доверия друг другу, помочь преодолеть эмоциональную замкнутость, развить эмоциональную отзывчивость, помочь приобрести невербальный опыт взаимодействия с другими детьми. Ситуации, позволяющие проявить внимание и интерес к сверстникам, проигрывание типичных ситуаций проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее- к внутреннему, через движение – к чувствам, через фантазию – к переживаниям. Игры на взаимодействие: «Солнышко»,
«Ветерок», «Пробуждение» и др.
Подвижные русские народные игры.
Игры с предметами.
Диагностическое исследование.
Познай себя и соблюдай правила для всех Развивать умения контроля и оценки своего физического состояния, формировать потребность в выполнении гигиенических правил, формировать представления о валеологической культуре. Создание проблемной ситуации, проведение тренинга. Ролевая игра «Тряп Тряпыч»,
«Пятиминутка знатоков».
В единстве с природой Расширять знания о способах сохранения здоровья, приобщать к здравотворчеству, совершенствование физических качеств (быстрота, ловкость и др.). Демонстрация и показ ситуаций здорового образа жизни. Подвижные перемены, оздоровительные минутки, просмотр мульфильма «Ох и Ах».
Движение – жизнь Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, содействовать осмыслению необходимости двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции. Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами, игры-загадки на решение спорных ситуаций, разучивание коллективных подвижных игр, спортивных развлечений. Игры «Звонок на урок», «Удочка»
игры-эстафеты,
спортивные упражнения,
самостоятельные игры детей.
Движение - жизнь Приобщать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, содействовать осмыслению необходимости двигательной активности Проведение праздника, посвященного здоровому образу жизни Праздник здоровья
«Спортивная весна».
Диагностика Определение уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента культуры здорового образа жизни. Анализ проведенного праздника. Тесты-упражнения.
В стране Доброландии и Злосландии Тренировка детей регулировать свои поведенческие реакции, приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов. Показ и проигрывание ситуаций, в которых дети обнаруживают возможность избежать конфликта, если вести себя по другому, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, арт-терапия. Самостоятельные игры-фантазии с
проекцией новых эмоциональных
проблем и актуальных переживаний,
хоровое пение «Улыбка»,
рисование добрых героев сказки
«Золотой ключик».
Остров Чунга-Чанга. Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
Подражательное воспроизведение чужих эмоций, решение проблемных ситуаций. Пантомимические загадки,
танец «Маленьких утят»,
этюд «Ты – лев»(саморегуляция),
подвижная игра «Слушай команду».
Учусь владеть собой
Расширять представление о способах саморегуляции в критическом состоянии, тренировать умение останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях Анализ и разыгрывание конфликтных ситуаций из школьной жизни Тренинг «Стоп! Подумай! Действуй!»,
игра «Истории из жизни»
Прощай, первый класс! Обобщить знания, закрепить навыки саморегуляции. Подготовка и проведение праздника Праздник «Прощай, первый класс!»