Рабочая карта по начальному курсу географии оренбургской области. 6 класс


Пояснительная записка
Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.
Программа «Начальный курс географии Оренбургской области» используется для преподавания курса «Краеведение» в 6-х классах общеобразовательных школ с целью реализации регионального компонента, а так же в связи с сокращением часов в учебном плане на изучение предмета.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Закона «Об образовании»;
требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;
фундаментальным ядром содержания общего образования;
авторской программой «География», автор-составитель Е.М. Домогацких;
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Грачёвская СОШ»;
программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
идеей и положением концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
авторской программы «География Оренбургской области». Ахметов Р.Ш., Герасименко Т.И., Кургаева Г.И., Петрищев В.П., Семенов Е.А. http://bank.orenipk.ru/Text/t23_6.htm;
авторской программы «Физическая география Оренбургской области», Г.А. Русскин, В.Г. Русскина;
авторской программы по начальному курсу физической географии «Природа родного края», Кургаева Г.И.;
приказа министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 года № 01-21/1063 «Пояснительная записка к региональному базисному учебному плану общеобразовательных организаций Оренбургской области»;
положением о рабочей программе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2013 год, Чибилёва А.А., Петрищева В.П. «География Оренбургской области. Природа», 2008 год.
Географическое краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля является составной частью интегрированного базового курса «География. Начальный курс», авторы Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., издательство «Русское слово», 2013 год. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География» (6-11 класс) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.
Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель программы:
Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своего региона во всем ее географическом разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
Воспитание любви к своей местности, своей стране, экологической культуре, бережного отношения к окружающей среде;
Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи курса:
развитие комплексных знаний и умений географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;
овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике;
адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
Общая характеристика предмета
Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.
Структура программы. Логика построения программы модуля подчинена последовательности изучения тем начального курса географии в 6 классе. Ключевые темы программы модуля: введение, на какой Земле мы живём, план и карта, человек на Земле, планета Земля, литосфера – каменная оболочка, гидросфера – водная оболочка, атмосфера – воздушная оболочка, биосфера – оболочка жизни, географическая оболочка. Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии, и тесно с ней связано. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. То есть краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне. Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества. Социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.
Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, картографический, теоретический, проблемного изложения и другие Изучение модуля предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся на примере краеведческого материала. Приоритет отдан коллективным формам организации учебной деятельности форм обучения, практикумам, исследованиям, экскурсиям, разработке проекта. Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера, а также с привлечением фондов школьной музейной экспозиции, которая является координирующим центром воспитательной системы школы.
Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Описание места в учебном плане
Согласно учебному плану предмет в 6 классе изучается 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
результаты освоения междисциплинарных программ
Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6 классе, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения начального курса географии Оренбургской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Оренбургской области). Представление о Оренбургской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Оренбургской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Начальный курс географии Оренбургской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «Начальный курс географии Оренбургской области» в 6-ом классе являются следующее:
1.Оценивать и прогнозировать:
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности;
погоду на ближайшие сутки.
2. Объяснять:
последовательность приемов построения плана местности,
влияние рельефа на направление и характер течения рек,
образование атмосферных осадков,
изменение погоды, народные приметы,
значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха,
современные функции своего села,
особенности застройки села.
3. Описывать:
внешний вид основных форм рельефа своей местности,
влияние рельефа на особенности жизни и быта человека,
времена года своей местности,
природные комплексы своей местности,
достопримечательности своей местности.
4. Определять:
на местности стороны горизонта, направления, расстояния,
при помощи приборов температуру воздуха за сутки, месяц, год, преобладающее направление ветра,
особенности природных комплексов на местности,
результаты мероприятий по охране природы своей местности.
5. Называть/показывать:
источники питания рек, элементы речной долины,
мероприятия по охране атмосферного воздуха,
представителей животного и растительного мира своей местности,
основные мероприятия по охране своей местности.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
• любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихсяФиксация изображений и звуков
Выпускник научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• осуществлять видеосъёмку.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
Создание графических объектов
Выпускник научится:
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Выпускник научится:
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами, картами и спутниковыми фотографиями;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Примерная тематика проектов и исследовательских работ1.География в моей жизни.
2.Профессии наших родителей.
3.Человек интересной судьбы.
4.План микрорайона школы.
5.Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.
6.История города в судьбе моей семьи.
7.Истоки моего родства.
8.Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
9.Семейная реликвия.
10.Игры народов родного края.
11.Где родился, там и пригодился.
12.Моя минералогическая коллекция.
13.Живи, родник.
14.Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
15.Местные признаки предсказаний погоды.
16.Матушка природа для лечения народа.
17.Зелёная аптека на грядке.
18.Мой любимый уголок природы.
19.Деревянное зодчество.
20.Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию;
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Содержание учебного курса
Источники географической информации. 10 часов
Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. Географическая карта – особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой (наблюдения, фенологический), геоинформационной. Значение каждого из методов для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование геоинформационных систем.
Природа и человек. 23 часа
Литосфера и рельеф. 7 часов
Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф. Минеральные ресурсы литосферы: их виды, добыча и транспортировка. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу, её последствия. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы.
Атмосфера. Погода и климат. 8 часов
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Гидросфера. 3 часа
Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение, правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озёр, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.
Биосфера. 5 часов
Способы определения качества окружающей среды, меры по её сохранению и улучшению. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Тематическое планирование
Темы, раскрывающие данный раздел программы Характеристика основных видов деятельности учащихся
Источники географической информации Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Объяснять: свойства географической карты и плана местности, специфику способов картографического изображения, отличия видов условных знаков, отличия видов масштаба, значение планов и карт в практической деятельности человека.
Определять существенные признаки плана, карты и глобуса, классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус, расстояния по карте, азимут по карте и на местности, абсолютную и относительную высоты, виды условных знаков, масштаб карты.
Литосфера и рельеф Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Объяснять особенности внутреннего строения, причины и следствия движения земной коры, действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа, особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.
Определять существенные признаки понятий и явлений, по заданным признакам горные породы и минералы, отличие видов земной коры, виды форм рельефа, районы землетрясений и вулканизма.
Атмосфера. Погода и климат Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Объяснять закономерности географической оболочки на примере атмосферы, вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др., причины возникновения природных явлений в атмосфере, зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря, особенности адаптации человека к климатическим условиям.
Определять существенные признаки понятий и явлений, основные показатели погоды.
Гидросфера Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Объяснять закономерности географической оболочки на примере гидросферы, особенности состава и строения гидросферы, условия залегания и использования подземных вод, условия образования рек, озер, характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга.
Определять существенные признаки понятий и явлений, вид рек, озер, особенности размещения и образования объектов гидросферы.
Биосфера Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Объяснять закономерности географической оболочки на примере биосферы, особенности приспособления организмов к среде обитания, роль царств природы, необходимость охраны органического мира, образования почвы, особенности строения и состава географической оболочки, взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки, законы развития географической оболочки, сущность влияния человека на географическую оболочку.
Определять существенные признаки понятий и явлений, сущность экологических проблем, причины разнообразия растений и животных, характер взаимного влияния живого и неживого мира. Определять существенные признаки понятий и явлений, условия образования почв, характер размещения природных зон Земли.
Календарно-тематическое планирование
Название раздела Количество
часов Итоговые уроки
1 Источники географической информации 10 1
Природа и человек 23 2 Литосфера и рельеф 7 3 Атмосфера. Погода и климат 8 1
4 Гидросфера 3 5 Биосфера 5 6 Обобщение по курсу 1 Итог 33 2
№ Наименование раздела, темы Целевая установка
урока, УУД Требования к уровню подготовки Дата проведения
6а 6б 6в
по плану корр по плану корр по плану корр
Источники географической информации. 10 часов
1 Развитие географических знаний о Земле Называть имена и определять вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли Обучающиеся смогут: находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей местности; знать результаты географических путешествий; определять направления и стороны горизонта на местности, по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам; определять на местности, на плане местности расстояния; применять инструменты для определения количественных характеристик; применять приборы для определения азимута на местности; определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов; представлять результаты измерений в разной форме; применять приборы и инструменты для определения азимута на местности; определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов; представлять результаты измерений в разной форме; применять приборы и инструменты для проведения измерений; использовать приобретённые умения для проведения съемок местности; давать определение понятиям: параллель, меридиан, градусная сетка, карта, географическая широта, географическая долгота; определять географические координаты своего населённого пункта на разных картах; использовать знания и умения для чтения карты 2 Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте своего региона Давать определение основным географическим понятиям и терминам: параллель, меридиан, градусная сетка, карта; определять географические координаты и местоположение географических объектов. 3 Фенологические наблюдения Формирование представлений о временах года Оренбургской области 4 Осенняя экскурсия 5 Определение расстояний на местности и по плану с использованием масштаба. Масштаб карты своего региона Давать определение основным географическим понятиям и терминам; определять на местности расстояния; правильно применять инструменты для определения количественных характеристик, а также использовать разные способы измерения расстояния при помощи шагов, землемера, рулетки, дальномера и т.д. 6 Условные знаки. Чтение топографического плана местности Давать определение основным понятиям и терминам; опознавать условные знаки топографической карты; применять знания в нетрадиционной обстановке 7 Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам (работа на местности) Давать определение основным географическим понятиям и терминам «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «азимут»; пользоваться приборами: компасом, рулеткой, циркулем; фиксировать свои измерения в форме таблицы, применять имеющиеся знания для измерения расстояний на местности: шагами, рулеткой, циркулем.8 Описание маршрута на местности Давать определение основным географическим понятиям и терминам; выбирать приемы выполнения маршрутной съемки местности, действия выполнения маршрутной съемки местности; составлять схему маршрута движения; составлять описание маршрута; применять необходимые принадлежности и оборудование; представлять результаты измерений в разной форме; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 9 Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями Давать определение основным географическим понятиям и терминам; определять относительную высоту отдельных точек местности или отдельных объектов; представлять результаты измерений в виде схем, чертежей или таблиц 10 Обобщающее повторение по теме «Источники географической информации» Природа и человек. 23 часа
Литосфера и рельеф. 7 часов
11 Изучение недр Оренбургской области 12 Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия Давать определение основным географическим понятиям и терминам: вещественный состав земной коры; объяснять причины разнообразия минералов и горных пород; определять горные породы, минералы и полезные ископаемые своей местности; различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности; оформлять контурные карты; делать выводы о связи свойств горных пород и минералов с происхождением; приводить примеры использования горных пород и минералов человеком Описывать существенные признаки географических объектов; ориентироваться по физической карте России и своего региона; определять географическое положение форм рельефа, их высоту, подписывать их на контурной карте; схематично представлять результаты измерений на карте; использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий 13 Урок-практикум «Определение минералов и горных пород» 14 Движение горных пород на территории области Формирование представлений о медленных вертикальных движений земной коры и роли в изменении поверхности области 15 Силы выветривания Формирование представлений о внешних силах, изменяющих рельеф поверхности 16 Описание по карте географического положения и высот форм рельефа своего региона, их максимальных высот. Обозначение ферм рельефа на контурной карте Давать определение основным географическим понятиям и терминам; определять по карте географическое положение, высоту форм рельефа, географические координаты своей высокой и низкой точки родного региона; обозначать на контурной карте объекты литосферы 17 Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте» Уметь различать равнины по высоте над уровнем моря и по внешнему виду Атмосфера. Погода и климат. 8 часов
18 Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов Давать определение основным географическим понятиям и терминам; фиксировать показатели состояния погоды; пользоваться приборами; заполнять календарь погоды «Погода сегодня», составлять прогноз погоды на завтрашний день Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач; выделять и описывать, объяснять существенные признаки явлений и процессов; использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своего региона; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения климата своего региона 19 Построение графика хода температуры при обработке собранных материалов Давать определения основным понятиям и терминам; выявлять причины годового колебания температуры воздуха; устанавливать взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха; строить графики хода температуры 20 Построение графика атмосферного давления при обработке собранных материалов Давать определения основным понятиям и терминам; выявлять зависимость атмосферного давления и высоты местности; строить графики хода атмосферного давления 21 Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков Давать определение основным географическим понятиям и терминам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных, строить розу ветров и диаграмму выпадения осадков и анализировать полученные результаты 22 Обработка данных и составление диаграммы облачности Давать определение основным географическим понятиям и терминам; строить графики температур, розы ветров; составлять диаграмму облачности, обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой 23 Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения Давать определения основным географическим понятиям и терминам; обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой; делать выводы о состоянии погоды 24 Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. Климат своего региона Давать определение основным географическим понятиям и терминам; определять закономерности изменения температуры, атмосферного давления, влажности; решать практические задачи на определение изменений температуры и давления воздуха, влажности
Давать определение основным географическим понятиям и терминам по теме «Климат»; объяснять особенности климата родного края; работать с климатическими картами; анализировать климатограммы 25 Итоговый урок Гидросфера. 3 часа
26 Состав и значение гидросферы Давать определения основным географическим понятиям и терминам темы Описывать существенные признаки водного объекта по разным источникам информации; объяснять особенности направления течения реки, его зависимость от рельефа; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием водных объектов в своей местности 27 Определение по карте направлений течений четырех рек своего региона, их связь с рельефом Давать определение основным географическим понятиям и терминам; выстраивать причинно-следственную связь зависимости направлений течений рек от характера рельефа; определять элементы речной системы: главная река, правый и левый берег реки, исток и устье 28 Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты своего региона. Меры по их сохранению и восстановлению Давать определение основным географическим понятиям и терминам; объяснять меры воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты своего региона и прогнозировать возможные меры по их сохранению и восстановлению Биосфера. 5 часов
29 Многообразие живого мира Формирование представление о царствах живой природы области Объяснять связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса; использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями; описывать существенные признаки природной зоны; приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов 30 Охрана растений и животных Формирование представлений об охраняемых территориях области 31 Почва Формирование представлений о типах почв области 32 Природные комплексы своего региона Давать определение основным географическим понятиям и терминам; объяснять особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов своего региона; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли 33 Экскурсия в краеведческий музей 34 Обобщение по курсу «Начальный курс географии Оренбургской области» Проверено «___» августа 2015 года. Заместитель директора по УВР _______________ /Конева О.А./
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Состав УМК:
Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ»
География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ
Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика
Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск
Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО
Материально-техническое обеспечение:
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Демонстрационные таблицы по курсу
Географические карты
Великие географические открытия
Народы
Физическая полушарий
Топографическая карта
Техническое обеспечение
Компьютер
Мультимедиа проектор
Интерактивная доска
Телевизор
Видеомагнитофон, DVD
Практическое оборудование
Компас ученический
Магнитная доска для статичных пособий
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000)
Гигрометр
Барометр
Натуральные объекты
Коллекция горных пород и минералов
Коллекция полезных ископаемых различных типов
Шкала твердости МоосаНабор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов
Коллекция экранно-звуковых пособий по всем разделам курса
Планируемые результаты
Источники географической информации
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов:
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа и человек
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить практического использования географических знании в различных областях деятельности;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Литература
Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ»
Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена
Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.
География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ
Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ
Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.
Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург
Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика
Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск.
Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО
Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск
Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург