Программа углублённого обучения по классу аккордеона и ансамбля народных инструментов.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества
Утверждаю:
Директор ДД(Ю)Т
Машенин Ю.И.
Согласовано
На методическом совете
Протокол № от
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
по классу аккордеона, и ансамбля народных инструментов.
Cрок реализации 6 лет.
Возраст детей 7-16 лет
Составитель:
Фассахова Нурия Минераиловна
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
Ижевск 2011Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры. Среди различных форм учебно-воспитательной работы одним из наиболее привлекательных видов является музыка.
Педагог-инструменталист может своим умением привить ученику любовь к музыке и инструменту. Аккордеон - один из любимых инструментов как в народе, так и у изысканных слушателей. Обучение игре на этом инструменте - захватывающий и сложный процесс.
Направленность программы : художественно-эстетическая.
Программа углублённого обучения по классу аккордеона и ансамбля народных инструментов.
Актуальность программы: обращение к изучению аккордеона очень своевременно, так как анализ детского самодеятельного творчества на современном этапе показывает, что этот инструмент теряет свою популярность и востребованность. Важно не забывать о своих истоках, знать историю создания инструмента сохранять исполнительские традиции и обычаи, уважать историю своего и других народов.
Новизна: программа формирует и развивает основные ключевые компетенции в разных сферах деятельности:
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации);
компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (поиск путей и способов использования и организации свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность, умение организовать свой досуг, реализовать социокультурные проекты);
компетентность в сфере поликультурных отношений (изучение культуры и традиций различных народов, уважение людей других национальностей.).
Педагогическая целесообразность: обучение по данной программе развивает самостоятельность, самоконтроль, творческое мышление, воображение, общую выносливость. Занятия по классу аккордеона способствуют хорошему настроению, заряжают бодрым самочувствием и энергией, формируют привычку к здоровому образу жизни. На этапе углубленной подготовки воспитанники приобретают специальные качества, навыки и умения, развивают и совершенствуют память, мышление, волю, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке.
Цель: Развивать творческие и художественные навыки учащихся, стремиться к совершенствованию исполнительского мастерства.
Задачи:
1 .Прививать ученику любовь к музыке, к аккордеону.
Научить свободно играть на инструменте.
2. Формировать прочные музыкально-исполнительские умения,
навыки, знания.
3.Развивать музыкальный слух, координацию между слухом, голосом
и инструментом.
4.Воспитытывать интерес к инструментальному искусству и совместному музицированию.
5.Формировать уважительное отношение к культуре и традициям своего и других народов, исполняя фольклорные произведения в ансамбле народных инструментов.
6.Научить детей работать в коллективе.
Отличительная особенность данной программы от существующих (типовая программа по аккордеону для детских музыкальных школ, типовая программа для детских домов творчества, образовательная программа по классу аккордеона предыдущих годов) в том, она дает большую возможность для приобщения детей к богатству музыкальной культуры как российской, так и других народностей, дает возможность овладеть разнообразием стилей и манер исполнения, знакомит с особенностями, традициями и историей народа, пополняя кругозор, развивая исполнительскую культуру, эстетику и эмоциональную выразительность. При выборе репертуара педагог в первую очередь руководствуется возможностями ученика, его желанием исполнять то либо другое произведение. В программе тесно переплетаются задачи поставленные для индивидуального обучения и для занятий в ансамбле народных инструментов.
Программа по обучению игре на аккордеоне рассчитана на 6 лет. Возраст детей 7-16 лет.
Этапы освоения программы
1 этап, 1,2 год обучения.
Начало занятий на инструменте. Основное место в содержании этого этапа отводится развитию музыкального слуха и освоению необходимых практических начальных музыкально-исполнительских умений и навыков игры на аккордеоне. Учащийся знакомится с историей создания и устройством инструмента. Одновременно с этим происходит овладение элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой. Происходит работа над постановкой и укреплением исполнительского аппарата.
Нотный период.
Значительное место отводится развитию зрительно-слухо-двигательных умений и навыков. Дети овладевают умением работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять этюды, песни, пьесы, играют в ансамбле с педагогом. Происходит обогащение слухового опыта, развитие и
закрепление интереса к занятиям. Со второго года обучения в работу включаются специальные задания и упражнения на развитие техники.
2 этап, 3,4 года обучения.
Переход от младшего звена к среднему и старшему. Материал становится более трудоемким. Учащийся детально знакомится с основными средствами музыкальной выразительности. Репертуар становится более сложным .
3 этап, 5,6 года обучения.
Предусматривает значительное углубление знаний о музыкальном искусстве, его особенностях и закономерностях, исполнителях, повышение музыкально-исполнительского мастерства учащихся. Происходит разностороннее развитие ученика, формируется его эмоционально-сознательное отношение к музыке.
Вся учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы учащиеся в своей дальнейшей музыкально-практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыки. Этот этап предполагает развитие у ученика музыкального исполнительства, мелкой и аккордовой техники, умения правильно анализировать и выразительно исполнять музыкальные произведения, точно читать с листа нотный материал, самостоятельно находить пути решения более точного и выразительного исполнения произведений.
Этот этап также является выпускным. Весь курс строится таким образом, чтобы обобщить приобретенные музыкально-эстетические знания, умения, навыки. Большая роль для выполнения этой задачи отводится концертному музыкальному исполнительству. Весь процесс опирается на знания, полученные на сольфеджио, музыкальной литературе, хоре, ансамбле на протяжении всего учебного курса. Параллельно с изучением новых произведений ученик занимается подбором по слуху знакомых песен и пьес, транспонированием в удобную тональность.
При подборе репертуара педагог руководствуется принципом постоянности и последовательности обучения, а также, исходя из индивидуальных возможностей учеников.
Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог должен пополнять индивидуальные планы учащегося по своему усмотрению и другими произведениями, соответствующими по сложности возможностям ученика.
На протяжении всех лет обучения происходит работа над:
чтением нот с листа, подбору по слуху, транспонированием;
аппликатурной дисциплиной;
выразительностью исполнения;
техникой исполнения (пальцевой беглостью, четкостью,исполнением аккордов);
музыкальной и эстетической культурой.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу.
Обучение игре на аккордеоне ведется во взаимной связи с другими предметам, входящими в систему музыкального образования: сольфеджио, музыкальная литература, оркестр русских народных инструментов.
После второго года обучения обучающиеся посещают групповое занятие ансамблем русских народных инструментов.
Принцип построения программы – от простого к сложному.
Форма занятий – индивидуальное занятие.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1-ому часу.
Ансамбль 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты
Проверка знаний осуществляется на контрольных и зачетных уроках, а также переводных экзаменах.
Выпускной экзамен проходит после усвоения детьми программы полном объеме, опираясь на индивидуальные особенности ребенка. Система оценок традиционная, пятибалльная.
1 этап После окончания обучения 1 этапа обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки.
Знания
Знать устройство аккордеона, постановку правой и левой рук. Знать динамические оттенки и простые интервалы. Знания технологии и приемов исполнения простейших штрихов. Знание нот, аппликатуры в гаммах и арпеджио, технологии исполнения штрихов и меховедения.
Умения
Правильно держать аккордеон. Контролировать действие правой и левой рук. Находить ноты на клавиатуре, определять на слух простые интервалы, самостоятельно разбирать нотный текст и определять в общих чертах характер и особенности произведения.
Навыки
Владение основными игровыми навыками, способность к самоконтролю, качеству звука, ритмической точностью исполнительским планам, выдержка и собранность при концертном исполнении.
2 этап По окончании 2 этапа обучения обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки.
Знания
Всего теоретического материала по программе музыкально-хоровой студии. Строение мелодии и музыкальных форм, динамических оттенков, условных обозначении, знании технологии исполнения, штрихов, двойных нот, аккордов. Знания технологии разучивания гамм, этюда, пьесы. Правила и приемы звукоизвлечения.
Умения
Разобрать самостоятельно нотный текст, проанализировать в общих чертах характер, жанр, выразительные средства и другие особенности музыкального текста. Играть слаженно с другими участниками ансамбля
Навыки
Владение игровыми навыками, способность к самоконтролю за всеми сторонами исполняемого произведения (качество звука, ритмическая точность, продуманный исполнительский план)
3 этап По окончании 3 этапа обучения обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки.
Знания
Овладеть теоретическими знаниями основ музыки и специфических особенностей звукообразования. Хорошо ориентироваться в строении музыкального произведения и эпохи создания произведения.
Умения
Активно работать и преодолевать технические трудности. Осознанно и эмоционально воспринимать музыку, ее содержание и идейно эмоциональную направленность, раскрывать чувства и мысли, заложенный в фактуре произведения.
Навыки
Свободно владеть выученными произведениями, умение аккомпанировать и слаженно играть в оркестре. Преодолевать психологический дискомфорт на концертном выступлении.
Ожидаемые результаты группы ансамбля
Участник ансамбля должен:
грамотно вести свою партию, при этом слышать других;
точно исполнять все штрихи;
знать хорошо партию;
владеть динамическими оттенками;
выступать с ансамблем в качестве участника;
уметь владеть сценической культурой поведения
Формы отслеживания результативности по реализации программы:
- контрольное задание
- наблюдение
- самоконтроль
- зачет
- участие в концертах, фестивалях, конкурсах.
I этап обучения (1, 2 года обучения).
Учебно-тематический план (1 год обучения)
№
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля
1.1
Устройство инструмента
2
1
1
2.1
Посадка, постановка руки
8
„
8
3.1
Упражнения для развития аппарата
8
8
4.1
Изучение нот и музыкальных терминов, метроритма
9
9
устный опрос
5.1
Разучивание легких пьес правой рукой. Владение мехом
9
3
6
6.1
Изучение левой клавиатуры
10
2
10
7.1
Игра двумя руками
12
-
12
контрольный урок
·
8.1
Игра в ансамбле с педагогом
12
12
Итого:
72
15
57
Учебно-тематический план (2 год обучения).
№ п.п.
Раздел, тема
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля
1.1
Учебно-тренировочный материал (гаммы, этюды, упражнения)
6
-
6
технический зачет
2.1
Разучивание пьес с двойными нотами
32
16
16
3.1
Изучение новых штрихом и приемов меховедения
9
3
6
контрольный урок
4.1
Разбор и выучивание партий для оркестра
9
9
5.1
Изучение вспомогательного ряда в басах
8
2
6
6.1
Знакомство с инструментами ОРНИ
8
6
2
устный опрос
Итого:
72
17
55
II этап (3, 4 год обучения).
№
Раздел, тема
Всего часов
теория
практика
Формы контроля
1.1
«Чтение нот с листа», транспонирование несложных пьес
12
2
10
2.1
Упражнения, этюды, гаммы до 4 знаков
12
2
10
3.1
Разучивание пьес с аккордами
12
2
10
4.1
Изучение полифонических пьес
12
2
10
контрольный урок
5.1
Разучивание партий для оркестра
12
12
6.1
Изучение новых исполнительских приемов, способов, украшений
6
1
5
7.1
Работа над выразительностью исполнения, образом произведения
6
2
4
контрольный урок
Итого:
72
9
61
III этап
Учебно-тематический план 5, 6 года обучения.
№ п.п.
Разделы и темы
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля
1.1
«Чтение с листа», транспонирование
10
5
5
2.1
Овладение теоретическими знаниями
10
10
3.1
Отработка техники исполнения изучаемых произведений
12
7
5
4.1
Изучение регистров аккордеона
2
2
5.1
Изучение сложных форм музыкальных произведений
12
5
7
выпускной экзамен
6.1
Владение техническими приемами в быстром темпе
14
4
10
технический зачет
7.1
Изучение эпохи, жизни композитора для более широкого раскрытия образа
12
2
10
устный опрос
Итого:
72
35
37
Учебно-тематический план группового занятия ансамбля русских народных инструментов
№ п/п
Разделы и темы
Всего часов
Теория
Практика
Формы контроля
1.1
Разбор произведения индивидуально и по группам
20
2
18
контрольный урок
2.1
Отработка сложных мест
22
2
2
3.1
Работа над темпом
20
4
16
4.1
Работа над синхронностью
20
4
16
5.1
Отработка штриха
20
-
20
6.1
Работа над образом произведения
12
2
10
контрольный урок
7.1
Сведения об эпохе произведения
4
2
2
8.1.
Помощь в преодолении психологического дискомфорта
24
4
20
концертное выступление
Итого
144
20
124
Содержание программы 1-ого года обучения
1.1 Устройство инструмента
Теория: рассмотрение инструмента, его строение, название деталей и их предназначение. Исполнение педагогом различного репертуара. История создания аккордеона.
Практика: знание устройства аккордеона, история его создания.
2.1 Посадка, постановка руки
Теория: умение правильно держать инструмент сидя, положение правой руки на клавиатуре.
Практика: демонстрация умения сидеть с аккордеоном и правильно держать правую руку.
3.1 Упражнения для развития аппарата
Теория: ознакомление с упражнениями для развития исполнительского аппарата и правильного навыка игры на инструменте.
Практика: выполнение упражнений для расслабления и снятия зажима рук.
4.1 Изучение нот и музыкальных терминов, метроритма
Теория: музыкально-теоретические знания нот и метра ритма.
Практика: знания нот в пределах двух октав, длительностей, размера и такта.
5.1 Разучивание легких пьес правой рукой, владение мехом.
Теория: разучивание с обучающимся лёгких пьес правой рукой, следя за движениями меха.
Практика: исполнение лёгких пьес в пределах одной октавы правой рукой, соблюдая правила меховедения.
6.1 Изучение левой клавиатуры
Теория: изучение нот басового ключа и левой клавиатуры.
Практика: умение находить нужную кнопку на клавиатуре, знать написание нот басового ключа в одну октаву.
7.1 Игра двумя руками
Теория: исполнение педагогом пьес двумя руками и ознакомление с основными принципами синхронного исполнения двух рук.
Практика: игра двумя руками под наблюдением педагога.
8.1 Игра в ансамбле с педагогом
Теория: беседа об ансамблевой игре, её особенностях и тонкостях.
Практика: игра дуэтом с педагогом лёгких пьес.
Содержание программы 2 года обучения
1.1. Учебно-тренировочный материал (гаммы, этюды, упражнения)
Теория: ознакомление с тональностями, штрихами, сменой меха в гаммах, этюдах, упражнениях.
Практика: исполнение гамм, этюдов, упражнений для беглости пальцев
2.1. Разучивание пьес с двойными нотами.
Теория: ознакомление с интервалами (написание, звучание)
Практика: исполнение двойных нот правой рукой на аккордеоне
3.1. Изучение новых штрихов и приемов меховедения.
Теория: информация о обозначении штрихов и их использовании (легато, нон легато, стаккато) и как при этом нужно вести мех
Практика: исполнение любой гаммы разными штрихами.
4.1. Разбор и изучение оркестровых партии
Теория: устный разбор партии (размер, тональность, нотный анализ)
Практика: исполнение оркестровых партии (разбор, по нотам, наизусть)
5.1. Изучение вспомогательного ряда в басах
Теория: ознакомление со строением вспомогательного ряда басов, его использование и обозначение.
Практика: исполнение пьес с использованием басов вспомогательного ряда
6.1. Знакомство с инструментами, Оркестра, русских народных инструментов.
Теория: ознакомление с устройством, строем, исполнительскими приемами, балалайки, домры, баяна, ударных инструментов.
Практика: рассмотрение инструментов, возможности издать звуки на балалайке, домре, ударных инструментах.
Содержание программы 3,4 года обучения
1.1. «Чтение нот с листа».
Транспонирование несложных пьес
Теория: устный разбор нотного материала, объяснение как транспонировать пьесы.
Практика: исполнение легких пьес по нотам с соблюдением всех правил и обозначении, «Перенос» легких пьес в другие тональности
2.1. Упражнения, этюды, гаммы до 4 знаков.
Теория: выучивание с обучающимся количества знаков в гаммах, разбор темпоритмических показателей в этюдах, упражнениях
Практика: исполнение гамм, этюдов, упражнений разными штрихами, темпами, сменой меха.
3.1. Разучивание пьес с аккордами.
Теория: устный анализ нотного материала; разбор аккордов, постановка правильной аппликатуры
Практика: исполнение пьес с аккордами, учитывая нотный анализ.
4.1. Изучение полифонических пьес.
Теория: рассказ о происхождении полифонии, ее строение, особенностях исполнения, эпохи создания лучших образцов жанра.
Практика: разучивание и исполнение полифонических пьес.
5.1. Разучивание оркестровых партии.
Теория: устный анализ оркестровых партии.
Практика: исполнение партии на инструменте.
6.1. Изучение новых исполнительских приемов, способов, «украшении»
Теория: беседа о приемах меховедения, использования штрихов, различных способов звукообразования, исполнения мелизмов. Показ педагогам на инструменте
Практика: исполнение приемов на аккордеоне.
7.1. Работа над выразительностью исполнения, образом произведения.
Теория: выстраивание исполнительского плана, с использованием динамических оттенков, смен темпа, меховедения, штрихов
Практика: исполнение на инструменте произведения.
Содержание программы 5, 6 года обучения
1.1. «Чтение с листа» и транспонирование.
Теория: устный разбор нотного материала, объяснение как транспонировать пьесы.
Практика: исполнение легких пьес по нотам с соблюдением всех правил и обозначении, «Перенос» легких пьес в другие тональности
2.1. Овладение теоретическими знаниями.
Практика: уроки по изучению элементарной теории музыки
Практика: использование их при исполнении на аккордеоне
3.1. Отработка техники исполнения изучаемого произведения.
Теория: знание темповых, штриховых обозначений, меховедения, аппликатуры, динамических оттенков.
Практика: использование знаний во время игры произведения.
4.1. Изучение регистров аккордеонов
Теория: обозначить предназначение регистров, выучить их тембровые окраски
Практика: уметь использовать регистры во время игры
5.1. Изучение сложных форм музыкальных произведений.
Теория: рассказать о различных формах построения классических произведений.
Практика: использовать полученные знания при исполнении классических произведений.
6.1. Владение техническими приемами в быстром темпе.
Теория: выстраивание исполнительского плана произведения с использованием технических приемов (меховедение, туше, акценты и т.д.)
Практика: исполнение в медленном затем в быстром темпе.
7.1. Изучение эпохи, жизни композитора исполняемого произведения.
Теория: изучение биографии композитора, условии творчества, эпохи создания произведения.
Практика: использование знаний при выстраивании художественного образа произведения.
Содержание программы группового занятия ансамбля русских народных инструментов
1.1. Разбор произведения индивидуально и по группам
Теория: изучение нотного материала.
Практика: исполнение партий по одному и группами.
2.1. Отработка сложных мест
Теория: выявление и разбор сложных ритмических и технических тактов.
Практика: исполнение этих тактов индивидуально и группами.
3.1. Работа над темпами.
Теория: выстраивание темпового плана.
Практика: постепенное увеличение темпа.
4.1. Работа над синхронностью.
Теория: объяснение что такое синхронность, и для чего нужен дирижер в оркестре.
Практика: игра «под руку дирижера», умение «читать» жест руководителя.
5.1. Отработка штриха
Теория: напоминание о исполнении штрихов (легато, нон легато, стаккато и т.д.)
Практика: использование знаний при исполнении произведений.
6.1. Работа над образом произведения
Теория: знать о чем произведение, научить приему исполнения
Практика: игра группами и вместе.
7.1. Сведения об эпохе создания
Теория: рассказ об эпохе произведения
8.1. Помощь в преодолении психологического дискомфорта во время выступлении.
Теория: беседа о поведении на сцене, психологический настрой во время концертного выступления, поддержка педагога
Практика: настрой коллектива перед выступлением и анализ результата после него.Методическое обеспечение программы
Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» М. «Советский композитор» 1970г.
Двелянский «Самоучитель игры на аккордеоне» М. «Советский композитор» 1985г.
К. Черни «Избранные этюды»
Г. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
Бажилин «Школа игры на аккордеоне»
Беседа «Аккордеон – от создания до современности»
Лекция «В.В. Андреев - создатель оркестра русских народных инструментов»
Сценарий «Музыкальные чудеса» авторы Н. Фассахова, И Шатунова
Список требований к зачёту, контрольному уроку, экзамену по классу аккордеон
Дидактический материал: нотная литература, нотная тетрадь, дидактический материал для усвоения музыкальной грамоты, ритмические карточки, учебные и методические пособия, диски с записями музыкальных произведений.
Технические средства: аккордеоны, баяны, балалайки, домры, ударные инструменты, видео- и аудио-аппаратура
Перечень сборников для детей:
«Аккордеонисту любителю», «Советский композитор» - 1981г.
Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги» - М. «Кифара» - 1998г.
Бортянков. «Эстрадные миниатюры для аккордеона». Издательство «Детство».
Завальный «Музыкальная мозаика» М. «Кифара» 2003г.
Список литературы
1.Пьяццола «20 танго для баяна и аккордеона». Изд. «Музыка», 2002 г.
2.«Первые шаги баяниста». В. 16. «Советский композитор», 1970 г.
3.Сборник пьес «Я люблю тебя, жизнь». «Советский композитор»,1982г.
4.Сборник танцев и маршей для баяна». «Огиз-музгиз», 1934 г.
5. Ушаков «Композиции для дуэта аккордеонистов». «Композитор»,2003 г
6. Ушаков «Композиции для аккордеона», «Композитор», 2000 г.
7. Хрестоматия аккордеониста. 1-2 кл. Сост. Гусев. М. «Музыка»,1966 г.
8. Хрестоматия аккордеониста 1-3 кл. ДШИ. М. «Кифара», 2002 г.
9. Хрестоматия аккордеониста 5 кл. ДМШ. Пьесы. М. «Музыка», 1999 г.
10. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона 3-4 кл.ДМШ, «Музыка», 1978 г.
11. Черни К. «Избранные этюды». В. 13. «Советский композитор», 1990 г.
12. «Эстрадные миниатюры». Изд. «Музыка», 1993 г.
13PAGE 15
15