Урок Озеро Байкал-жемчужина России


Тема открытого урока: «Байкал – жемчужина Сибири»
Цели урока:
Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири- озере Байкал: определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера;
Формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал;
Вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование: физическая карта Сибири, мультимедиа, учебники, атласы, индивидуальные листки-картосхемы, презентация по Байкалу, кроссворд, таблица.Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Формулирование целей урока по отрывку легенды о его происхождении: «…Посмотрел Господь: неласкова вышла земля…Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него…». Такова легенда о происхождении «жемчужины Сибири», «чуда природы во всех отношениях».
3.Актуализация опорных знаний:
Вопрос к классу: « Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку « Я знаю».
Я знаю Хочу знать Я узнал
Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.» Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и неправильные сведения. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?
4. Определение плана сегодняшней работы учащимися:
А ведь Байкал включен в «Список всемирного наследия». Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так мало о нем знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы «Хочу знать». Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке:
1.Географическое положение
2.Происхождение.
3.Климат
4.Воды.
5. Живые организмы.
Дети их называют в разброс, не в такой последовательности. Вопрос: « Почему я поменяла порядок ваших вопросов?/ Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения/. Это и есть план сегодняшней работы на уроке.
5. Работа с таблицей по изучению Байкала по компонентам природы
Байкал – жемчужина Сибири.
Цели урока: 1.углубить знания о физико-географических закономерностях на примере Байкала, изучить особенности Байкала.
2.Развивать навыки работы с различными источниками информации.
Блок №1 Географическое положение Байкала.
Учебный материал Руководство по усвоению
1. Дать характеристику особенностей географического положения Байкала. Используя физическую карту атласа, ответьте на вопросы. Ответы отразите на своих листках- картосхемах.:В какой части расположено озеро.
Определите географические координаты центра Байкала.
В каком направлении протянулось озеро.
Как называется остров в центре Байкала.
Далее учитель рассказывает, а ученики проверяют , достоверные сведения о географическом положении.
Блок №2 Природа Байкала.
Ученики слушают доклад ученика на тему « Происхождение и возраст озера»и далее отвечают на вопрос Блока№2:
2. Каково происхождение котловины озера. Назовите:
1.Вид озерной котловины Байкала.
2. как образовалась озерная котловина.
3.по карте назовите максимальную глубину озера.
Сделайте вывод: Во что может превратиться Байкал, если была обнаружена новая максимальная отметка глубиной 1637 м., и берега озера ежегодно расходятся на 2 см./год.
Далее прослушивается доклад ученика на тему « Климат Байкала», после чего учащиеся должны ответить на следующий вопрос:
3.Дайте характеристику климатических особенностей Байкала. Используя климатические карты, заполните таблицу:
Средняя температура
июля Средняя температура
января Годовое количество осадков Тип климата
Сделайте вывод: Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
Далее прослушивается небольшой доклад ученика на тему: «Воды Байкала», некоторые сведения добавляет учитель, в частности учитель говорит о том, что в Байкале вмещается:
*5 американских озер
* 2 раза озеро Танганьика
* 90 раз Азовское море.
На воде Байкала люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит озеро за 400 лет и т.д.. Прослушав доклады, ученики по физической карте определяют:
Сколько рек вытекает из Байкала? Какие?
Крупнейшая река, впадающая в Байкал?
Какой город стоит у берегов озера?
Ответы отразите на листках.
4.Какова неповторимость живых организмов озера? Прослушав доклад учеников, учителя, ученики отгадывают кроссворд «Животный мир Байкала»:
1.Название рачка, поддерживающего чистоту озера Байкал ( эпишира).
2.Байкальский тюлень- ? ( нерпа).
3.Прибайкальский хозяин ? ( медведь).
4.Любимое лакомство медведя на Байкале (ручейник).
5.Эта рыба представлена 4-мя расами.(омуль).
6.Распространенная рыба на Байкале. (Сиг).
7. Живородящая, почти прозрачная рыбка на Байкале (Голомянка).
Сделайте вывод: Почему ¾ живых организмов Байкала эндемики?
Блок: Закрепление:
5. Выполните задание и определите уровень своих знаний по теме: Что обозначают эти цифры?
А/40 м. 1.Длина озера Байкал.
Б/1637 м. 2.Степень прозрачности воды.
В/ 15-20 млн.лет. 3.Возраст Байкала.
Г/660 км. 4.Глубина озера.
Д/20 5.Столько % пресных вод содержится
Е/ 40 лет в Байкале?
6. Столько лет люди Земли смогут
прожить на байкальской воде.
Оцените правильность своих ответов: 6 баллов-на «5», 5 баллов- «4», 4-3 балла – на «3», 2балла – на «2».

Рефлексия ( закрепление):
6. Ответьте на вопросы: 1. Что вы хотели узнать о Байкале? Все ли ваши вопросы раскрыты?
2. Что нового вы узнали об озере? Заполните эту информацию в 3-ей колонке Таблицы.
3. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей.
Домашнее задание: подготовить сообщение по учебникам на тему « Проблемы Байкала»