Тема доклада на методическое объединение: « Изучение русского языка: путь к компетентности».
Тема: « Изучение русского языка: путь к компетентности».
Обращение к вопросу о языковой компетентности учащихся необходимо по той простой причине, что большинство выпускников, 11 лет изучавших в школе русский язык, не в состоянии написать без посторенней помощи грамотное заявление, резюме для приема на работу, письмо, обращение в разные инстанции. Мы уж не говорим об умении художественно, поэтически выразить свои мысли, чувства, переживания. Т. Е. ни деловой, ни научный, ни художественный текст среднестатистический выпускник школы создать не способен, а значит, он не владеет родным языком, является функционально безграмотным.
Почему же дети не владеют своим языком в культурном смысле слова? Изучение русского языка порой сводится главным образом к заучиванию правил орфографии, затем учителя предлагают иллюстрацию их применения на ограниченном лексическом материале. Владение же языком, или языковая компетентность, предполагает умение создавать любой вид текста в зависимости от коммуникативной ситуации.
Можно ли обучать родному языку в школе так, чтобы школьники действительно им владели? Попытаемся обобщить исследования и опыт работы учителей, способствующих развитию творческой активности.
Необходимо создать свою модель обучения русскому языку. Главное в этой модели- освоение языка учащимися в процессе создания реального языкового продукта- текста, постижение ими на собственном опыте закономерностей этой деятельности. Учитель должен прежде всего помочь учащимся разобраться в этих закономерностях, понять, как с помощью текста человек ориентируется в жизненных ситуациях, выражает себя, свое отношение к явлению, к ситуации, свои чувства, переживания. Важна рефлексия собственного опыта, что возможно лишь с помощью анализа созданного учеником текста. Поэтому становится очевидным ответ на вопрос: о чем должен быть урок русского языка? Да прежде всего- о собственной жизни ученика, о его взаимоотношениях с миром, о том, как выражать себя в тексте, создавать текст, воздействующий на слушателя и читателя.
Строя обучение на простом запоминании и воспроизведении информации, мы не даем ученику инструмента, которым он может пользоваться. Кроме того, не занимаясь с учащимися специально поиском ассоциаций, расширением границ восприятия, мы не можем создать для них и ситуацию свободного творческого поиска. Важно научить ребенка связывать любые понятия, слова, на основе фантазии, путем создания каких-либо ассоциаций, образов.
Одной из самых интересных для ребят форм работы на уроках стало коллективное создание текстов. Учитель, выступая организатором такого коллективного творческого сотрудничества, сопереживания,- лишь рядовой его участник или оппонент, а каждый ученик может проявить свою оригинальную авторскую мысль. У него появляется уверенность в собственных силах, повышается самооценка.
Во время рефлексии на уроках ребята сами отмечают преимущество совместного творчества: «Иногда мысль только зарождается, но ты не можешь ее схватить, как-то высказать. А при обсуждении в группе общего замысла текста и детализации мысль вдруг обретает форму. Или наоборот, когда быстро рождается множество слов, но они пустые, нет в них ни мысли, ни чувства, и это понимаешь лишь при обсуждении».
Коллективно рождаются у нас на уроках и художественные и научные тексты, в которых учащиеся представляют результаты своих исследований в области теории русского языка.
Следующий этап к языковой компетенции учащихся- это разработка критерий оценивания текста. Класс был поделен на 3 группы для создания проектов; при сопоставлении выявили общее и различное, затем обобщили и приняли общую терминологию. Таким образом, учащиеся получили возможность оценивать собственные тексты и тексты своих одноклассников.
Уже в 9 классе при выставлении оценок за полугодие предлагаем ученикам заполнить анкету:
1.Оцени объективно по десятибальной шкале результаты своей работы в этом полугодии.
2.Ты выполняешь следующие виды работ в срок (отметь)
*творческие работы
*словарные
*лексические
*тесты -всегда, почти всегда, часто, редко, никогда
3.Домашние задания сдаешь
* вовремя
* когда напомнит учитель
4.Изучаешь теоретический материал перед выполнением письменного задания
-всегда, почти всегда, часто, редко, никогда
5.Какие ты испытываешь трудности в изучении русского языка?
6.Как планируешь преодолеть их в будущем?
7.Что нового узнал, чему научился? Пригодится ли это тебе в будущем?
После такого анализа своей учебной деятельности ребята понимают, над чем и как им следует поработать, какие ресурсы можно использовать, планируют получение желаемого результата.
Вовлеченность ребят в проектирование своей деятельности, в планирование результата и оценивания своей работы- несомненно, мощный стимул к их продвижению в овладении языковой компетенции.
В обучении, ориентированном на компетентность учащихся, учитель сам должен быть компетентным. Во-первых, мы сами должны четко представлять, какие именно операции осваивают учащиеся, создавая свои тексты. Во-вторых, определить необходимый набор учебных ситуаций и упражнений, выстраивая их по мере возрастания новизны, проблемности, жизненности, практичности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, связи с другими областями культуры. В-третьих, им должна быть продумана и апробирована технология, в том числе последовательность предъявления ученикам ситуаций различных типов. В-четвертых, надо уметь вместе с детьми разрабатывать памятки, алгоритмы и различные схемы, организующие их деятельность. И, наконец, учитель русского языка должен быть творческим человеком.