Сопоставительный анализ текста стихотворений Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц»

Учитель: Бутанаева Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка МБОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурака

Тема урока: «Сопоставительный анализ текста стихотворений Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих лиц».
Цель урока: в результате комплексного анализа текстов лирических произведений выявить их основную идею, авторскую мысль.
Задачи:
Образовательные и развивающие:
Познакомиться с новыми произведениями, помочь выявить главную мысль.
Помочь учащимся понять, что есть красота для Заболоцкого.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.
Развивать эстетический вкус учащихся
Воспитательные:
Через анализ стихотворений Н. Заболоцкого формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать учащихся к саморазвитию.
Оборудование: аппаратура для показа слайдов; у каждого ученика на столе тексты стихотворений; портрет Н.А.Заболоцкого; толковые словари.
Ход урока.
1)Вступительное слово учителя.
- Давайте мысленно перенесемся с вами в небольшой уютный зал. Вы сидите в мягких креслах.
-Ребята, как вы думаете, что такое красота? Обратимся к проверке домашнего задания.(ответ подготовленного ученика, который поработал с толковыми словарями)
- Существует внешняя и внутренняя красота. Что значит быть внутренне и внешне красивым человеком? (Обладать внешней красотой-значит, соответствовать существующему в наше время эталону красоты)
- Кто является этим эталоном? (ответы прозвучали разные: фотомодели, манекенщицы: высокая, стройная, с правильными выразительными чертами лица )
- Мы сказали об европейском эталоне красоты. А каким на ваш взгляд является эталон красоты у азиатов. Давайте внимательно рассмотрим фотокопию «Девушки-тувинки» Нади Рушевой. Опишите ее, пожалуйста. (овальное лицо, черного цвета волосы, дугообразные брови, миндалевидный разрез глаз, прямой нос, пухлые губы).
-Что значит быть духовно красивым человеком? (добрый, справедливый, отзывчивый, милосердный).
-Кто из литературных героинь не обладал внешней красотой, но обладал внутренней? (Наташа Ростова)
-Я выслушала ваши интересные мнения. Что по этому поводу писал Николай Заболоцкий.
2)Знакомство с темой урока .
- Для нашего разговора мы возьмём небезызвестное вам стихотворение замечательного русского поэта Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка», написанное им ровно 60 лет назад, в 1955 году (показываю портрет поэта). Когда-то цитата из этого стихотворения, приведённая мною на уроке, некоторых из вас заинтересовала, и вы попросили принести сборник с ним на урок.
Темой, а вернее, идеей урока станет вопрос, ответ на который мы и будем искать; вопрос, над которым задумывался, наверное, каждый человек (в том числе, и
Н. Заболоцкий) - «Что есть красота?» И это будет не простой урок, а урок-беседа.
3)Работа с толковыми словарями (домашнее задание для одного из учеников - просмотреть несколько толковых словарей, познакомиться со статьёй «Красота» и выбрать понравившееся определение этого понятия).
-А теперь посмотрим, как наши друзья, толковые словари, раскрывают эту субстанцию .
Красота-совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху. (из словаря С.И. Ожегова. Толковый словарь русского языка)
-Мы же с вами должны понять, как поэт отвечает на этот вопрос.
4) Чтение стихотворения «Некрасивая девочка» наизусть учителем.
5)Понятие темы и идеи стихотворения.
-Что такое тема произведения? Какова тема этого стихотворения? (это рассказ о маленькой девочке, которая радуется с друзьями - мальчишками новому приобретению - велосипедам - и бегает за ними по двору).
-А что такое идея? (это то, до чего надо додуматься; это секрет, который надо раскрыть; загадка, которую надо отгадать).
6)Описание девочки, ее портрет .
-Опишите девочку? Какие выразительные средства использует автор для её описания?
A)напоминает лягушонка (метафора + сравнение = метафорическое сравнение)
Б) худая (рубашонка), (рот) длинен, (зубки) кривы, (черты) остры и некрасивы (эпитеты)
B)колечки (кудрей) - метафора.
7)Проблемный вопрос .
-Да, действительно, бедная девочка, неприглядная, некрасивая, даже мальчики не замечают её, не видят её радости, забыли про подругу. А автор? Он тоже относится к ней с некоей долей пренебрежения? Или нет?
Ответы учеников (нет).
-Докажите.
1) Для описания девочки автор использует много слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами, при этом показывая сочувственное к ней отношение.
2) Девочка счастлива оттого, что счастливы его друзья: «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся» .
3) Эта способность радоваться счастью другого возвышает девочку над миром, автор начинает использовать другую (книжную, высокую) лексику, тем самым применяя ещё одно выразительное средство. Найдём эти слова, проверим себя .
8) Проблемный вопрос .
-А теперь подумайте, на сколько частей и чисто визуально, зрительно, и по смыслу делится это стихотворение? (на 2 части).
- Какие? - Почему вы сделали такой вывод?
Смысл: там - радость, ликование, смех, счастье; здесь - рыдания, ужас, дурнушка, боль, тягость.
- Мы видим, что может статься с девочкой в будущем. Чего так боится автор? (ответы учеников)
10) Беседа с учащимися.
- Автору остаётся лишь надежда. На что? (ответы учеников).
- Каким вопросом заканчивается стихотворение? Даёт ли автор ответ? (и да, и нет).
- Какие два образа (метафоры) использует он? (Сосуд и огонь). Что такое «сосуд» и что такое «огонь»?
- Что выбирает автор? (второе, красоту человеческой души). Докажите .
Знакомство со стихотворением Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». Декламация стихотворения самим учителем или хорошо подготовленным учеником.
-В стихотворении «О красоте человеческих лиц» представлена галерея словесных портретов людей . К какому художественному приему прибегает автор, описывая их? (к аллегории-иносказанию поэты прибегают к нему тогда, когда общее необходимо воплотить в конкретный образ ).
(Работа с толковым словарем Ожегова. Значение непонятных слов).
Жалкая лачуга- небольшая ветхая изба, вызывающая жалость;
Портал-главный вход большого здания, архитектурно оформленный;
Хижина- небольшой домик, избушка;
Неказиста-некрасива
- Необходимо сказать, что слово лица повторяется для того, чтобы акцентировать внимание читателей на том, что лицо является зеркалом души, ее отражением. Под иносказательным образом порталов автор подразумевает людей открытых, жизнерадостных, всегда способных прийти на помощь.
- Каких людей автор подразумевает под образом жалкой лачуги? (людей злых, желчных, которые всегда чем-то недовольны)
-Каких людей автор сравнивает с темницей, где окна закрыты решетками? (людей замкнутых, малообщительных).
-Другие лица поэт сравнивает с башнями пустыми, одинокими. (высокомерные, недосягаемые как башни).
-Какому иносказательному образу противопоставлены эти лица? (малой хижинке; под этим образом Николай Заболоцкий подразумевает людей внешне некрасивых, но богатых душой. Рядом с ними мир прекрасен, и хочется петь).
- Что объединяет эти два произведения автора? (объединены общей тематикой; проблемой: что есть красота и как ее сохранить).
11) Рефлексия .
-Давайте подведём итог нашего урока. Попробуйте ответить коротко на один или несколько вопросов, которые вы видите на экране, зачитайте, получившиеся высказывания.
На уроке я узнал(а), что
Я не согласен(на) с тем, что
Я понял(а), что
Я задумал(а)ся(сь) над
Я хочу, чтобы
12)Домашнее задание. Продолжить работу с текстами стихотворения, дополнить и обосновать короткие высказывания, получившиеся в конце урока.
13)Оценивание работы учащихся на уроке.
14)P.S. Слово учителя.
-Ребята, я хочу, чтобы этот урок стал не просто уроком, обучающим вас работать с текстом, понимать его, видеть красоту авторского слова и мысли, сколько уроком человечности, доброты, чуткости. Хочется верить, что вы, став взрослыми, не только никогда не утратите огонёк своей души, но и не позволите задуть его в других, что вы всегда будете стараться за внешним разглядеть внутреннее.
-Что необходимо сделать нам для того, чтобы сохранить этот огонек души? (Постоянно самосовершенствоваться). Существует множество способов воспитания души. Один из них заключается в умении ценить и слушать классическую музыку. (Звучит запись классической музыки)
Список литературы:
Национальный корпус русского языка/ поэтический синтаксис/ Заболоцкий Н.А.http:// www ruscorpora.ru/
Образовательный портал «Учеба»-http://www.Ucheba.com/
С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.