«Завтра была жизнь» (родительское собрание по профилактике суицидного поведения детей и подростков)


«Завтра была жизнь»
(родительское собрание по профилактике суицидного поведения детей и подростков)
Классное мероприятие – родительское собрание.
Цель: формирование у детей и подростков навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, отрицательного отношения к суицидным явлениям.
Задачи мероприятия:
Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни.
Совершенствовать работу по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении.
Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.
Раскрыть проблемы возникновения суицида среди детей.
Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе.
Оборудование:
1)Компьютер.
2) Мультимедийный проектор.
3.) Интерактивная доска.
Песня “Родительский дом”
Презентация о суициде.
4.) Тематические плакаты и рисунки учащихся.

Ход родительского собрания:
1) Вступительное слово ведущего (классного руководителя Хадзиева Н.Г.).
2) Выступление педагога – психолога (Ермалаева О.А.)
3) Информация к размышлению – презентация о суициде (Кулишова К. – ученица 8 кл.).
4.) Выступление представителя ОДН. (Девитаева)
5.) Информация к размышлению – презентация о толерантности.(Пусс Н. – ученица 8 кл.)
6) Выступление социального педагога (Татищева Т.А.).
7.) Выступления родителей (Семенова О.И, Кулишова Е.Ю.)
8) Выступление учащегося ( Рохаткулов А.- учащийся 8 кл.)
(Чтение отрывка из литературного произведения).
9) Заключительное слово классного руководителя.(Хадзиева Н.Г.)
1.Вступительное слово.
Ведущий. Уважаемые гости! Уважаемые юноши и девушки, сегодня мы собрались в этом классе, для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. На этот непростой разговор мы пригласили специалистов: это педагог - психолог, представители ОДН, социальный педагог, а помогать нам вести это родительское собрание будут учащиеся 8 класса и я – Хадзиева Нелли Гериковна – классный руководитель 8 класса – ведущая.
Мифы и реальность.
Проблема самоубийства возникла на заре человечества и формировала на протяжении веков противоречивые отношения к себе. Однако изучаться она стала сравнительно недавно. И мифы, которые когда-то окружали суицид, по сей день живут в общественном сознании. Некоторые из них во многом мешают предупреждению самоубийств, спасению жизни людей.
Миф 1.
Люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не осуществят его на деле. Это самый распространенный предрассудок. На самом деле четыре из пяти жертв суицида не раз подают сигнал о своих намерениях. Однако чаще всего их просто не слышат.
Миф 2.
Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью. По данным Э. Шнейдмана, 70% лиц, совершивших самоубийство, сообщали об этом своему ближайшему окружению.
Миф 3.
Суициденты постоянно думают о смерти. Напротив, такие люди находятся в состоянии смущения. Они хотели бы жить, но не знают как. Позывы к смерти кратковременны, вот тут-то и нужна помощь.
Миф 4.
Улучшение, последовавшее за суицидальным кризисом, означает, что угроза самоубийства миновала. На самом деле, человек имеет наибольшую возможность покончить с жизнью, если предыдущая попытка совершить суицид оказалась неудачной. Из всех признаков этот является самым зловещим.
Миф 5.
Суицид наследственная болезнь. Она передается от одних членов семьи к другим. Никаких подтверждений предположения о наследственной природе суицида нет.
Миф 6.
Суицид совершают умственно неполноценные люди. Исследования показали, что суицид совершают, как правило, несчастные и неуверенные в себе люди, но вовсе не обязательно умственно отсталые.

Миф 7.
Люди, совершающие суицид, не хотят принимать помощь окружающих. На самом деле разговоры, угрозы самоубийства, попытки его осуществления являются своего рода «криком души», способом обратить на себя внимание окружающих.
Лев Толстой утверждал, что в раннюю пору жизни человек вбирает в свой разум и своё сердце столько впечатлений, столько важных нравственных истин, сколько не вбирает за все остальные годы, поэтому так важна эта изначальная пора бытия человеческого без фальши.
Уроки порядочности, бескорыстия, бесстрашия щедро дарят взрослые: родители, бабушки и дедушки, учителя. Мы взрослые должны пробуждать духовность, способность преодолевать тяготы жизни, учить преодолевать трудности и быть уверенным в себе. А самое главное мы должны научить подростков любить себя и окружающих себя людей. Любое беспокойство, любые обиды, страхи, неуверенность в себе, ревность – все это убивает в нас ЛЮБОВЬ. А ведь ЛЮБОВЬ – это величайшая сила Вселенной. Энергия ЛЮБВИ не только приносит нам мир и вдохновение, но так же дает силу промолчать в ответ на обвинения, которые бросают вам в лицо, дарит мудрость и здравый смысл
Подросткам не терпится стать взрослыми, но конечно, не о морщинках и сединах грезят они, а мечтают вложить свои силы в настоящие дела, т.е. включиться в сложные жизненные события, которыми живут матери и отцы. Капитанами кораблей юности являемся мы – взрослые, а это значит от нас зависит сядет ли иной из этих кораблей на мель, или отправятся они в большое плавание – по курсу доброты и сердечности, мужества и великодушия, готовности к подвигам и борьбе за свои убеждения, к защите того, кто нуждается в этой защите. Своим примером мы должны с ранней поры убеждать, что добро остаётся от добрых, чтоб жить нетленно в бьющихся сердцах: а зло и подлость, не найдя опоры, навеки сгинут и сотрутся в прах! Не забывайте об этом!
Ведущий. А теперь приглашаем к разговору педагога -психолога.
2.Педагог –психолог: Мы взрослые особо заботливо должны относиться к юной поре человечества, которая называется детством.
Именно в этой поре мы закладываем фундамент мировоззрения, характер, жизненные устремления. Проблема детей и подростков не только в общении друг с другом, но и в общении с окружающей их действительностью. Исследования учёных доказывают, что существует зависимость между частотой самоубийств и такими факторами, как степень индустриализации, нарушение жизненных стереотипов, ослабление роли традиционных социальных институтов, регламентирующих взаимоотношения между поколениями и отдельными лицами.
Статистика нашей республики обращает внимание на то, что идёт рост суицида среди молодёжи. В сравнении с 2000 годом процент суицидов среди уч-ся школ, учреждений начального среднего профессионального образования, ВУЗов увеличился с 29 до 38,3%.
Признаки суицида.
Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях прямой и открытый разговор с человеком.
Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Социальные причины суицида
Одной из социальных причин суицида у детей – это школьная дезадаптация. Речь идёт о стойкой неуспеваемости и нарушения поведения вследствие несоответствия психологических и физиологических возможностей значительной части детей требованиям школьного обучения. Причинами являются нарушения психического развития, наличие соматической патологии социально-педагогическая запущенность и другие факторы
Большинство ученых, работающих в области социологии, верят, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на рейтинг суицида. Ученые обнаружили, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], по-видимому, не испытывают больших стрессов в своей жизни, чем другие; они, скорее, имеют некоторую патологию личности, которая не позволяет им полноценно справляться с жизненными проблемами.
Кроме этого, лица, склонные к суициду, изначально имеют проблемы в жизни, такие как потеря семьи, или плохие отношения между родителями, отдельное проживание родителей и несовершеннолетних детей, плохое обращение с детьми или плохое воспитание. Обследуемые, которые пытались совершить суицид, имеют более высокий уровень психических расстройств в популяции, а также часто злоупотребляют психоактивными веществами. Однако, суицид происходит во всех семьях, включая и те, которые внешне выглядят благополучными.

3.Информация к размышлению – презентация о суициде
По данным РФ за последние 5 лет число самоубийств увеличилось в 2 раза и из 770 обследованных детей:
14,5% суицидных попыток совершают дети и подростки до 13 лет..
51,8% самоубийств приходится на детей в возрасте 13-16 лет.
33,8% - самоубийств приходится на подростков 17 – 18 лет.
80,8% - суицидальных попыток отмечается у девушек.
Ведущий: Уважаемые ребята! Счастлив тот, у кого, есть свой герой - Данко, который жертвуя своим сердцем и жизнью, указывает путь в дремучем лесу жизни, ведёт нас по жизни - это наши родители! Семья это значит семь меня! Почему эта ячейка общества – семья у всех разная. Кому-то она даёт душевное тепло, материальное благополучие, а кого-то делает сиротой.
Воспитывает юного человека вся сумма слагаемых жизни – школа, двор, книги, телевидение, но большую часть времени ребёнок проводит в семье. Отношения, возникающие там, во многом определяют его настроение, взгляды, будущую судьбу. Хорошо, когда царят взаимное уважение, искренность между детьми и взрослыми. Что может прекрасней родного дома, дома где тебя всегда ждут, дома где тебя любят и понимают.

Музыкальная пауза.
(Звучит песня “Родительский дом”)
4.Выступление представителя ОДН. Ознакомление с письмом МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 26.01.2000 N 22-06-86 О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а
также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей
умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за
1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс.
детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около
112 тыс.
За последнее десятилетие в три раза выросло число детей,
бежавших от родителей, из учебно - воспитательных учреждений,
пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. По
данным прокурорского надзора основной причиной усиления этой
опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и
общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и
сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и,
нередко, толкавшее их к суициду.
Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания,
унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей,
подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах,
интернатах.
Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде
всего на детях как наименее защищенной части населения. Их
проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в
семье, но и в школе. От так называемых "трудных" детей и
подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5
- 9 классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой
Российской Федерации, показал, что 43% опрошенных детей связывают
свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их
из школы выгнали.
Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица,
ответственные за обучение, воспитание и содержание детей,
недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда
на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные
люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не
могут и не должны работать с детскими коллективами.
Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их
к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к
самоубийству. По данным государственной статистики количество
детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от
общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять
лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За
каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа,
безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств
причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной
Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и
неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным
поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями,
одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в
целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях
обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и
протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия,
цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило,
замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества,
собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать
трагедии.
По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно
погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и
эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Справочно:
- по данным республиканского комитета Российского
статистического агентства Республики Бурятия за последние 3 года
(1996 - 1998 гг.) в результате самоубийств погибло 244 (87,73,68)
человек, причем, в основном молодежь в возрасте от 10 до 19 лет;
- по данным краевого комитета государственной статистики и
Министерства здравоохранения Ставропольского края в 1995 - 1996
годах совершили попытки самоубийства около 400 человек, в 1997 -
1998 году - 350 человек, в то время как факты смертельных исходов
зарегистрированы в 19 и 17 случаях соответственно;
- прокуратурой Челябинской области отмечено за 1998 год и
первый квартал 1999 года 52 случая самоубийств и попыток к ним, из
них 28 закончились фатальным исходом. При этом 44% подобных
случаев приходилось на учащихся школ. Характерно, что три четверти
количества детей, покушавшихся на самоубийство, проживали во
внешне благополучных семьях, а 58% - в полных семьях.
Приведенные факты свидетельствуют о заметном снижении
воспитательных функций учреждений образования, когда подростки,
оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые
конфликты, в условия социально - правовой незащищенности, не в
состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации,
адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами
себе, ищут выход в самоубийстве.
Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы системы
профилактики не всегда ориентируются на интересы конкретного
ребенка или подростка, допускают формализм, волокиту, не выясняют
причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, а
значит, детально не анализируют каждый такой конкретный факт и, в
силу этого, не могут разработать надлежащую систему мер
предотвращения и профилактику подобных трагических событий. Нельзя
признать нормальным, что практически во всех материалах по фактам
попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством
отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и
помощи подросткам, пытавшихся расстаться с жизнью. Услуги
психолога, к сожалению, недоступны еще во многих районах, особенно
сельских.
В ряде территорий не обеспечивается должный уровень
государственного контроля за условиями содержания и воспитания
детей, подростков в образовательных учреждениях. Между тем,
нередки случаи рукоприкладства педагогов и других
антипедагогических воздействий на несовершеннолетних, преступлений
в отношении детей в стенах учебных заведений.
Справочно:
- по информации ОВД 18 городов и районов только Пермской
области в 1997 году за административные правонарушения и
преступления к ответственности привлечено 116 педагогических
работников.
Проверки по многочисленным обращениям граждан в связи с
конфликтными ситуациями в том или ином образовательном учреждении
часто свидетельствуют о нарушении профессиональной этики и такта,
грубых педагогических ошибках руководства школы и педагогов,
вызывающие протест обучающихся и их родителей. Так в Бичурском
районе Республики Бурятии проверкой, проведенной комиссией
Министерства образования и науки Республики Бурятия по факту
самоубийства 22 июня 1999 года учащегося 9 класса средней школы
N 2, установлено, что морально - психологический климат в школе
находился на критическом уровне (60% детей чувствовали себя в
школе некомфортно, 80% не удовлетворены общением со взрослыми,
редко обращались со своими проблемами и трудностями к учителям и
воспитателям). Отмечен низкий рейтинг руководителя и многих
учителей школы.
Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в
целях предупреждения и профилактики нарушений прав обучающихся и
воспитанников, в том числе проявления неуважения к их
человеческому достоинству, применения методов физического и
психического насилия по отношению к ним, Министерство образования
Российской Федерации рекомендует:
1. Включать в планы работы инспекционные проверки
государственных и муниципальных образовательных учреждений по
исполнению норм законодательства Российской Федерации,
предусмотрев контроль за исполнением пункта 6 статьи 15 Закона
Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального
закона от 13.01.96 N 12-ФЗ о недопущении применения методов
физического и психического насилия по отношению к обучающимся,
воспитанникам.
2. При проведении аттестации образовательных учреждений,
аттестации педагогических и руководящих работников учитывать
результаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав
и законных интересов обучающихся и воспитанников, норм
действующего законодательства, а также материалов изучения:
- стиля педагогического общения (системы отношений ученик -
учитель - руководитель),
- наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб.
3. В целях исключения случаев назначения на должность
руководителя образовательного учреждения случайных лиц, не
отвечающих квалификационным требованиям, а также в целях развития
и укрепления демократического характера управления в системе
образования:
утверждать на должность руководителя только лиц, прошедших
соответствующую профессиональную аттестацию;
предусмотреть при назначении руководителя возможность
конкурсного отбора с учетом мнения педагогической общественности.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
от 24.06.99 N 120-ФЗ (статья 9) незамедлительно информировать
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных
случаях дискриминации, физического или психического насилия,
оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать
такие случаи нарушений их прав и законных интересов на
координационных совещаниях органов системы профилактики.
5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской
Федерации N 736-р от 10.05.99 по итогам 1998, 1999 годов провести
до 1 апреля 2000 года совместно с органами здравоохранения и
прокуратуры анализ причин и разработать мероприятия по
профилактике суицида среди детей и подростков.
6. Предусмотреть создание и развитие по месту жительства
системы помощи молодежи, системы социально - педагогической помощи
семье, используя систему внешкольного образования молодежи,
спортивную работу, медико - психологическую службу, систему
консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.
7. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления
социального партнерства с общественными объединениями,
религиозными и другими организациями, заинтересованными
структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование
и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на
образование, развития детей и подростков, формирования
ответственной и способной к жизни в обществе личности.
8. Усилить контроль за результативностью деятельности
психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и
ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем
семьи, подростковой и молодежной среды.
Ориентировать образовательную деятельность на формирование у
молодых людей способности к адекватной самооценке и критической
оценке действительности.
9. Информировать Минобразование России (Управление
инспекционно - аналитической работы - Сауткина В.Ф.) о результатах
выполнения пункта 5 настоящих рекомендаций в срок до 01.06.2000.

Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ



5. Информация к размышлению – презентация о толерантности.
Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
На третьем месте – несправедливое отношение, насмешки, обвинение, что ты не такой как все, «Белая ворона» – 7,5%.
Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
Статистика:
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Далее слово предоставляется социальному педагогу.
6.Социальный педагог: Семейные обстоятельства. Каковы они у нас? У вас? Обстоятельства разные, непростые. Статистика наших дней неумолимо доказывает количество распада семей, рост алкоголизма, наркомании среди родителей и детей. Всё чаще волнует нас взрослых проблема сиротства не столько физического сколько духовного. При живых родителях, порой при полном, даже избыточном материальном благополучии человек остаётся сиротой, одиноким, беспомощным!
Беда для юной души, если нет душевной теплоты, домашнего очага, А ещё страшней жить под семейной крышей и не ощущать внутренней близости самых родных, незаменимых, единственных на свете людей: матери и отца. К сожалению, в последние годы наше общество отмечает, что наступает кризис семьи. Воспитательный потенциал семьи снизился, большая часть учащихся воспитываются в неполных семьях, что отрицательно сказывается на формировании нравственных качеств личности. Социальный состав суицидов в РХ представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве с матерью). До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое родителей). В последнее время отмечается рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя. Очень тревожная информация по этому поводу в нашей Республике Хакасия .

Ведущий.
Как бы не жил человек, чтобы он не делал, взрослым надо всегда помнить, что на его жизнь смотрят глаза ребёнка, человек продолжающий нас. Совесть или её отсутствие, это мерило нравственности. «Совесть – это высший дар Божий. От неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она дает Радость, за негожие она дает страдания» - так говорится в Славяно – Арийских Ведах.
Речь идёт о душе или бездушие – важна нравственная цель семьи. В нашем обществе есть статистика образования семьи, её разводов, но можно ли подсчитать распад человеческих отношений, число опустошенных детских душ при разводах? А ведь внутреннее отчуждение и эгоизм опасней формального разрыва. У нас в России и в нашей Республике число распавшихся семей, значительно превышает число образовавшихся семей. В последние годы стало модным образовывать гражданские браки, а это означает, что никто из двоих не будут нести ответственность за ребёнка.
7. Выступления родителей.
Пауза.
Ведущий. Только родители могут и должны учить своих детей преодолевать трудности, жизни, учить мужеству, отваге, душевности закалке. А это можно сделать когда сам живёшь правильно и посвящаешь свою жизнь ребёнку.
Сталь человеческих характеров закаляется в преодолении трудностей, ведь жизнь-это и есть борьба добра и зла. Судьба Овода, Павки Корчагина, героев “Молодой гвардии” трагична. Но их смерть есть победа духа, их дела! Они пример стойкости духа.
Нравственные поступки взрослых формируют лучшие качества личности ребенка, а безнравственное поведение, безнравственные поступки взрослых калечат души молодых, порождают жестокость, цинизм, обман, алкоголизм, т.е. создаёт тупиковую ситуацию для детей.
Все безнравственное от взрослых тяжелым грузом ложится на хрустальную душу ребенка! Выдержит ли его душа такую тяжесть? Не сломается ли он? Задаём себе вопрос и каждому кто слышит нас!!!

8. Выступление учащегося.
Пол века назад один мальчик работал в Лондоне в галантерейном магазине. Он должен был вставать в пять часов утра, подметать помещение и работать, как раб, четырнадцать часов в день. Это была тяжелая, нудная работа, и он презирал её. Промучившись так два года, он почувствовал, что больше не в силе выдержать этого. Поэтому, поднявшись однажды рано утром с постели и даже не позавтракав, он пешком отправился к матери, которая работала экономкой. Ему пришлось пройти 15 миль.
Он был вне себя от отчаяния. Он умолял её, плакал. Он клялся, что покончит с собой, если вынужден будет остаться в магазине. Затем он написал длинное, трогательное письмо своему старому школьному учителю, в котором говорилось, что он убит горем и не хочет больше жить. Старый учитель подбодрил его, заверив, что на самом деле он очень умен, способен заниматься более интересными вещами, и предложил ему работу учителя.
Это одобрение изменило судьбу мальчика и наложило прочный отпечаток на историю английской литературы. Ибо с той поры этот мальчик написал 77 книг и заработал своим пером более миллиона долларов. Его имя Герберт Дж. Уэллс.

На экране:
“Как можно познать себя? - Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть! - Но что такое долг? Это требование дня!
(Гете) Музыкальная пауза.
Продолжает социальный педагог: Отчуждение родителей от детей, собственный эгоизм, культ материальных ценностей – вот причина гибели души ребёнка! Можно ли добиться счастья, думая только о себе? Нет! Отвечаем мы, у кого есть дети! За всё надо платить. За свой эгоизм, бездушие, за жестокость, за все свои поступки человек получит расплату. Каким он станет, никто не знает. Может, отвернётся собственный сын, скажет, нет у меня родителей, может, когда вам сиро да одиноко на свете станет, поступит так же как вы с ним.
Как заметить надвигающийся суицид.
Суицидально опасная референтная группа
Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
Сверхкритичные к себе.
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
погруженность в размышления о смерти
отсутствие планов на будущее
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Депрессия.
Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или работы. Она может наступить в годовщины утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.
Если человека постигает утрата, то это, естественно, порождает не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности выразить свои чувства, то они вытесняются в бессознательное, в результате чего внутреннее напряжение и фрустрация осложняют процесс горя. Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.
Подавляющее большинство этих больных не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.
Интересен суицидологический аспект и других психических расстройств. Существует три основные группы этих заболеваний. Во-первых, неврозы , которые характеризуются беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Невротик не утрачивает связи с окружающей действительностью, но у него отсутствует доверие к миру, в силу чего он становится подозрительным и тревожным. Характерологические или личностные проблемы возникают из-за дефицита моральных норм, здравомыслия или сложных взаимоотношений с окружающими. Эти люди не страдают собственно душевным расстройством, однако склонны к совершению антисоциальных поступков без возникновения чувства вины.
Психозы протекают тяжелее, чем неврозы. Человек, страдающий психозом, обычно неадекватно реагирует на большинство ситуаций окружающей жизни. К ним относится маниакально-депрессивный психоз с глубокими изменениями настроения от мании к депрессии, которая часто сопровождается суицидальными мыслями. Широко распространенным заболеванием является шизофрения, при которой возникают бредовые расстройства и обманы восприятия: голоса и видения. Для этих больных «ночные кошмары становятся реальностью». Окружающее причудливо изменяет свои очертания, а значение, которое придается определенным фактам, не имеет каких-либо реальных оснований.
Среди страдающих психозами, шизофренией и маниакально- депрессивным психозом частота суицидов достаточно велика: к ним относятся не менее, чем 1/4 суицидентов. Необходимо подчеркнуть, что больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затухании психоза. Среди больных шизофренией, как показывают различные исследования, от 3 до 12% совершают самоубийства. Причем риск суицида на протяжении их жизни колеблется от 15 до 20%. Больные шизофренией часто совершают суициды из-за отчаяния, если внезапно осознают неспособность контролировать свою судьбу или в силу бредовых переживаний и постоянных галлюцинаторных расстройств.
Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:
вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;
у вас нет интереса к чему бы то ни было;
ваше здоровье существенно подорвано;
вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;
вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;
вы думаете о самоубийстве.
Предотврашение суицидальных попыток.
Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.
Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение.
Формирование компенсаторных механизмов поведения.
Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Распознавание суицида: профилактика
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в учебе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.

9. Заключительное слово ведущего:
Во-первых проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем, но нельзя не отметить, что в основе совершения таких поступков лежат пограничные нарушения психического здоровья. Отсюда следует, что нам взрослым, педагогам необходимо особо обратить внимание на проблему ликвидации безграмотности родителей в вопросах охраны здоровья детей, и пропагандировать здоровый образ жизни взрослых и детей, основанные на нравственно-этических нормах поведения в семье и обществе. Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей и учителей! Стараться выражать ребенку одобрение и похвалу по любому поводу даже малейшей их удачи в учебе и школе, отмечать каждый их успех, а самое главное – ЛЮБИТЬ!
Начинайте творить добро, только будьте внимательны, чтобы не уподобиться одной птице из притчи:
Одна птица решила стать праведной. Она открыла священную книгу и прочитала заповедь: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» «Какая мудрая заповедь! – подумала птица. С сегодняшнего же дня начну жить по этому принципу». Она нарвала вкусных и сочных ягод и полетела к своей подружке, лошади. - Здравствуй, моя дорогая подруга, - приветствовала она лошадь. – Мы так давно не виделись. Я принесла тебе очень вкусные и полезные ягоды. Отведай, пожалуйста. Лошадь съела ягоды и сдохла. Оказалось, что эти ягоды были полезны для птицы, но ядовиты для лошади. Все дело в том, что заповедь, которая записана в священной книге, верна только в том случае, если вы знаете точно, что нужно и полезно другому.
Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас - Зачем! Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах, Я никому не мог сказать Священных слов “отец” и “мать” Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имён – Напрасно – звук их был рождён Со мной. Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил, не только Милых душ – могил!
Действительно, когда человек рождается, он уже имеет в себе святые слова отец и мать! И если гроза нашей жизни отрывает лист от дерева, т.е. от родителей, то листик погибает! А если погибнут много листиков на растении, то оно гибнет само! Давайте же поливать будем растение добром, чуткостью, вниманием, любовью, порядочностью. Тогда всё у вас будет хорошо! Спасибо. До встречи!





















г.Черногорск 2009