Семья как фактор предупреждения суицида среди несовершеннолетних
Семья как фактор предупреждения суицида среди несовершеннолетних
Каляева О.Н., преподаватель
русского языка и литературы
Семья ‒ это основа жизни, развития и формирования первых навыков, представлений молодежи об окружающем мире. Именно от семьи зависит не только уровень жизни, образования и интеллекта ребенка, но и его дальнейшее существование.
Семья затрагивает все сферы жизни ребенка, именно благодаря ей человек вырастает и становится либо благополучным и успешным, либо остается недоволен своей жизнью. Семья закладывает в человека понятие о духовных ценностях, нравственности, о том, что в жизни главное и к чему нужно стремиться. Именно она формирует в человеке понятие прекрасного, учит его любви и заботе. Все, чему ребенок учится в семье, остается с ним на всю жизнь, знания и понятия, заложенные до 3 лет, в большинстве своем определяют его будущую сущность. Неуважение к старшим, жестокое обращение с животными, стремление решать проблемы с помощью агрессии или алкоголя – все это ребенок выносит из семьи. Столкнувшись с насилием и жестокостью, ребенок именно это поведение взрослых будет воспринимать как нормальное, быть может, ему даже не придет в голову кому-то жаловаться на родителей, ведь другого отношения он не знает. Вырастая, такой ребенок становится скрытным, часто в его поведении присутствуют мотивы внутреннего страха, осторожности. Но он может вырасти и сам превратиться в тирана, который будет мучить уже своих детей и близких.
С другой стороны, если ребенок в поведении родителей видел только позитивное отношение, поддержку, уважение со стороны старших, воспитание не силой, но словом, такой ребенок и во взрослую жизнь принесет понимание того, как нужно обращаться с другими людьми, со своими близкими. Ребенок копирует поведение и отношение взрослых, в младенческом и младшем возрасте это происходит подсознательно, а в более старшем дети уже вполне осознанно следуют тем привычкам, которым их научили в семье. Поэтому на поведенческом уровне семейное воспитание дает зачатки будущего отношения ребенка к миру.
То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменению впоследствии. Педагоги могут лишь корректировать!
С каждым готом все труднее работать с подростками, поступающими в наше отделение, все сложнее найти общий язык с их родителями. На мой взгляд, причина кроется в том, что родители нынешних студентов – поколение, которое взрослело в сложные времена перестройки и реформ. Это было время морального банкротства державы. Они взрослели уже в новой социальной реальности, в системе новых ценностей, качества, привитые им в процессе семейного воспитания, потерялись в иерархии модернистских ценностей.
Взрослые стали намного больше работать. Порой заботу о детях они выражают в денежном эквиваленте, в вещах, которые приобрели, «чтобы ребенок был не хуже других». Единственное, чем они заняты, — выживание. С детьми общаться нет ни сил, ни времени. Самым большим авторитетом и для подростков стали деньги. Поэтому в их глазах учителя — неудачники. Не все получается и у родителей: модернистские ценности, связанные с самоопределением, независимостью, самореализацией личности, под силу не всем. Мы, педагоги, сталкиваемся с тем, что ожидаем от подростка того уровня воспитанности, коим не обладают его родители, не нашедшие себя в этой жизни, нуждающиеся в поддержке.
Нет рецепта, как воспитывать подростка. Но главным чувством родителей по отношению у своему ребенку должна стать глубокая вера в него и доверие. К каждой личности необходимо найти свой подход. Семейное воспитание должно строиться на доверии, любви, взаимоуважении.
Определяющую роль при формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи. Именно их корректировка доступна педагогам с целью профилактики суицидального поведения подростков.
В мировой психолого-педагогической практике к семейным факторам риска суицидального поведения детей относят:
- развод родителей;
- смерть близкого человека;
- конфликты с родителями;
- завышенные ожидания родителей от ребенка;
- отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
- жестокое обращение с ребенком в семье;
- отчужденность в детско-родительских отношениях.
Развод родителей не всегда заканчивается цивилизованно, чаще всего подросток становится разменной монетой, способом сделать больно бывшему супругу.
Подростки с тонкой душевной организацией могут покончить жизнь самоубийством не только после смерти близкого родственника, но и после потери любимого питомца: «Его больше нет – не будет и меня».
С точки зрения психологии, конфликты в семье, сопровождающиеся насилием родителей по отношению друг к другу, приводят к депрессии у подростков. Именно такое депрессивное состояние толкает подростков на суицид. По мнению психологов, только уменьшение случаев насилия в семье приведет к снижению уровня смертности молодежи в результате суицида.
Может подвести подростка к последней черте желание родителей воплотить свои нереализованные амбиции через ребенка. Все большие требования предъявляет к ребенку школа, все сложнее растущему организму переносить учебную нагрузку. Завышенные ожидания от ребенка приводят его к состоянию хронического стресса. Мы имеем десятки случаев самоубийств подростков на фоне сдачи ЕГЭ.
Неужели учеба может довести ребенка до полного отчаяния? Под моим руководством студенты 2 курса Капустин Е. и Валеев А. подготовили научно-исследовательскую работу «Учеба – стресс?!». Проведя анонимное анкетирование, мы пришли к выводам: большая учебная нагрузка не является основным фактором стресса. Финансовые затруднения и неумение распорядиться ограниченными финансами, проблемы проживания вдали от родителей и низкая мотивация в самом начале обучения – вот основные факторы стресса, с которыми сталкиваются студенты. И помочь в этих ситуациях под силу родителям.
Подростки, покончившие жизнь самоубийством до или после ЕГЭ, оставили записки своим родителям, которые не слышали их мольбу о помощи.
Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в том, что в семье нет совместных форм проведения досуга; у родителей нет совместных занятий с ребенком; родители не включают ребенка соответствующего возраста в обсуждение семейных проблем; мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием; родители не проявляют интереса к досугу ребенка; отношения между родителями характеризуются конфликтностью, отсутствием доверительного интереса, родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем.
Я провела анонимное анкетирование среди студентов отделения ППКРС, чтобы определить основные приемы снятия стресса подростками.
Способ снятия стресса Выбор студентов, в %
Сон 58,7%
Общение с друзьями или любимым человеком 42,1%
Прогулки на свежем воздухе 31,6%
Вкусная еда 37,7%
Поддержка родителей 17,5
Физическая активность 20,2%
Телевизор 21,9%
Хобби 24,6%
Сигареты 26,7%
Алкоголь 26,7%
Итак, к алкоголю и сигаретам подросток прибегает чаще, чем к помощи родителей. Осмелюсь предположить, что дело здесь не только в том, что подросток стремится к отрыву от взрослых. К сожалению, растёт число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении, но когда случается беда, горе-родители восклицают: «Куда смотрит учебное заведение?»
Корнем нарушений отношений в семье является неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: «...неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного «Я». Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема жестокого отношения играет немаловажную роль в принятии решения ухода из жизни. Психологическая сущность жестокости — это «насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям».
Перечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Признаками депрессии являются: нарушение сна; бессонница или повышенная сонливость; пищевые нарушения — полная потеря аппетита, обжорство,; постоянное беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка); усиление жалоб на плохое самочувствие; частые смены настроения; отдаление от семьи, от друзей, замкнутость; раздражительность; снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться; потеря интереса к любимым занятиям; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам; небрежное исполнение своих обязанностей по дому; чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; высказывания типа «У меня все равно не получится», «Я это не смогу».
Следует иметь в виду, что у детей существует особая, «маскированная» депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию; не делает домашних заданий, может прогуливать школу, уходить из дома и т.д. Существует и «маскированная» депрессия, которая выражается в нарочито демонстрируемой агрессии — типичная «маска» депрессии у детей и подростков.
Если родители заметили признаки депрессии, необходимо организовать своему ребёнку щадящий режим дома и в школе, переговорить с педагогами, чтобы они временно снизили учебные требования к ребенку, посетить психолога; окружить ребенка дома вниманием и заботой, продемонстрировать ему свою любовь и поддержку, побаловать своего ребенка его любимыми блюдами, стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.
ВОЗ определила направления работы с учащимися группы риска суицидального поведения.
1. Первое важное н а п р а в л е н и е деятельности — установление доверительных отношений с детьми (родителей и педагогов).
2. Ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей детям адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
3. Третье направление деятельности педагогического коллектива — предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникновения жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной психологической помощи, «телефон доверия». Важно, чтобы этой информацией владели и родители.
4. Четвертое направление работы школы по профилактике детского суицидального поведения — просвещение родителей по вопросам детского развития, возрастной специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
5. Пятое направление состоит в выявлении и предотвращении случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение. Трудность выявления и коррекции таких отношений заключается в неявном, скрытом характере таких хулиганских действий со стороны отдельных школьников.
Методики диагностики и корректировки взаимоотношений между подростком и родителями
В копилку классного руководителя я подготовила две методики (см. Приложение 1), которые, на мой взгляд, при всей своей простоте очень эффективны при построении безопасного диалога ребенка и родителей.
Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать как для студентов, так и для их родителей. Студенты и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании.
Проанализировав ответы студентов и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий. На основании данного исследования можно проводить индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и студентами.
Изучение словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к своему ребенку весьма информативно и полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму. Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогают взглянуть на свою семью как бы со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы.Самоубийство несовершеннолетнего – это последняя отчаянная попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, отчаянный крик о помощи, попытка пробить стену непонимания между поколениями. Задача педагогов – подвести ребенка и родителей к доверительному диалогу.
Приложение 1.
Диагностика и корректировка взаимоотношений родителей и студентов
Проективные методики.
Исследование мнения студентов:
Колледж для меня – это...
Моя группа - это...
Преподаватели для меня - это люди, которые...
Мои одногруппники - это...
Уроки для меня - это...
Предметы, которые мне нравятся…
Предметы, которые мне не нравятся…
Исследование мнения родителей:
Колледж, в котором учится мой ребенок…
Группа, в которой учится мой ребенок...
Одногруппники моего ребенка - это...
Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...
Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку…
Предметы, которые не нравятся моему ребенку…
Вопросы для студентов:
Я радуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Я плачу, когда...
Я злюсь, когда...
Мне нравится, когда...
Мне не нравится, когда...
Я верю, когда...
Если у меня хорошие новости, то я...
Если у меня плохие новости, то я....
Если у меня что-то не получается, то я...
Вопросы для родителей:
Я радуюсь, когда мой ребенок...
Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
Я плачу, когда мой ребенок...
Я злюсь, когда ребенок...
Мне нравится, когда мой ребенок....
Мне не нравится, когда мой ребенок...
Я не верю, когда мой ребенок...
Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
Если у моего ребенка хорошие новости, то...
Если у моего ребенка плохие новости, то...
Если у моего ребенка, что-то не получается, то...
Изучение словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к своему ребенку весьма информативно и полезно при подготовке к тематической консультации или к психолого-педагогическому консилиуму.
Изучение родителями вопросов таблицы и работа с ней помогают взглянуть на свою семью как бы со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие родители, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности им быть, предупреждая его желания, действия и поступки, сдерживая проявление им какой бы то ни было самостоятельности.
Слова и фразы, с помощью которых я
поддерживаю ребенка ругаю его
Данная диагностика позволяет диагностировать трудности в эмоциональном восприятии родителей детьми. Если в классе есть трудные дети и классный руководитель испытывает определенные проблемы в их воспитании, то необходимо предложить и детям заполнить такую таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблицы родителей и детей.
Слова и фразы, которыми мои родители меня:
Поощряют Как часто Ругают Как часто
Рекомендации родителям
по оказанию помощи детям в предотвращении суицидального поведения:
Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком.
Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.
Серьезно относитесь ко всем угрозам со стороны ребенка. Помните, подростки не имитируют суицид.
Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы.
Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем.
Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей.
Обратитесь вместе с подростком к психологу.
Не бойтесь попросить о помощи.