Конспект урока по русскому языку на тему Правописание предлогов с приставками


Якубовская Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Урок по учебному предмету
«Русский язык» в III классе
Тема: Приставка и предлог, их разграничение
Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут иметь сведения о предлоге, его роли, отличии от приставки.
Задачи:
- организовать деятельность по усвоению учащимися приемов различия приставки от предлогов ;- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, самостоятельности учащихся;
- содействовать воспитанию заботливого отношения к животным.
Прогнозируемый результат: предполагается, что к концу урока учащиеся усвоят приёмы установления различий между приставками и предлогами; дети успешно выполнят тест «Приставка и предлог, их разграничение».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Учебно - методическое обеспечение урока: учебное пособие «Русский язык. 3 класс» (А.В. Верниковская, Е.С. Грабчикова, Н.П. Дёмина, Народная асвета, 2012), мультимедийная презентация к интерактивной доске, аудиофайл «Аэробика для Бобика», стаканчик для вопросов, карточки для работы в паре, в группах, оценочные листы, картинки для деления на группы, для рефлексии.
I. Организационный этап
Учитель:
- Доброе утро, дорогие дети! Я предлагаю начать урок с игры под названием «Дюжина вопросов». Что значит слово «дюжина»? Значение слова «дюжина» по Ожегову: дюжина - двенадцать штук. Я вам задаю 12 вопросов, а вы двигаетесь по классу: если у вас ответ «да» – середина класса, «нет» – к дверям, «не знаю» – к окну):1. У вас хорошее настроение?
2. Вы любите русский язык?
3. Вам снились сегодня кошмары?
4. У вас есть единицы по русскому языку?
5. А.С.Пушкин – русский писатель?
6. Вы знаете, как пишутся слова с безударной гласной?
7. Вы рады гостям?
8. Вы выглядите красиво?
9. Вы будете отвечать громко и внятно?
10. Вы знакомы с нашими гостями?
11. Вы пришли в школу с заданием, которое нужно было просмотреть самостоятельно?
12. У нас всё получится ?
II. Проверка домашнего задания
Учитель:
-На электронную почту вы получили ссылку (http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-predlogov-i-pristavok?seconds=0&chapter_id=2221) на видео по теме «Приставка и предлог». Посмотрев его самостоятельно дома, вы должны были ответить на вопросы. Я их подготовила на полосках бумаги. Вопросы вы вытягиваете из стаканчика и отвечаете. (Учащиеся дают полный ответ, а остальные – оценивают ответ товарища знаками «+», «-», что означает «правильно» и «неправильно».) (Приложение 1)
Учитель:
- В моём электронном письме вам по желанию предлагалось сделать рисунки, книжки – малышки или коллажи к сказке, которую вы смотрели в домашнем видео. Обратите внимание на нашу выставку, которая получилась из ваших работ. Сегодня мы снова будем оценивать работу на уроке с помощью оценочных листов. (Приложение 2) Кто дома смотрел видео, готовил ответы на вопросы, создал иллюстрацию, тот заработал два балла. Поставьте его в столбце «Домашнее задание».
III.Целеполагание
Учитель:
- Посмотрев дома видео, ответив на вопросы, выполнив дополнительное задание, вы, наверняка, сможете определить тему урока? Какова она?
( Ответы детей.)
Учитель:
- Итак, тема нашего урока «Приставка и предлог, их разграничение». Какие задачи вы определили для себя на урок? (На доске вывешены слова-подсказки, с помощью которых учащиеся называют задачи.)
IV.Чистописание
Учитель:
-Запишите дату и слова «Классная работа». Сегодня мы отрабатываем написание буквы с. Посмотрите внимательно, как её надо писать.(Учитель анализирует соединения.)
с Ссссс со ба касобака собачка собачонка
Учитель:
- Что вы можете сказать об этих словах? ( Ответы детей.) С помощью какой морфемы они образовались? (Ответы учащихся.) Когда мы употребляем следующие фразеологизмы: как собака на сене (о человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не даёт). Как кошка с собакой живут (о постоянно ссорящихся людях). Собаку съесть (быть знатоком в каком-либо деле, иметь большой навык, опыт в чем-либо). ( Ответы детей.)
Учитель:
- Предлагаю вам интересные факты из мира собак:
- самая маленькая собака в мире – йоркширский терьер по кличке Сильвия, которая по размерам была примерно со спичечный коробок. Её размеры составляют 6,3 сантиметра в высоту и 8,8 сантиметров от кончика носа до кончика хвоста, а весит она всего 113 граммов.
(Слайд 2)
- самым большим псом в мире был английский мастифф Айкама, по кличке Зорба. Высота мастиффа в холке равнялась 94 см, а весил он около 156 кг! (Слайд 3)
- самая высокая собака в мире – немецкий дог по кличке Гибсон. Её высота в вертикальном положении – 2 метра 10 см. ( Слайд 4)
- самая старая собака была австралийским пастушьим псом по кличке Блуи, который прожил 29 лет и 5 месяцев. По человеческим меркам это соответствует возрасту свыше 160 лет.
V. Орфографическая разминка
Учитель:
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам, заполнить пропуски и объяснить вставку букв в стихотворении Даниила Хармса. (Дети выходят к интерактивной доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание.) (Слайд 5)
(Над) косточкой сидел бульдо…,
Привязанный к ст…лбу.
(Под)ходит таксик мал…нький (С) морщинками (на) лбу.
"Послушайте, бульдог, бульдог," -
Сказал незваный гость.
"Позвольте мне, бульдог, бульдог,
(До)кушать эту кость!" Даниил Хармс
VI. Закрепление материала
Отработка приёма разграничения приставки от предлога
Учитель:
- В этом стихотворении помогите, пожалуйста, ещё раскрыть скобки. Объясните, где предлог, а где приставка. (Продолжается работа на интерактивной доске. Учащиеся доказывают свой выбор.) 2. Самостоятельная работа
Учитель:
- С разминкой вы справились. Теперь попробуйте применить эти знания в самостоятельной работе. (Индивидуальные карточки получают 5 учащихся, а остальные выполняют упражнение 114 на странице 60. В котором надо списать, раскрывая скобки, обозначить приставки и подчеркнуть предлоги.) (Учащиеся, которые выполняли задание на карточках (Приложение 3), проверяют правильность выполнения по эталону, который записан с обратной стороны доски. Остальные учащиеся осуществляют взаимопроверку по слайду 6.)
Учитель:
- Если выполнили задание без ошибок, то в оценочный лист, во второй столбец «Самостоятельная работа», ставим – 2 балла, 1-3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов.
Физкультурная минутка (Учащаяся под музыку показывает движения, а дети повторяют.)
4. Работа в группах
Учитель:
- Теперь предлагаю вам поработать в группах. Поделиться на группы помогут картинки, которые вы выбрали перед урокам. (Приложение 4) (Группы образуются по породам собак. Учитель на столы ставит табличку с названием породы: такса, бульдог, пудель. Учащиеся образовывают три группы.)- 1 группа исправляет ошибки в тексте. (Приложение 5) Проверка осуществляется по слайду 7.
- Из какого произведения этот отрывок? («Лев и собачка»)
- Кто автор данного произведения? (Л.Н. Толстой)
- Как вы оцениваете поступок человека, который бросил собачку на съедение? (Ответы детей.)
- 2 группа в режиме online выполняет игровые задания на интерактивной доске по ссылкам:
http://LearningApps.org/896537
http://LearningApps.org/1336085

- 3 группа составляет и записывает рассказ, используя приведённые слова, обвести предлоги карандашом. (Приложение 5) (Проверка осуществляется по предложенному эталону. )Учитель:
- Оцените свою работу. Если вы выполнили задание без ошибок – 2 балла, 1- 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов.)VII. Контроль и самоконтроль
Учитель:
- Теперь выполним тест, который покажет, насколько хорошо вы усвоили материал урока. Время на выполнение теста 4 минуты.
1. Выполнение теста учащимися. (Приложение 6) После выполнения теста дети обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку по ключу, который записан на слайде 11 .
2. Определение результатов выполнения теста. (Учитель осуществляет опрос учащихся о количестве полученных баллов, анализирует допущенные ошибки.)
Учитель:
- Если вы выполнили задание без ошибок – 2 балла, 1- 2 ошибки – 1 балл, 3 и более ошибок – 0 баллов.)VІII. Домашнее задание
Учитель:
Давайте прочитаем условие домашнего задания (с. 60 упр. 116). Назовите слова с приставками. Объясните раздельные написания.
ІХ.Подведение итогов. Рефлексия
Учитель:
-Вернёмся к началу урока. Какие задачи вы определяли на урок? (Открывается доска со словами –подсказками.)
- Были ли они достигнуты? (Учащиеся аргументируют свои ответы.)
Учитель:
Сейчас вы выполните задание в парах и узнаете, чем закончим урок. Угадайте, какое слово зашифровано. (Приложение 7)
-А оценку на уроке вы уже получили. Все вы умники и умницы. А за урок я вам ставлю ту отметку, которая соответствует сумме баллов в оценочных листах. Встаньте у кого… (Осуществляется опрос)
Учитель:
- У вас на партах лежат картинки с изображением собачки, но на мордочке не хватает ротика. Если вы заканчиваете урок с хорошим настроением, то нарисуйте собачке улыбку, а если вы ошибались, хотя это не страшно, то нарисуйте прямую линию. (Учащиеся дорисовывают картинку и вывешивают её на магнитную доску.)
Учитель:
Урок закончен. Спасибо за плодотворную работу.
Приложение 1
Что такое приставка?
Что такое предлог?
Для чего нужны приставки?
Для чего служат предлоги?
Чем приставка отличается от предлога?
С какой частью речи не употребляются предлоги?
О чем была сказка в домашнем видео?
Что предложила царица Грамматика?
Приложение 2
Оценочный лист_____________________
Проверка
домашнего
задания Самостоятельная
работа Работа в группах Тест Работа в парах
Приложение 3
Задания на карточках.
Найди в приведённом ряду слова с приставками и выпишите их.
(За)брать, (за)клейка, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)рога, (с)правка,
(с)другом, (в)окно, (по)работать.
2. Спишите словосочетания, вставляя нужный предлог.
Выйти …. подъезда, сойти …. подъезда, уезжать …. Англии, прийти …. школы, пойти … концерт, возвращаться … кино, приехать …. Минска.Приложение 4




Приложение 5
Одному чиловеку за хотелось по глядеть звирей: он у хватил наулице сабачонку и при нёс её взвиринец.Сабачька вскочила и стала предльвом назадние лабки.
Приложение 5
По, шагает, улице, папа, дочкой, с.
Собаку, на, дочка, ведёт, цепочке.
В, держит, собака, повадок, зубах.
Щенок, впереди, а, выступает.
Приложение 6
Тест « Приставка и предлог, их разграничение».
Приставка –это…
А) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;
Б) основа предложения;
В) что-то общее по смыслу.
2. Предлог – это
А) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
Б) слово противоположное по смыслу;
В) слово, которое служит для связи слов в предложении.
3. Как пишутся приставки со словами?
А) раздельно;
Б) слитно,
4. Спиши, раскрывая скобки.
(С)хозяином дружит, дом сторожит, живёт (под)крылечком, а хвост колечком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 7
Карточки для работы в парах
Корень мой находится в цене,
В очерке найдёшь приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь.
Вся же в дневнике я и в журнале.
Приложение 8