Технологическая карта по русскому языку на тему «Правописание слов с предлогами и приставками» (2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №93» Советского района г. Казани








Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Правописание слов с предлогами и приставками»

(по системе Занкова Л. В.)














Составитель:
Е.Н. Сорокина,
учитель начальных классов

УМК: Л. В. Занков, учебник Н. В. Нечаева «Русский язык»
Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
Тема: «Правописание слов с предлогами и приставками»

Цель: формирование умения распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи:
создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме «Предлоги и приставки»;
организовать знакомство обучающихся с новым материалом по теме «Правописание слов с предлогами и приставками»;
организовать закрепление нового материала на деятельностной основе;
создать условия для рефлексивной деятельности обучающихся.

Планируемые результаты урока:
Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Предметные:
учащиеся должны научиться различать предлоги и приставки;
формировать представление о правописании слов с предлогами и приставками.
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
формирование представления о предлогах и приставках;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Демонстрационный материал:
План действия:
1. Узнай
2. Вставь слово
3. Запиши правильно

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Предлог – служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.



Раздаточный материал:
Карточка с пробным заданием:
Поправил Саша свой (про) бор
И прочитал стихи (про) бор.


Карточка для первичного закрепления:
(По)доске, (на)огороде, (по)ход, (до)утра, (на)небе, (по)шёл, (на)шёл,(на)писал, (до)читал,(до)школы.



Карточки с заданием для самостоятельной работы:
ВАРИАНТ 1:Выполнить упражнение 284, раскрывая скобки, выделяя приставки.

ВАРИАНТ 2: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. (По)бледному небу клочями (по)висли мхнатые облка. 2. В ..да (под)клёсами (за)пенилась и (по)бежала (через)дрогу. 3. (Раз)врнулась душстая чшечка ландыша. 4. Жлтел и злтился лист (в)лсу.


Количество предлогов
Количество приставок

1
1
1

2
2
2

3
-
1

4
1
-

Напишите предложения, ориентируясь на таблицу.




Тест:
Тест «Правописание приставок и предлогов»
1. Укажите слова, в которых есть приставка: съехать, берёзонька, предобрый, смелый.
2. Укажите ряды, в которых слова пишутся раздельно:
(у)нас
(у)нёс
(за)вод
(за)водой
(над)лесом
3.Укажите ряды слов, где все слова пишутся слитно:
(вы)бежал (во)двор
(за)шёл (за)книгой
(вы)шел (по)играть
(у)ехал (за)границу
(по)купка (по)дарка
4. Укажите слова, в которых по- приставка: поздний, побег, помнить, посвистеть.


Ход урока

Этап урока
Деятельность учителя,
деятельность обучающихся.
Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Доброе утро ребята!
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
- Эпиграфом к нашему уроку я взяла пословицу: Слово - речи основа.
-Как вы понимаете её смысл? (Без слов невозможна речь)
- На уроке русского языка мы работаем со словами. И уже успели убедиться в том, как интересен мир слов.
- А как вы думаете, можно ли знать всё на свете?
– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать что-то новое.
Желаю вам успеха.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.
На доске запись:
От про над до по пере через к около
- Посмотрите на доску. Что означают данные сочетания букв? (предлоги и приставки)
- Назовите те из них, которые бывают только приставками.
- Назовите те их них, которые бывают только предлогами.
- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами?
- Выпишите только те буквосочетания, которые могут быть и предлогами и приставками.
Дети обсуждают ответы, высказывают свои предположения.
Минутка чистописания:
От про над до по
Задание на пробное действие
На доске:
Поправил Саша свой (про) бор
И прочитал стихи (про) бор.

- Прочитайте предложения.
- Спиши, раскрывая скобки.

· Кто не выполнил задание?

· Что вы не смогли сделать? (Правильно записать предложение.)

· Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?

· Укажите эталон, которым вы воспользовались.

· Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

3. Выявление места и причины затруднения.

· Какое задание вы должны были выполнить?

· В чем ваше затруднение? (В правильном написании слов с приставками и предлогами.)
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правило, у нас нет знаний как отличить написание слов с приставками и предлогами.)
Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, что мы не знаем.)
Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)



4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте тему урока.
- Что вы уже знаете о предлоге?
- Что хотели бы узнать о приставках и предлогах?
- Давайте определим цели урока:
Вспомнить, что такое предлог
Научиться различать приставку и предлог;
Научиться применять правила написания слов с одинаковыми приставками и предлогами.
- Узнайте, о чём идёт речь в загадке?
Приставляемся всегда
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый (приставка)
- Почему вы решили, что это приставка?
Он не станет членом предложения,
Всегда свободен, хоть стоит в строю.
Объединять и связывать способен
Незаменим и помнит роль свою (предлог)
-Почему вы решили, что это предлог?
- Итак, вспомним, что же такое приставка и предлог?
На доске появляются записи:
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Предлог – служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.
– Как узнать, где предлог, где приставка? (Дети предлагают свои варианты решения этого задания. Нужно узнать слово (услышать, увидеть); определить, какой частью речи является; попытаться вставить слово, если можно вставить слово, то это предлог.)
В результате обсуждения на доске появляется запись (план действия):
1. Узнай
2. Вставь слово
3. Запиши правильно



Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.


5.Реализация построенного проекта.




- Давайте проверим наши предположения.
Откройте учебник на стр. 41 и прочитайте правило.
Работа с правилом.
- Что вы узнали? (предлоги пишутся со словами раздельно, а приставки слитно)
Работа по алгориту.
Спешите предложения. Выделите приставки и обведите предлоги. Назовите часть речи слов со скобками.
- Какие части речи вы знаете?
- Какие части речи в предложении связаны с помощью предлогов?
- Какой вывод можно сделать? (предлоги не употребляются с глаголами)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Познавательные: решение проблемы, анализ, поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные: умение слушать, вступление в диалог, высказывание своего мнения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Закрепить умение нам поможет следующее упражнение: составьте цепочку слов.
(По)доске, (на)огороде, (по)ход, (до)утра, (на)небе, (по)шёл, (на)шёл,(на)писал, (до)читал,(до)школы.
- После работы учащиеся проверяют сделанные задания по образцу для самопроверки.


Коммуникативные: умение представить свои знания.
Познавательные: анализ, обобщение.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

· Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Самостоятельная работа.
– На столах у вас лежат карточки с заданиями: Вариант№1 и Вариант №2. Подумайте, с каким заданием вы смогли бы справится, выполните его.
Вариант №1:Выполнить упражнение 284, раскрывая скобки, выделяя приставки.
Вариант №2: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
1. (По)бледному небу клочями (по)висли мхнатые облка. 2. В ..да (под)клёсами (за)пенилась и (по)бежала (через)дрогу. 3. (Раз)врнулась душстая чшечка ландыша. 4. Жлтел и злтился лист (в)лсу.


Количество предлогов
Количество приставок

1
1
1

2
2
2

3
-
1

4
1
-

Напишите предложения, ориентируясь на таблицу.
Проверка результата самостоятельной работы.
1 вариант: назовите слова с приставками.
2 вариант: Проверяют по эталону для самопроверки.

· В каком месте возникло затруднение?

· Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

· У кого задание не вызвало затруднений?

· Вы все молодцы!


8. Включение в систему знаний и повторение.


· Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

· Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

· У вас на партах лежат задания тесты, на доске тоже есть этот тест.
Учащиеся выходят по одному к доске, выбирают верные утверждения.
Выполнение теста. Самопроверка.
Тест «Правописание приставок и предлогов»
1. Укажите слова, в которых есть приставка: съехать, берёзонька, предобрый, смелый.
2. Укажите ряды, в которых слова пишутся раздельно:
(у)нас
(у)нёс
(за)вод
(за)водой
(над)лесом
3.Укажите ряды слов, где все слова пишутся слитно:
(вы)бежал (во)двор
(за)шёл (за)книгой
(вы)шел (по)играть
(у)ехал (за)границу
(по)купка (по)дарка
4. Укажите слова, в которых по- приставка: поздний, побег, помнить, посвистеть.


9. Рефлексия учебной деятельности.


· Что нового вы узнали на уроке?

· Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?

· Вы достигли поставленной цели?

· В чём у вас было затруднение?

· Как вы открывали новое знание?

· Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки . Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, как пишутся приставки и предлоги.
Я знаю, как объяснить это написание.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я доволен своей работой на уроке.
– Молодцы!
Домашнее задание: упражнение 283.
Личностные: оценка своей деятельности.






15