РУП по внеурочной деятельности В краю родном

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД» пст. УСТЬ-ЛОПЪЮ

СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ: ____________

на педагогическом совете
Директор МБОУ «НШ-ДС»

Протокол №
Пст.Усть-Лопъю

от «__» ____ 2016 г.
Данилова Н.О..


приказ №___


от «__»____2016г.



Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Ас чужан муын»
(«В краю родном» )

на уровне начального общего образования
1 -4 класс
Срок реализации: 4 года







Составитель:
учитель начальных классов
Габидуллина Елена Ивановна




пст. Усть-Лопъю
2016 г
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ас чужан муын» для 1-4 классов МБОУ «НШ-ДС» пст. Усть-Лопъю разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования второго поколения.( Приказ МО РФ от 06 октября 2009 г. N 373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(ред. Приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010.№1241, от 22.09.2011. № 2357));
Фундаментального ядра ФГОС общего образования, Москва, 2009 г.
Планируемых результатов начального общего образования. ( Москва, Просвещение 2011г)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Положения о разработке рабочей программы по учебным предметам на ступени начального общего образования реализующего ФГОС второго поколения в МБОУ «НШ-ДС» пст.Усть-Лопъю
Учебного плана МБОУ «НШ-ДС» пст.Усть-Лопъю

Величава и многогранна наша малая родина - Република Коми. Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Актуальность программы заключается в том, что во-первых, родители и учащиеся с каждым годом больше проявляют негативное отношение к обучению коми языка в школе, у детей недостаточный запас знаний о своей малой родине, во-вторых, данная программа поможет учителю в реализации образовательных и воспитательных программ.
Цель: дать учащимся начальной школы основные знания об истории своего поселка, района, республики, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Коми, познакомить с достопримечательностями и, что немаловажно, людьми, прославившими родной край.
Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Данная программа «Ас чужан муын» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающихся 1 класса и 34 часа для обучающихся 2 – 4 классов. Продолжительность проведения занятий 30-35 минут. Занятия осуществляются во второй половине дня.
Задачи:
В области образования:
содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем нашей Республики, о личностях, оставивших заметный след в истории;
расширить и углубить знания обучающихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру, коми языку;
привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Республики Коми, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
сформировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
приобщить учеников к богатой культуре Республики Коми.
Форма организации занятий– индивидуально-групповая:
Беседы (широкое применение презентаций);
Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого в с.Объячево, музея МБОУ «СОШ» с.Чёрныш , посещение выставок при ЦИИ и ПТ с. Объячево и др.);
Встречи с людьми, прославившими наш поселок, район (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
Игры с использованием компьютерной техники
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
Конференции (участие обучающихся в школьных и районных мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих учащихся в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Ас чужан муын» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Республики Коми, чувства сопричастности и гордости за свой родной край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Республики Коми;
чувства гордости за свой поселок, район, республику, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Республики Коми, районов, городов;
описывать достопримечательности РК;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой, контурной картой Республики Коми и атласом;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
работать с семейными архивами.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельность и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Республики Коми, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: коми язык, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с коми зыком и русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Программа внеурочной деятельности «Ас чужан муын» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов.

Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участия в конференциях разного уровня.


2.Содержание программы «Ас чужан муын»

1 класс

Программа содержит четыре раздела:

№ раздела
Название раздела
Всего часов

1.
Мой дом-моя крепость
7 часов

2.
Моя маленькая родина
5 часов

3.
Наш родной поселок
5 часов

4.
Наша Республика
15часов

5.
Итоговое занятие
1 часов


итого
33 часа


Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности родного края). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Республики Коми, о богатстве растительного и животного мира.



№ занятия в учебном году
Тема занятия




Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения





Мой дом - моя крепость (7 час)


1-2

Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная.
Рассказ учителя. Беседа. П/Р-Составление семейного древа

3-4

Традиции семьи.
Беседа. П/Р- изучение традиций семьи и их описание.

5-7

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего поселка.
Рассказ учителя. Беседа. П/Р-исследование старых фотографий и их анализ. Беседы с родителями, бабушками, дедушками, родственниками об их участии в развитии своего поселка(исследовательский проект)


Моя маленькая родина (5ч)


8.
Моя школа – мой дом
Рассказ - экскурсия о нашей школе. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

9.
Из истории школы. Традиции школы
Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

10-.
Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.
Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

11.
Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил
Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

12.
Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил
Дать представления об истории названий улиц нашего поселка. Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.


Наш родной поселок (5ч)


13.
Где мы живем (Россия,Республика Коми, Прилузский район) Имя нашего поселка.
Беседа. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Использование Интернет-ресурсов.

14.
Наш поселок в составе сельского поселения «Черныш». Символы нашего поселения .
Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба поселения , прослушивание гимна.

15.
Другие учреждения нашего поселка
Беседа. Экскурсия. П/Р- рисунки, кроссворды

16.
Профессии поселка. Где работают родители.
Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

17.
Конкурс рисунков «Наш поселок»
Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса


Наша Республика(15 ч)


18.
Географическое положение Республики Коми . Наша республика на карте России.
Беседа. °Сформировать представление о территории республики, городах и районах. Практическая работа: Республика Коми на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

19.
Особенности Республики Коми
Сформировать представление о Республике Коми. Работа в парах: вопросы по содержанию

20.
СимволикаРеспублики Коми. Флаг.Герб.Гимн.
Практическая работа: раскрашивание герба и флага Республики Коми. Работа в парах. Прослушивание гимна.

21.
Коренные жители нашей республики
Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей республики. Познакомить с национальным составом населения .

22.
Богатства нашего края.
Беседа: важнейшие богатства нашего края. Как добывают, где используют. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

23.
Традиционные ремесла нашего края
Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края.
Практическая работа: .

24.
Растительность нашего края. Разнообразие растений
Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне . Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

25.
Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека
Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

26.
Животный мир нашего края. Разнообразие животного мира
Беседа: животные, обитающие на территорииРеспублики Коми .
Практическая работа: игра «Крестики-нолики»

27.
Животный мир нашего края. Охрана и значение животного мира
Беседа: животные, занесённые в Красную Книгу Республики Коми, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков. Подведение итогов конкурса.

28.
Водоемы нашего края. Реки и озера
Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.

29.
Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов
Беседа: значение и охрана водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

30.
Полезные ископаемые нашей республики
Беседа: первичные сведения о полезных ископаемых края. Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.


31.
Сельское хозяйство в Республике Коми.
Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров культурных растений встречающихся на территории области. Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих)

32.
Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.
Фронтальная беседа: труд людей на селе в разное время года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.


Резервные занятия (1ч)


33.
Мы хотим Вам рассказать
Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.



2 класс

Программа второго класса содержит следующие разделы:


Название раздела
Всего часов

1.
Мой дом - моя крепость
4 часа

2.
Моё Прилузье
6 часов

3.
Наша Республика
15 часов

4.
Люди нашего края
3 часа

5
О культуре народа коми
4 часа

6
Итоговое занятие
2 часа


Итого
34 часа


Программа второго года обучения имеет историческое и духовно-нравственное направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Республике Коми. Дети продолжают знакомиться с символикой республики, района, с историческими событиями, продолжат знакомство с животным и растительным миром родного края.

№ занятия в учебном году
Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения



Мой дом - моя крепость (4 час)


1.
Откуда я родом? Кто мои предки?
Беседа. Рассказ о своих бабушках и дедушках. Рисунки.


2.
Из каких национальностей состоит моя семья?
Рассказ учителя. П/Р- собрать и оформить информацию о национальностях своей семьи.

3.
Что мне рассказал семейный альбом?
Беседа. Микро-исследование. Подготовка презентаций.

4.
«Моя дружная семья».Встреча за круглым столом
Праздничное мероприятие с приглашением родителей. Защита презентаций


Моё Прилузье (6 час)


5.
Прилузье-южный район Республики Коми.
Фронтальная беседа: знакомство и углубление знаний учащихся об истории района.Работа с картой.

6.
Объячево-центр Прилузского района .
Беседа с применением презентации.

7.
История возникновения района.
Беседа.Работа с литературными источниками.

8.
Реки и озера района.
Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.

9.
Животный мир нашей местности
Беседа: животные, обитающие на территории.
Практическая работа.

10.
Растительный мир нашей местности.
Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах


Наша Республика (15 час)


11.
Географическое положение Республики Коми. Наша республика на карте мира. Символика (флаг, гимн, герб)
Фронтальная беседа об истории своего края, символах республики. Сформировать представление о территории республики, географических объектах
Практическая работа с контурной картой: обозначить РК на карте России, наших соседей.

12.
Республика в прошлом
Фронтальная беседа: Какая была наша республика в прошлом. Практическая работа: сравнить край с прошлых и до наших дней.

13.
История создания Земли Коми(проектная деятельность)
Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке )

14.
Народы Республики Коми . Национальный состав .
Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

15.
Экскурсия в библиотеку.
Рассказ библиотекаря о народах нашей республики, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества.
Практическая работа: обобщение и оформление материала.

16.
Города Республики Коми.
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

17.
Районы Республики Коми. Районные центры.
Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

18.
Реки Республики Коми на карте России и Республики Коми.
Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

19.
Озера Республики Коми. Флора и фауна
Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов


20.
Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги
Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира тайги.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

21.
Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей республики, которые занесены в «Красную книгу»
Знакомство с «Красной книгой», заповедниками республики. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.
Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги РК.

22.
Животный мир республики Коми Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.
Знакомство учащихся с птицами нашего края.
Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Кемеровской области.


23.
Насекомые нашего края. Охрана и значение животного мира
Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей республики. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

24.
Экскурсия в краеведческий музей села Объячево.
Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов.

25.
Игра «Цветик - семицветик»
Игра «Цветик - семицветик» .Итоговое занятие по теме


Люди нашего края (3 час)


26.
Люди, прославившие нашу Республику.
Познакомить со знаменитыми людьми Коми. Беседа с презентацией.

27.
Поэты, писатели Республики Коми (участие обучающихся в классной конференции)
Познакомить с писателями и поэтами Коми Практическая работа: конкурс стихов поэтов Коми.

28.
Художники нашего края
Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках.


О культуре народа коми (4 час)


29.
Национальная культура и быт народа коми .
Беседа об особенностях культуры народа коми. Работа с литературой.

30.
Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Коми
Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

31.
Знакомство с особенностями коми фольклора
Посещение библиотеки. Рассказ библиотекаря.П/Р: самостоятельная подборка материала и ее оформление.

32.
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества
Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

33-34
Итоговое занятие. Подготовка и защита проекта «Моя Республика» (пригласить родителей, учителей школы)
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.


3 класс

Программа третьего класса содержит пять разделов: «Мое Прилузье», «Наша республика », «Путешествие вглубь веков», «Люди нашего края», « О культуре народа Коми».


Название раздела
Всего часов

1.
Мое Прилузье
5 часов

2.
Наша Республика (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).
10 часов

3.
Путешествие вглубь веков.
5 часов

4.
Люди нашего края
6 часов

5.
О культуре народа Коми
6 часов

5.
Итоговые занятия
2час


Итого
34 часа


Основное направление внеурочных занятий по краеведению в третьем классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области, культуры народа Коми.


4 класс

Программа четвертого класса содержит следующие разделы:


Название раздела
Всего часов

1.
Моя малая родина
7 часов

2.
Наша республика (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).
10 часов

3.
Мифы и легенды коми
5 часов

4.
Люди нашего края
5 часов

5.
Культура народа Коми
5 часов

5
Итоговое занятие
2часа


Итого
34 часа


Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды коми». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия района и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Широко применяется проектно-исследовательская деятельность.


Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения
Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.
Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);
Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.
История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .
Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Республика– 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Столица - главный город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.
Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.
Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
Процесс – последовательная смена состояний в развитии.
Район - административно-территориальная единица поселения.
Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.
Республика– 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.
Столица - главный город с административными, промышленными и другими учреждениями.
Тайга – северная подзона зоны лесов умеренного пояса Северного полушария. Климат подзоны от морского в западных частях материков до резко континентального, преобладают хвойные породы деревьев; почвы подзолистые; избыточное увлажнение почв, особенно в районах распространения многолетней мерзлоты, много озер и болот.
Тундра – природная зона арктического и субарктического поясов. Безлесные пространства; преобладают мхи, лишайники, травы, карликовые формы древесной растительности. Многолетняя мерзлота.
Факт - имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.
Флора- видовой состав растений, произрастающих на определенной территории в настоящее время или в геологическом прошлом.
Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.
Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.


Литература

Атлас Республики Коми.- М.: Издательство «Дизайн. Информация.Картография», 2001.
КРИПиПКРО.- Детям о культуре народа коми в 2-х частях.Сыктывкар: коми республиканская типография,1994
История Коми края. Хрестоматия Под ред.А.НТурубанова.-Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1995.
Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. А.П.Афанасьев.- Сыктывкар: Коми кн.изд-во, 1996
Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми.Историко-демографический справочник.- Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.
Рогачев М.Б. Летопись Коми края.5-11 кл.: Пособие для учителей и учащихся.-М.:Издательство ДИК,1998
Традиционная культура народа Коми: Этнографические очерки.- Сыктывкар: коми книжное издательство, 1994.
Кокшаров Е.П. Твои люди, Прилузье.- Сыктывкар,1999








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 315