Методические рекомендации по выполнению производственной гимнастики по профессии Повар, кондитер
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Шебекинский агротехнический ремесленный техникум
Методические рекомендации
учебной дисциплины
«Физическая культура»
по выполнению производственной гимнастики для обучающихся по профессии Повар, кондитер
Подготовили:
Преподаватель физической культуры
I квалификационной категории
Лазарева Ксения Александровна
Руководитель физического воспитания
высшей квалификационной категории
Питаев Руслан Рашидович
Шебекино,
2016 год
Содержание:
Стр.
1.Пояснительная записка………………………………………………....3
2.Введение………………………………………………………………….5
3.Значение производственной гимнастики……………………………….6
4.Методические указания по составлению и выполнению комплексов упражнений производственной гимнастики ……………………………...7
5. Литература……………………………………………………………....10
Пояснительная записка
В методическом пособии представлены рекомендации для обучающихся при выполнении самостоятельных работ по разработке и выполнению производственной гимнастики в рамках учебной дисциплины «Физическая культура».
Задачами методических рекомендаций для обучающихся по разработке и выполнению производственной гимнастики являются:- содействие воспитанию морально-волевых качеств, самостоятельности;
-целеустремлённости;
- воспитание нравственного становления и формирования гармоничнойличности;
- улучшение физического состояния обучающихся;
- способствовать укреплению здоровья и поддержанию
работоспособности в учебной и производственной деятельности;
- увеличение вентиляции лёгких, способствующей быстрейшей ликвидации кислородной задолженности;
- укрепление сердечно-сосудистой системы с целью улучшения кровообращения;
- укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующее уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрации;
- улучшение функции вестибулярного аппарата.
Использование данных методических рекомендаций облегчает индивидуальный подход к обучающимся, повышается уровень стимуляции интереса к физическим самостоятельным занятиям, ускоряются темпы, обучения двигательным навыкам, повышается прочность их усвоения, формирует умения активно двигаться при выполнении трудовых функций. Следить за состоянием общего физического состояния в рамках производственной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность производственной гимнастики дляукрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, грамотно рассчитывать физическую нагрузку при выполнении трудовых функций
Знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, и об основах здорового образа жизни.
При выполнении самостоятельной работы формируются общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Введение
Современная профессиональная деятельность требует от квалифицированного рабочего не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека: высокую профессиональную работоспособность; наличие резервных физических и функциональных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда; способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени; стремление к достижению цели. Поэтому выполнение физических упражнений производственной гимнастики, характерных для каждой профессиональной деятельности, должно быть направлено прежде всего на формирование физических, физиологических и психических качеств, способствующих достижению и поддержанию достаточной готовности к успешной профессиональной деятельности.
Значение производственной гимнастики
В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильна работоспособность и снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работы центральной нервной системы.
Вначале требуется определённое время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на трудовую деятельность, т. е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность фазы врабатываемости зависит от характера труда и может составлять от 10-20 мин до 1 часа. При простых рабочих движениях этот период короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее. Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда. Она может занимать от 2 до 6 часов. При простых разнообразных рабочих движениях этот период длиннее, а при напряжённом труде, с большими требованиями к безошибочности движений – короче. При тяжёлом физическом труде фаза стабильной работоспособности также короче. В основе этого лежит утомление центральной нервной системы. К этой причине добавляется и утомление мышц, глаз и прочих рабочих органов.
Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной производительности, т. е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу снижения работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, правильной организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, средств производственной гимнастики ( утренней гимнастики, вводной гимнастики и физкультурной паузы).
Производственная гимнастика среди прочих средств сохранения здоровья занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование работников, противодействует неблагоприятным воздействиям некоторых рабочих поз и нагрузок.
С физиологической точки зрения утренняя гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.
Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Это приводит к возбуждению их центров, расположенных в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе в центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомлённых центров, предупреждая их от чрезмерного истощения и преждевременного изнашивания. Таким образом достигается оздоровительный эффект.
Методические указания по составлению и выполнению комплексов упражнений производственной гимнастики для профессии «Повар, кондитер»
Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз и утренней гимнастики зависит от подбора упражнений для коллективов людей одной и той же профессии, ведь трудовая деятельность накладывает свой отпечаток на физическое развитие человека. Необходимо учитывать, что для гармоничного развития человека выполнения одних рабочих операций недостаточно. Физическое развитие определённого коллектива рабочих имеет свои особенности и в ряде случаев недостатки. Последние чаще всего зависят от рабочей позы и однообразных рабочих движений. В зависимости от особенностей физического развития того или иного коллектива рабочих или служащих должны ставиться разные оздоровительные задачи.
Задачи профессиональной двигательной подготовки профессии «Повар, кондитер»: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; воспитание стойкой потребности, благодаря осознанию значения двигательной активности, в систематических занятиях физическими упражнениями; развитие общей и статической выносливости; обучение самостоятельному выполнению упражнений утренней и производственной гимнастики, физкультурных пауз и физкультминуток; совершенствование дифференцировок (пространственных, временных, динамических); воспитание доброжелательности, уравновешенности.
Характерные профзаболевания: варикозное расширение вен, остеохондроз позвоночника, артрозы, вегетососудистая дистония, сухожильные контрактуры кисти, неврозы, нарушения обмена веществ
Схема построения комплекса упражнений производственной гимнастики для профессии «Повар, кондитер»:
1.Упражнения для мышц ног, туловища.
2.Приседания.
3.Упражнения для разработки суставов кистей рук.
4.Упражнения для глаз.
5.Упражнения на координацию движений.
6. Упражнения с чередованием напряжения и расслабления.
7 Дыхательные упражнения.
Комплекс упражнений по составленной схеме:
И. п. – стойка ноги врозь, руки за спиной, правой рукой обхватить пальцы левой руки.
Согнуть руки как можно больше.
Прогнуться.
Наклон туловища вперёд.
И. п.
Повторить 6-8 раз.
Выполнить 15-20 приседаний, руки вытянуть перед собой, стараться не отрывать пятки от пола.
3. - Тыльное разгибание и сгибание в лучезапястном суставе, способствуя растягиванию ладони;
- руки в замке, волна руками.
- круговые движения пальцами, способствуя подвижности в пястно-фаланговых суставах;
- круговые движения кистей рук;
- сжимание и разжимание рук в кулак с последующим расслаблением кисти;
- силой сгибание и разгибание пальцев кисти;
-ладони вместе, пальцы выпрямлены в замке, движения ладонями, массируя пальцы;
- самомассаж кистей рук, лучезапястных суставов, суставов фаланг пальцев. Для удобства массируемую руку кладут предплечьем на стол и массаж начинают с растирания пальцев и далее лучезапястного сустава.
4.1) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2) Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3) Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4) Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. И. п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. Движения руками, как при беге в темпе.
6. И. п. : стоя, кисти рук касаются плеч. Отталкивающее движение рук вперёд. Представить себе препятствие, которое надо оттолкнуть основанием ладоней медленно, напряжённо.
На счёт 1-4: напрячь мышцы спины.
На счёт 5-8: расслабиться.
И. п.: то же. Медленно одной рукой поднять вверх воображаемый груз.
На счёт 1-4: напрячь правую сторону туловища.
На счёт 5-8: расслабиться.
То же другой рукой.
7. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за головой, мышцы верхнего плечевого пояса расслаблены – выдох.
На счёт 1-2: выпрямит руки вверх – вдох (незначительная задержка дыхания), мышцы напряжены.
На счёт 3-4: опустить руки в и. п. – выдох (незначительная задержка дыхания), мышцы верхнего плечевого пояса расслаблены.
Таким образом, самостоятельно подобранный комплекс упражнений производственной гимнастики в режиме учебных занятий или в процессе труда помогает сохранить высокую работоспособность и укрепляет здоровье.
Литература
Основные источники
Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. Образования.- М., 2012.
Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г.И. Физическая культура: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- М., 2012.
Дополнительные источники
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 №135-ФЗ,от 04.06.2014 №148-ФЗ, с изм., внесёнными Федеральным законом от 04.06.2014 №145-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 №24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 *Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования*».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб.пособие. – М., 2013.
Евсеев Ю.И.Физическая воспитание. – Ростов н / Д, 2010.
Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодёжи: науч.-метод. пособие. – М., 2010.
Манжалей И.В. Инновации в физическом воспитании: учеб. Пособие.- Тюмень, 2010.
Тимонин А.И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодёжью: учеб.пособие / под ред. Н.Ф. Басова.- 3-е изд.- М., 2013.
Хомич М.М., ЭммануэльЮ.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С.В. Матвеева.- СПб.,2010.
Интернет-ресурсы
www.minstm.gov.ru (Офциальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
www.edu.ru(Федеральный портал «Российское образование»).
www.olympic.ru(Официальный сайт олимпийского комитета России).
www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооружённых Силах Российской Федерации (НФП-2009).