Исследовательская работа «Лечебные свойства музыки»
МБОУ «Арылахская средняя общеобразовательная школа»
Общешкольная научно-практическая конференция
«Наблюдай! Исследуй! Побеждай!
Исследовательская работа на тему:
«Лечебные свойства музыки»
Выполнила:
Быкова Лилианаученица 3 класса
Руководитель:
Бурнашева А.И.
1 слайд: Исследовательской работой меня заставил интерес к тому что, некоторые мои одноклассники на уроке музыки жаловались учителю на то, что у них сильно болит горло или голова, просили не петь. Учитель конечно разрешал им не петь на уроке. Но в конце урока, я вдруг заметила, что эти ребята начинали петь и очень активно работать, забыв о своих болезнях. Мне стало интересно почему так происходит? В начале урока больной, а в конце уже здоровый. Почему? Что случилось за эти сорок минут урока? Наверное все дело в музыке.
Тема моей исследовательской работы: «Лечебные свойства музыки»
2 слайд: Актуальность: Музыка способна лечить и заставить человека на время забыть о своих болезнях. Она представляет собой могущественную невидимую силу, способную вызывать лечебные свойства на организм человека. Музыка также обладает способность оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.
Цель моей работы: изучить влияние музыки на человека.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
- изучить литературу о влиянии музыки на организм человека;
- организовать разновозрастные группы для проведения исследований;
- разобраться как реагирует человеческий организм на прослушиваемую музыку.
Гипотеза: Музыка оказывает положительное влияние на здоровье человека.
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдения, диагностика, анкетирование.
3 слайд: Так в чем же секрет лечебного влияния музыки на организм человека?
Еще в древности музыку применяли в лечебных целях, так как музыка вызывает приятные эмоции. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему, снимают нагрузку.
По мнению специалистов эффект музыкотерапии делится на 3 направления:
Влияет на психику человека;
На физическое тело;
На интеллект
4 слайд: Многочисленные исследования показали что при правильном слушании музыка обладает сильным терапевтическим воздействием. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни. Лечить с помощью музыки можно неврозы и депрессии, можно даже использовать музыку как обезболивающее в стоматологии. Музыка улучшает настроение, помогает на время избавиться от неприятных мыслей. Благодаря музыке человек может найти в себе новые, неведомые ему прежде силы, она помогает ему увидеть жизнь в новых тонах и красках.
5 слайд: Музыка также влияет на физическое тело человека. С помощью музыки можно тренировать отдельные функции организма. Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Согласно по наблюдениям врачей, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Музыка положительно влияет на отдельные органы. 6 слайд: Например:
скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания ;орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника;
цимбалы "уравновешивают" печень;
баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
пианино очищает щитовидную железу;
арфа гармонизирует работу сердца;
флейта очищает и расширяет легкие;
виолончель благотворно действует на почки.
7 слайд: И третье направление: это влияние музыки на интеллект. Как показывает педагогическая практика, музыка вызывает у детей положительные эмоции, которые улучшают мотивацию, активизируют процесс обучения, стимулируют процесс познавания. Музыка придает силы, успокаивает, развлекает и пробуждает интерес к новому материалу. Дети, регулярно прослушивающие музыку, заметно отличаются в своем развитии от сверстников: у них лучше развиты память и процессы восприятия; вычислительные, орфографические и речевые навыки. Такие дети не только более эмоциональны, но и более дисциплинированы.
8 слайд: В ходе исследования я провела эксперимент по прослушиванию музыки для взрослых и школьников. Перед прослушиванием выяснили самочувствие. Настроились на прослушивание музыки и в течении пяти минут слушали тихую музыку.
9 слайд: Эксперимент я провела по трем возрастным категориям:
- старше 50 лет
№ Ф.И.О. Давление Пульс
до после до после
1 Яковлева Анна Кузьминична 130/70 130/70 68 72
2 Ефимова Анна Еремеевна100/70 100/70 68 64
3 Слепцова Наталия Алексеевна 150/90 130/80 68 76
- от 25-40 лет
№ Ф.И.О. Давление Пульс
до после до после
1 Бурнашева Айталина Ильинична 140/90 140/90 72 68
2 Слепцов Игорь Михайлович 120/70 120/70 84 80
- учащиеся
№ Ф.И.О. Давление Пульс
до после до после
1 Потапов Вова 6 класс 100/60 90/60 76 80
2 Аммосов Андрей 6 класс 90/50 90/50 68 68
3 Потапова Айыына 1 класс 100/60 100/60 132 116
По результатам эксперимента, как мы видим в таблице у некоторых людей давление понижается, и пульс уменьшается. У людей старшего возраста пульс увеличивается, это показывает что музыка стимулирует кровообращение и придает силы. А у детей и у людей среднего возраста музыка успокаивает.
10 слайд: По результатам исследования я пришла к такому выводу: музыка может оказывать поистине чудесное воздействие, она несет в себе душевное и физическое оздоровление. В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.