Родительское собрание на тему «ППХЗ. Я- неповторимый человек».


Родительское собрание
на тему
«ППХЗ.
Я- неповторимый человек».
Классный руководитель: Шилина С.Н.
2015-2016 учебный год
Введение.
Добрый вечер, уважаемые родители. Вы уже знаете, что в нашей школе уже с 1 класса учителями ведётся интегрированный курс «Полезные привычки». Разработан он творческим коллективом педагогов, медицинских работников под руководством начальника Тюменского областного наркологического диспансера Натальи Караваевой.
Курс разработан на основе опыта как зарубежных специалистов, так и наших отечественных.
Неслучайно возникает вопрос о введении курса с начальных классов. Ужасают, шокируют статистические данные по стране. В учебных учреждениях примерно 30% учащихся употребляют наркотические вещества, 80-90% учащихся употребляют алкоголь, а некоторые и несколько раз в неделю.
Наши дети, которых мы с вами оберегаем, лелеем, поступают в ВУЗы страны. Здесь то их и ждёт экзамен.
Так, в Тюменских ВУЗах 20-25% студентов употребляют наркотические вещества. Многие из студентов употребляют эти вещества под влиянием сверстников или под их нажимом.
Как помочь подготовить детей к самостоятельной жизни, к принятию верных решений, научить их ориентироваться в сложных жизненных ситуациях?
Этому и призван помочь курс «Полезные привычки».
Творческим коллективом учителей и мед. работников разработаны пособия для родителей. В них даётся информационный материал для родителей. Разработаны в интересной игровой форме уроки для детей. Имеются рабочие тетради, но в незначительном количестве.
А сегодня вашему вниманию я предлагаю лекцию «Я- неповторимый человек».
Лекция на тему «Я неповторимый человек.»Возрастные личностные особенности.
С поступлением в школу меняется уклад жизни ребёнка. При сохранении значимости игровой деятельности основной становится учение. У ребёнка не сразу формируется правильное отношение к учёбе. Обычно дети радостно идут в 1 класс. Но потребность стать школьником обусловлена не желанием получать знания (это появляется позднее), а желанием подняться на степень самостоятельности, выйти из роли маленького ребёнка. И элемент новизны новой деятельности привлекателен. Большинство первоклассников не понимают и не осознают, зачем надо учиться. Возрастают требования к организованности, собранности, обязанности, дисциплины, самоограничительного поведения (всё чаще приходится делать то, что надо, а не то, что хочется). Если ребёнок к этому не привык, то у него возникает разочарование, отрицательное отношение к учёбе.
В учёбе преобладает личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителя, ребят, родителей. Осознание значимости учёбы ещё нет. В написании цифр ещё много игры.
Меняется система взаимоотношений: в общении появляется новый круг лиц- учитель, одноклассники, руководитель творческого коллектива и др. необходимо считаться с интересами и правилами коллектива, с требованиями учителя. К соблюдению семейных правил присоединяется необходимость следовать и школьным правилам, которые не всегда совпадают, что требует от ребёнка повышенной ответственности.
Расширяется круг обязанностей, приобретение знаний становится ведущей. Требования с каждым днём нарастают и усложняются. Это может привести к противоречию между растущими требованиями учебной деятельности, учителя, одноклассников, родителей к личности школьника и уровнем психического развития ребёнка, его возможностями, способностями, личными качествами. Как следствие противостояния- нервные срывы, нарушения поведения, резкие перепады настроения, повышенная утомляемость, ухудшение отношений, негативное отношение к школе.
Не всегда семейная система ценностей совпадает со школьной )учителя, детского коллектива). Ребёнок начинает осознавать, усваивать принимать такие ценности как прилежание, трудолюбие, аккуратность, исполнительность, обязанность, дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность. Но не всегда по разным причинам готов им следовать. Это тоже осложняет жизнь ребёнка.
Для ребёнка этого возраста характерна острота и живость восприятия, любознательность к окружающей жизни, любопытство. Легче воспринимается яркое, живое, необычное. Причём, воспринять для ребёнка новый предмет – это значит взять, потрогать, произвести с ним какие-то действия, что-то изменить в нём (экспериментирование нередко приводит к травматизму). К 3-4 классам ребёнок начинает строить умозаключения (обобщение, выводы, анализ), не прибегая к практическим действиям с предметами.
Отмечается слабость внимания. Младший школьник может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (похвалы, отличной оценки, стремление сделать лучше всех и т.п.). Из-за отвлекаемости внимания ребёнок не может длительно сосредоточиться на одном виде работы (не успевает выполнить задание в срок, теряет темп, пропускает буквы, слова).
Нравственные суждения ребёнка складываются из собственного опыта поведения, основного на следовании указаниям родителей, учителя. К 3-4 классам появляется анализ поведения других людей (книги. Фильмы, расширение круга общения), и ребёнок может совершать самостоятельно положительные поступки по собственной инициативе.Из-за слабой в этом возрасте волевой регуляции характерно импульсивное поведение, как следствие – ошибки по случайным поводам. Из-за протеста против твёрдых требований и необходимости жертвовать своими желаниями ребёнок капризничает или упрямится.
Отношение ребёнка к своим и чужим действиям, мыслям эмоционально окрашено. Младшие школьники непосредственны и откровенны в выражении своих чувств, не умеют их контролировать (эмоционально неустойчивость: частая смена настроений).
Активно развивается познавательный интерес: увлечение чтением, современной техникой, творчеством.
Рекомендации для родителей.
Формирование положительной самооценки, уверенности, самостоятельности. Принятия ответственных решений, трудолюбия, дисциплинированности, умение преодолевать трудности, прилежания, развитие, организованности, обязанности, системы ценностей, развитие внимания, воли, интереса к познанию, любознательности в процессе учебной, общественной, домашней деятельности, творческих игр.Создайте мотивацию к учёбе: объясните ребёнку зачем надо учиться, что учение- не игра, а серьёзная работа, при этом очень интересная, позволяющая узнать много нового, занимательного, важного о себе и о мире. («Почему луна не сталкивается?» «Человек ходит по земле, не падая?», «Один человек совершает добрые поступки, а другой творит зло» и т.д.)Поддержите интерес к приобретению знаний, похвалой даже маленькие успехи, старание, продвижение вперёд («Мне приятно, что у тебя лучше получается, давай сравним. Ещё немного усилий и…» и др.) Развивается положительная самооценка, уверенность, прилежание, трудолюбие.Учите ребёнка концентрировать внимание с помощью похвалы, чередования видов занятий (через 30-40 минут учебных занятий, 15-29 минут творческой игры, гимнастики, бытовых дел) Разнообразие стимулирует устойчивость внимания, что повышает результативность учёбы, самооценки, развивает волю, организованность.
Поддержите любознательность ребёнка. Учите ставить задачи, цели, ожидаемый результат. От вопроса «Что такое?» к «Почему?» «Что заставляет?», «Как?». Чаще беседуйте, дискутируйте. Приучайте находить ответы в энциклопедиях, словарях (.эстимулируйте самопознание).
Помогайте ребёнку осознать, принять, усвоить такие ценности, как взаимопомощь, общие интересы, трудолюбие, прилежание, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, обязанность в процессе подготовки заданий, совместных творческих игр, выполнения домашних дел. Если вы включите эти качества в свою систему ценностей- семейную, то ваш ребёнок осознает и примет её быстрее.
Расширяется круг обязанностей ребёнка (учёба, домашние дела, появляется общественная деятельность), нарастают и усложняются требования. Важно помочь научиться эффективно распределять и использовать время. Обговорите и составьте совместно с ребёнком новый режим дня, чередуя виды деятельности. Создайте дома атмосферу поддержки, тепла, безоценочного принятия ребёнка, «ненавязчиво» « помощи» при расширении границ самостоятельности.
Побеседуйте с ребёнком о семейных и школьных правилах: для чего они необходимы, что между ними общего, в чём отличие, почему так важно им следовать, какие из правил ему сегодня трудно соблюдать или не хочется (выясните причины) т.д. посоветуйте ребёнку написать (проиллюстрировать) основные правила поведения. Поинтересуйтесь, какие правила ребёнок хотел бы сделать семейными.
Чтобы ребёнок легче адаптировался в школьной среде, учите его преодолевать трудности, разрешать проблемы, следуя методу СДР (Смотри. Думай. Решай.) Выделите специальное время и начинайте осваивать этот действенный метод принятия ответственных самостоятельных решений. Попросите вспомнить ребёнка ситуации, в которых ему сложно принять самостоятельное решение. Выясните, в чём состояла трудность. Затем познакомьтесь с методом СДР. Разберите несколько трудных ситуаций принятий решений. А главное- внедряйте его в практику. Очень важно в этом возрасте импульсивного поведения и импульсивных поступков укрепить волю ребёнка, научить думать, размышлять о последствиях, а потом действовать.
Расширяется круг общения ребёнка, появляется непонимание, конфликты, обиды, неуверенность и т.д. Применяя в своей практике навыки эффективного общения, обучайте им детей в процессе вашего взаимодействия. Разберите с ребёнком способы разрешения конфликтов и бесконфликтного общения (разыграйте ситуацию).
Начинайте обучать ребёнка навыкам противостояния негативному групповому давлению. Обсудите с ним ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно, в присутствии дискомфортнее (взрослых, ровесников, ребят постарше). Обговорите, как желательно вести себя в таких ситуациях, как можно отстоять своё мнение, защитить себя (разыграйте варианты поведения с использованием навыков отказа).
Составьте список людей (родственников, друзей, надёжных соседей, милиции, скорой помощи, пожарной службы), укажите номера телефонов (обязательно ваши рабочие), к кому можно обратиться за помощью в опасных (пожар, приставание незнакомцев, попытки проникновения в квартиру и т. д.) и неожиданных ситуация (потеря ключа, захлопнул дверь и т.д.) и повесьте около телефона.Обучайте ребёнка выражать свои отрицательные чувства (гнев, раздражение, злость, обиду и др.) в конструктивной форме слов, жестов, мимики, физических упражнений, техник релаксации (вы их можете освоить на специальных занятиях).
Поддержите желание ребёнка участвовать в общественных делах (дежурство в классе, спортивные соревнования, концерты, шефство и т.д.)
Создайте возможности, чтобы ребёнок мог выбирать занятие по душе, реализовать свои способности в различных видах здорового досуга. Интересуйтесь его успехами, неудачами, проявите настойчивость и поддержите, если при первых же трудностях ребёнок откажется заниматься. Выясните причины и найдите конструктивный вариант поведения.
Рекомендации для родителей.
Формирование положительной самооценки, уверенности, самостоятельности. Принятия ответственных решений, трудолюбия, дисциплинированности, умение преодолевать трудности, прилежания, развитие, организованности, обязанности, системы ценностей, развитие внимания, воли, интереса к познанию, любознательности в процессе учебной, общественной, домашней деятельности, творческих игр.Создайте мотивацию к учёбе: объясните ребёнку зачем надо учиться, что учение- не игра, а серьёзная работа, при этом очень интересная, позволяющая узнать много нового, занимательного, важного о себе и о мире. («Почему луна не сталкивается?» «Человек ходит по земле, не падая?», «Один человек совершает добрые поступки, а другой творит зло» и т.д.)Поддержите интерес к приобретению знаний, похвалой даже маленькие успехи, старание, продвижение вперёд («Мне приятно, что у тебя лучше получается, давай сравним. Ещё немного усилий и…» и др.) Развивается положительная самооценка, уверенность, прилежание, трудолюбие.Учите ребёнка концентрировать внимание с помощью похвалы, чередования видов занятий (через 30-40 минут учебных занятий, 15-29 минут творческой игры, гимнастики, бытовых дел) Разнообразие стимулирует устойчивость внимания, что повышает результативность учёбы, самооценки, развивает волю, организованность.
Поддержите любознательность ребёнка. Учите ставить задачи, цели, ожидаемый результат. От вопроса «Что такое?» к «Почему?» «Что заставляет?», «Как?». Чаще беседуйте, дискутируйте. Приучайте находить ответы в энциклопедиях, словарях (стимулируйте самопознание).
Помогайте ребёнку осознать, принять, усвоить такие ценности, как взаимопомощь, общие интересы, трудолюбие, прилежание, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, обязанность в процессе подготовки заданий, совместных творческих игр, выполнения домашних дел. Если вы включите эти качества в свою систему ценностей- семейную, то ваш ребёнок осознает и примет её быстрее.
Расширяется круг обязанностей ребёнка (учёба, домашние дела, появляется общественная деятельность), нарастают и усложняются требования. Важно помочь научиться эффективно распределять и использовать время. Обговорите и составьте совместно с ребёнком новый режим дня, чередуя виды деятельности. Создайте дома атмосферу поддержки, тепла, безоценочного принятия ребёнка, «ненавязчиво» « помощи» при расширении границ самостоятельности.
Побеседуйте с ребёнком о семейных и школьных правилах: для чего они необходимы, что между ними общего, в чём отличие, почему так важно им следовать, какие из правил ему сегодня трудно соблюдать или не хочется (выясните причины) т.д. посоветуйте ребёнку написать (проиллюстрировать) основные правила поведения. Поинтересуйтесь, какие правила ребёнок хотел бы сделать семейными.
Чтобы ребёнок легче адаптировался в школьной среде, учите его преодолевать трудности, разрешать проблемы, следуя методу СДР (Смотри. Думай. Решай.) Выделите специальное время и начинайте осваивать этот действенный метод принятия ответственных самостоятельных решений. Попросите вспомнить ребёнка ситуации, в которых ему сложно принять самостоятельное решение. Выясните, в чём состояла трудность. Затем познакомьтесь с методом СДР. Разберите несколько трудных ситуаций принятий решений. А главное- внедряйте его в практику. Очень важно в этом возрасте импульсивного поведения и импульсивных поступков укрепить волю ребёнка, научить думать, размышлять о последствиях, а потом действовать.
Расширяется круг общения ребёнка, появляется непонимание, конфликты, обиды, неуверенность и т.д. Применяя в своей практике навыки эффективного общения, обучайте им детей в процессе вашего взаимодействия. Разберите с ребёнком способы разрешения конфликтов и бесконфликтного общения (разыграйте ситуацию).
Начинайте обучать ребёнка навыкам противостояния негативному групповому давлению. Обсудите с ним ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно, в присутствии дискомфортнее (взрослых, ровесников, ребят постарше). Обговорите, как желательно вести себя в таких ситуациях, как можно отстоять своё мнение, защитить себя (разыграйте варианты поведения с использованием навыков отказа).
Составьте список людей (родственников, друзей, надёжных соседей, милиции, скорой помощи, пожарной службы), укажите номера телефонов (обязательно ваши рабочие), к кому можно обратиться за помощью в опасных (пожар, приставание незнакомцев, попытки проникновения в квартиру и т. д.) и неожиданных ситуация (потеря ключа, захлопнул дверь и т.д.) и повесьте около телефона.Обучайте ребёнка выражать свои отрицательные чувства (гнев, раздражение, злость, обиду и др.) в конструктивной форме слов, жестов, мимики, физических упражнений, техник релаксации (вы их можете освоить на специальных занятиях).
Поддержите желание ребёнка участвовать в общественных делах (дежурство в классе, спортивные соревнования, концерты, шефство и т.д.)
Создайте возможности, чтобы ребёнок мог выбирать занятие по душе, реализовать свои способности в различных видах здорового досуга. Интересуйтесь его успехами, неудачами, проявите настойчивость и поддержите, если при первых же трудностях ребёнок откажется заниматься. Выясните причины и найдите конструктивный вариант поведения.