Эссе о нравственном образе жизни одного из классиков гуманной педагогики и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений
ГУ «Камыстинская средняя школа №1
отдела образования акимата
Камыстинского района»
Учитель самопознания,
слушатель курсов Биржанова А.К.
Эссе
о нравственном образе жизни одного из классиков гуманной педагогики и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений
Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870). Деятельность Ушинского протекала в период [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] крепостнического строя, подъема общественно-демократического движения и формирования в нем революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. В общественных взглядах Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни.
В институте, мой любимой преподаватель по педагогике, так увлеченно рассказывала об Ушинском и его учениях и работах. Что мы невольно так же полюбили творчество Константина Дмитриевича, познакомились с его книгами: «Детский мир» и «Родное слово». В них он изложил свои педагогические идеи. А для родителей и учителей им было написано «Руководство преподавания к Родному слову». Позже Ушинским был написан труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», где дал обоснование предмета педагогики, ее основных принципов и закономерностей. Константин Дмитриевич написал учения и программы для детского сада, школы и семейного воспитания. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учиться – учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармоничной личности. Ушинский утвердил в дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. «... Воспитание, – учил он, – должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся» ... живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, ... его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории...». В понимании Ушинского нравственности и нравственного воспитания отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на "разумной деятельности ребенка", требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.
Как учитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении, создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Считаю, что только в комфортных условиях ребёнок может проявить себя, выразить свою индивидуальность и раскрыть свои возможности. Определяющие моего видения воспитания – уважение к личности юного человека, его мнению, желаниям, интересам, сотрудничество в достижении познаний, ненавязчивое ведение в нужном направлении на основе чести и справедливости, терпения и милосердия, долга и патриотизма. В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Творчество такого «Учителя» всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения того времени, было подчинено решению многих педагогических задач. Я считаю, что взгляды и идеи Ушинского, актуальны и в настоящее время. Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.
15