Эссе о нравственном образе жизни педагога гуманиста В.А.Сухомлинского


Эссе о нравственном образе жизни
педагога-гуманиста Сухомлинского В.А.
В каждом учителе должна сиять
и никогда не угасать маленькая
искорка ребенка.
Сухомлинский В.А.
Василий Александрович один из педагогов гуманистов, который привлек мое внимание своими многочисленными притчами, наполненными духовностью и смыслом. Это талантливый и великий педагог, посвятивший свою жизнь служению детям. Каждое его слово наполнено светом и истиной, каждое слово он несет всем родителям, педагогам и, конечно же детям. Его величайшая любовь к детям прославила педагога. Это хорошо прослеживается в книге «Сердце отдаю детям», а его жизнь это воспитание детей. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Всё воспитание невозможно без безусловной любви к детям, без понимания их природы и логики.
Каждая его мысль становится высказыванием в его труде «сто советов учителю» в нем он отразил весь спектр задач, умений и наставлений настоящего педагога. Очень понравилось мне то, как он настоятельно рекомендует учителям читать, потому что страсть к чтению это великий источник силы, которую он должен подарить детям. Как и Ш.А. Амонашвили он утверждал, что любой человек, учитель и ребенок должен находить время для чтения книг. Повседневная дружба с книгой! Говорил он. Особенно он заострял внимание на чтение научной литературы: «В среднем и старшем возрасте чтение научно-популярной и научной книги играет ту же роль, что наблюдения в младшем возрасте. У ученика, умеющего видеть, наблюдать, вырабатывается восприимчивость и к научной книге. Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения научной и научно-популярной литературы. Не может быть и речи о стойком интересе к знаниям, если ученик не выходит за рамки учебника. Умейте пробудить у учеников интерес к чтению научной литературы. Ученик видит возможность перехода за черту обязательного программного материала, его волнует перспектива плавания по безграничному морю знаний,— вот это и есть побуждение к чтению: подростку, юноше, девушке хочется знать». Если ученик испытывает трудности в обучении, то ему необходимо как можно больше читать.
Основные его идеи базировались на следующих принципах:
Любовь и доверие к ребенку;
Чтение книг;
Труд в умственном развитии;
Ответственность;
Диалог с ребенком;
Приобретение знаний без принуждения.
«Сто советов учителю» это памятка для педагогов и родителей в воспитании детей. Все советы, естественно, находятся в рамках гуманной педагогики, которая создает благоприятную среду для ребенка в его развитии и воспитании. Также он отмечал равенство в отношении воспитателя и воспитуемого.
Изучая его биографию, я удивилась тому, что, несмотря на разруху и потерю жены и ребенка в Великой Отечественной войне, куда он ушел добровольцем, он остался человеком, он сохранил в себе любовь к людям, к детям. Чтобы работать в русле гуманной педагогики, человеку необходима огромная сила воли и мужество. Опыт работы в школе приучил его думать, что только любовью и пониманием возможно воспитание и обучение ребенка. Он полагал, что наказание не должно присутствовать в воспитании ребенка, особенно в школе. Школа не должна убивать в ребенке тягу к знаниям, она должна усиливать положительные качества ребенка, воспитывание долга перед родителями, коллективом и обществом в целом, т.к. он считал, что люди долга это люди отзывчивые, добрые, а гуманная педагогика способна воспитывать такого духовного человека. К труду он особое внимание уделял, незабываемое его высказывание: «Ум ребенка на кончиках его пальцев» изречение как целое произведение, полное смысла. Для умственного развития детей надо выбирать такие виды труда как конструирование, выбор способов обработки материалов, выбор инструментов, но не только в стенах школы, но и дома.
Чем больше читаешь Василия Александровича, чем глубже понимаешь суть его мыслей, он показывает и доказывает нам, что гуманные методы воспитания самые эффективные методы в педагогике. Для меня произведение «сто советов учителю» неисчерпаемо, оно вдохновляющее. Немаловажны притчи В.А.Сухомлинского в работе учителя, они прекрасно подходят к предмету «Самопознание» и могут быть использованы на каждом уроке. В них полно смысла, идей, которые могут быть использованы и на других уроках. А что касается всей его жизни, то я могу сказать точно, что он выстоял всю разруху и ужасы войны и остался человеком с большим сердцем, думаю это не каждому дано, воспитать в своем сердце мир и порядок. Ведь не даром говорят, что реформа начинается с учителя, я думаю, он с себя и начал и подарил свои советы всем учителям, кто знаком с ним и с его трудами. Единственное, что хочется добавить, каждый учитель должен мыслить как он, стараться внимать его советам, тогда успех обеспечен в воспитании, тогда маленькие жизни, как он говорил питомцы, в надежных любящих руках!
Педагог-психолог
КГУ ОШ №50
Аитова З.М.