Урок русского языка в 6 классе на тему Пословицы, поговорки, афоризмы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №10
Тема урока: Пословицы и, поговорки, афоризмы
как разновидность фразеологизмов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учитель: Сеитягяева Алие Неримановна
Поурочный план
Класс:6 Дата________
Тема урока: Пословицы и, поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов.
Цели:
Познавательная: Расширить знания учащихся о фразеологизмах.
Развивающая: научить шестиклассников правильно понимать и объяснять значение фразеологических оборотов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи.
Оборудование: Учебник, учебные тексты, раздаточный материал, мультимедийные средства, иллюстрация к фразеологизмам, таблицам по фразеологии, «Фразеологический зверинец», «Фразеологический словарь русского языка».
Тип урока: Урок-КВН.
Ход урока
Организация класса.
Объявление темы, задач и целей урока.
Работа по теме.
Учитель:
Мы начинаем КВН. Для чего? Для кого?
Чтоб не осталось в стороне никого, некого!
Дорогие друзья! Дверь в клуб веселых и находчивых Вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?».
Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение. (Вопросы задаются командам по очереди).
Водой не разольешь – неразлучные друзья.
Как в воду опущенный – грустный человек, у которого неприятности.
Толочь воду в ступе – выполнять бесполезную работу.
Носить воду решетом - выполнять бесполезную работу.
Воды не замутит – очень тихий человек.
Как в воду глядел – угадал, предсказал.
Как две капли воды – очень похожи.
Прошли огонь, воду и медные трубы – все испытали.
Учитель:
Наши гости входят в состав многоуважаемого жюри и сейчас подведут итоги первого конкурса – разминки.
Мы продолжаем путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко. Здесь понадобятся ваши знания и «веселое лукавство ума», как поет в своей песне Владимир Высоцкий:
Много прекрасного в этой стране:
Можно запутаться и заблудиться.
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть - и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело.
Учитель:
Перед вами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы нашей разминки включали это слово. Итак, вопрос: скажите в состав каких еще фразеологических оборотов входит слово «вода» (кроме названных). За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
(Утопишь в ложке воды, концы в воду, как с гуся вода, много воды утекло, мутишь воду, много воды утекло, вилами по воде писано, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды и т.д.).
Учитель:
А теперь вспомните фразеологизмы со словом «вода» в украинском языке (товкти воду в ступi, нерозлийвода, лити воду на чийсь млин, як с гуски вода, вода й камiнь точить).
Слово жюри.
Обратите внимание ребята, на то, что многие из названных вами словосочетаний могут употребляться и как устойчивые словосочетания, и в прямом значении. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло?». Как вы понимаете эту фразу? Правильно, мы просто слагаем о том, что из разбитого кувшина утекло много воды. А если мы говорим: «С тех пор много воды утекло»? Да, здесь речь идет о времени.
Вопрос:
Я буду называть сочетания слов, а вам нужно составить предложения, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значении, то есть вошли в состав фразеологического оборота.
Гладишь по голове.
Кормишь завтраками.
Вырвать с корнем.
Поставить в тупик.
Ходишь на цыпочках.
Протянуть руку.
Выйти из строя.
Сесть в лужу.
Намылить шею.
Прокладывать дорогу.
Слово жюри.
Подведение итогов конкурса, общий счет.
Учитель:
Командам было дано домашнее задание: инсценировать известные фразеологизмы (дело в шляпе, водить за нос, носить на руках, утереть нос и т. д).
Сейчас команды по очереди покажут свои инсценировки, а противники должны назвать загадочный фразеологизм.
Слово жюри.
Учитель: В соревнованиях команд КВН всегда бывает конкурс капитанов. Будет такой конкурс и у нас. Перед капитанами стоит задача: вытягивая по очереди карточки, на которых написаны имена собственные, вспомните, в какие фразеологические обороты они входят.
Ерема: (Я ему про Фому, а он мне про Ерему);
Емеля: (Мели Емеля, твоя неделя);
Фома ( Фома неверующий);
Макар (Куда Макар телят не гонял);
Сенька (По Сеньке и шапка);
Сидор (драть как сидорову козу);
Лазарь (Наобум Лазаря, Лазаря петь);
Филя (филькина грамота);
Учитель: Второе задание для капитанов, - закончить загадки-складки.
Дружнее этих двух ребят
на свете не найдешь.
О них обычно говорят:
водой (не разольешь).
Мы исходили городок
буквально вдоль и( поперек).
И так устали мы в дороге,
что еле(волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
окажешь(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
поют, кто в лес(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
от этой песни уши(вянут).
Слово жюри.
Учитель:
А сейчас задание всем командам. Я показываю картинки, на которых изображено, как бы поняли значение русских фразеологизмов иностранцы. А вы должны эти фразеологизмы назвать.
Учитель: Следующее название командам: напишите фразеологизмы-синонимы к данным:
Поминай, как звали – (след простыл);
Куры не клюют – (хоть пруд пруди);
Водить за нос – (морочить голову);
Глядеть в оба – (держать ухо востро);
Закрывать глаза на что-то – (смотреть сквозь пальцы);
Ни слуху, ни духу – (ни ответа, ни привета);
Пальчики оближешь –(язык проглотишь).
Слово жюри.
Учитель: А теперь назовите антонимы к фразеологизмам:
Жить душа в душу – (как кошка с собакой);
Чуть свет – (на ночь глядя);
Хоть пруд пруди – (как кот наплакал);
Рукой подать – (куда Макар телят не гонял);
Дать волю языку – (держать язык за зубами);
Шуточные вопросы:
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног).
Есть ли ноги у газеты, у книги? (Держать вверх ногами).
В каком фразеологизме враги именуются друзьями? (Ненавидеть друг друга).
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два).
Что общего у слов дуга, бараний рог, три погибели? (Согнуть).
Слово жюри.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем выборочный диктант. Запишите все фразеологизмы, которые будут встречаться в тексте, который я прочитаю.
Глупые слова.
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно пронюхали о находке, вот кружится одна, другая, третья Того гляди, утащат среди бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись – лиса. Съела сыр под шумок и ушла, как ни в чем не бывало, от греха подальше. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать.
Слово жюри.
Учитель: Перед вами фразеологический зверинец. Задание: вспомнить и записать фразеологизмы, в которых бы упоминались бы животные, которые есть в этом зверинце.
Учитель: И последний наш конкурс – «Окончи фразеологизм».
ЗолотыеИзо дня...ЛоматьЛакомый От нечегоЛицомСпустяНе сводитьЗарубить МастерНе долгоНи живойДо порыНесолоноС горемКалачомКак рукойПрикуситьКак снегВыбитьсяНе к селуВолчийПо головкеВзбрести ВывестиПлестисьНасиженноеС минутыТише водыСамо собойПоминайКривитьЛегок
Слово жюри. Подводятся итоги конкурса и общий итог.
Учитель:
Подводит итоги урока, называет лучших участников и оценки, которые получили дети. Команда – победительница награждается медалью «Знаток русского языка».
Домашнее задание: Записать фразеологизмы со словами «нога» (1 ряд) и «голова» (2 ряд).
Резерв урока.
Есть ли лицо у земли? (Стереть с лица земли).
Можно ли что-нибудь переливать из пустого соседа? (Переливать из пустого в порожнее).
Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос).
Есть ли у вопроса ребро? (Поставить вопрос ребром).
Говорят: искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (Его уж и след простыл).
Какое блюдо может быть в голове у людей? (Каша).
Что это?
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неопрятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. Ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. Ее «просит» рваная обувь, она в голове у путаника? (Каша).
Ее проглатывают, упорно не желая с кем- нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
Зажимать критику
Глаза разбежались
Заметать следы.
На всех парусах
Поставить на карту