Конспект урока по биологии Строение и жизнедеятельность бактерий 6 класс
Конспект урока
Предмет (или должность)_____Биология ________________________________________
Класс ___6 (Шестой)________________________________________________________
Тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий»._____________________________
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6класс В.В. Пасечник; Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология 6 класс»; Таблицы «Царства живой природы», «Формы и строение бактерий»
Цветные карандаши.
1. Организационный момент (2 мин.):
Цель уч-ся: подготовить рабочее место к началу урока (учебник, тетрадь, дневник, ручки, карандаши,ластик)
Цель учителя: создать необходимы условия для проведения урока, организации учащихся на совместную деятельность, внешнюю и внутреннюю психологическую готовность к уроку.
Методы: фронтальный, индивидуальный, словестный, мотивационный,. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1)Учащиеся садятся за парты, проверяют своё рабочее место.
1)Приветствие.
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть на уроке. Садитесь. Посмотрите всё ли вы приготовили к уроку. 2) Дежурный по классу называет отсутствующих.
2)Прошу дежурного по классу назвать отсутствующих (отмечаю отсутствующих). 2) Заполнение классного журнала.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу (13 мин):
Цель уч-ся: поработать с карточками по теме «Ткани» (Приложение 1)
Цель учителя: создать условия для проверки степени усвоения учебного материала, выявить «пробелы» у учащихся по пройденной теме, оценить подготовку домашнего задания.
Методы: индивидуальный, фронтальный опрос.
Критерии: оценка устных ответов. (Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся)
Действия учителя: исправление ошибок (комментарии учителя и дополнения других детей)
Методы организации: дифференцированный подход, работа в группах, индивидуальная проверка.
Методы мотивирования: поощрение, похвала, одобрение.
Методы и критерии оценивания: Взаимопроверка, самопроверка, требования к устному ответу.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1. Дети открывают тетради (учебники) и две минуты самостоятельно повторяют материал.
2. Учащиеся уточняют не понятные фрагменты игры. Делятся на 3 группы
3. Работают в группах и индивидуально. Выбирают карточки и выполняют задание.
4. Подсчитывают свои баллы в группах, оценивают свои знания и знания одноклассников, выставляют себе оценки с помощью класса и учителя.
1. Ребята, я вам даю две минуты на повторение материала пройденной темы «Ткани»
2. Знакомлю детей с правилами игры «Слабое звено» (Приложение 1). Записываю на доске, сколько баллов можно получить за правильный ответ на карточку определенного цвета.
Зелёный - Функция ткани
(1 балл)
Красный - Строение ткани
(3 балла)
Желтый - Место расположения (2 балла)
3. Вызываю по 1 ученику из группы для выбора карточек и выполнения задания.
4. После выполнения задания, прошу ребят оценить свои знания как в группах, так и индивидуально. Корректирую оценивание учащихся, выставляю оценки в журнал.
Благодарю детей за подготовку домашнего задания.
1. Могут задавать вопросы, если они возникли во время подготовки домашнего задания.
2. Мотивировать ребят на выбор карточки по цветовой гамме.
3.Заинтересо -вать учащихся новым видом проверки домашнего задания.
4. С помошью взаимопровер -ки и самопроверки, развивать у ребят объективную самооценку.
3. Изучение нового учебного материала.
Цель учащихся: Познакомится с царствами живой природы, изучить самую древнюю группу живых существ – бактерии.
Цель учителя: - создать условия для организации совместной деятельности уч-ся и учителя, заинтересовать учащихся необходимостью изучения, как темы, так и предмета «Биологии» в целом. Познакомить класс с царством «Бактерии», показать особенности строения, питания, размножения, распространения; показать многообразие форм бактерий.
Формы и методы: работа с текстом учебника и рабочей тетрадью, фронтальная беседа сопровождающаяся демонстрацией рисунков, таблиц, показам презентации.
Критерии определения уровня внимания: активность учащихся, правильные предположения и ответы, дисциплина.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1.Внимательно слушают и участвуют в постановке целей урока с помощью ответа на вопрос учителя.
Уч-ся сравнивают цели урока.
2. Делают записи в тетрадях.
3. Уч-ся слушают, отвечают на поставленные вопросы в ходе рассказа учителя.
Делают записи в тетрадь.
4. Самостоятельно заполняют таблицу «Форма бактерий» с помощью учебника и картинок.
5.Дети подписывают и окрашивают органоиды бактерии к рисунку в рабочих тетрадях.
6. Высказывают свои мнения о распространении бактерий в мире.
7. Уч-ся чертят таблицу «Бактерии по способу питания» в тетрадях. Зачитывают текст учебника, выделяют главную информацию, заполняют таблицу.
8. Слушают запись и определяют, о каком процессе жизнедеятельности идет речь. Делают краткую запись в тетради в процессе прослушивания о размножении бактерий.
1. Итак, тему нашего урока вы видите на экране.
Озвучение темы и постановка целей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с царством «Бактерии». Задаю классу вопрос: «Что бы вы хотели узнать о бактериях»
Записываю ответы учащихся на доске.
Давайте сравним с целями, которые я предусмотрела к нашему уроку.
Вывожу слайд с целями урока. Озвучиваю.
2. - Теперь давайте откроем тетради и запишем дату и тему урока.
3. Ввожу класс в тему. Рассказ с элементами беседы. Прошу уч-ся записать в тетрадь царства живой природы, понятие –Бактерии(под диктовку).
4. Прошу класс открыть учебники и рабочие тетради ( к учебнику В.В. Пасечника) заполнить таблицу «Форма бактерий» прочитав первую часть параграфа № 5. Контролирую работу учащихся.
5.Объясняю строение бактерий с помощью тематического плаката.
6. Рассказ с элементами беседы о среде обитания бактерий.
7. - На следующем этапе нашего урока мы должны познакомиться с разнообразием бактерий по способу питания.
- Давайте заполним таблицу с помощью текста учебника на стр.31.
Контролирую процесс заполнения таблицы, помогаю правильно её заполнить.
8. - А теперь ребята мы прослушаем аудиозапись, а после вы ответите, о каком процессе жизнедеятельности идет речь.
1.Тема урока выведена на экран.
На протяжении изучения нового материала создавать условия для совместной активной деятельности ребят и учителя.
4.После заполнения таблицы, озвучиваем результаты самостоятельной работы.
Развитие навыка и умения выборочно записывать из основного материала самое необходимое.
Таблица подготовлена, на доске заранее.
Анализируем полученные результаты по таблице.
4. Закрепление учебного материала
Цель уч-ся: закрепить изученный материал, обратить внимание на непонятные разделы новой темы.
Цель учителя: выявить «пробелы» и степень усвоения новой темы учащимися, определить западающие моменты.
Критерии: правильность и самостоятельность ответов уч-ся.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1.Учащиеся отвечают на вопросы изученного материала. Учащиеся подводят итог, что узнали на уроке. 1. Ребята, подведем итог нашего урока – что вы узнали сегодня нового? Задаю вопросы - ответьте пожалуйста, на вопросы:
Какие формы бактерий вы знаете.
Какими способами могут питаться бактерии.
Назовите основные органоиды бактерий.
Как быстро могут распространятся бактерии.
1.Провести фронтальный опрос на выявление пробелов в полученных знаниях.
определить западающие моменты
5. Задание на дом
Цель уч-ся: повторить теоретические основы темы для совершенствование знаний полученных на уроке.
Цель учителя: оценить результат работы на уроке.
Задачи:
Сообщение и объяснение домашнего задания для самостоятельных занятий ;Установка на следующий урок;
Дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник Ребята, домашнее задание: прочитать § 5 учебника, ответить на вопросы в конце §, выучить термины. Индивидуальное использование полученных знаний, при выполнении домашнего задания, с целью наиболее эффективного закрепления изученного материала.
Приложение 1
Правила игры «Слабое звено»
Учитель заранее готовит карточки с определениями тканей. Красная (3 балла) - с описание строения ткани, зеленая (1 балл) - с описанием функций тканей, желтая (2 балла) - с описанием места расположения ткани. Класс делят на три группы, от каждой группы выходят по одному представителю, выбирают карточки читают определения, называют вид ткани, к которому это определение подходит. Правильность ответа считается баллами (указанны в скобках). Если представитель команды не ответил, то отвечает команда, которая быстрее подняла руку. Представители команд меняются (так чтобы все уч-ся могли поработать). После завершения игры баллы подсчитывают и определяется «слабое звено» (выставляются оценки).
2 балла 1 балл 3 балла
Название ткани Место расположения Функция ткани Строение ткани
Покровная Ткань находится на поверхности корней, стеблей, листьев. Защитная Ткань образованна живыми или мертвыми клеткамис плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками.
Механическая Луб, стебли, черешки и жилки листьев Опорная (придают прочность растениям) Клетки чаще всего имеют вытянутую форму, с одеревеневшими оболочками; распалагаются в виде тяжей, пластинок
Проводящая Стебли, корни, жилки листьев, луб стебля, корни. Служат для передвижения воды с минеральными веществами от корня к листьям и органических веществ от листьев к другим органам. Образованна живыми или мертвыми клетками, и имеют вид трубок или сосудов.
Основная Занимает пространство между покровными механическими и проводящими ткани Функции зависят от месторасположения в органах. Основные функции синтез и запасание различных веществ. Клетки имеют очень тонкие стенки оболочки и различную форму.
Образовательная Верхушка корня, стебля (конус нарастания) камбий Деление клеток, рост растения, образование новых огранов. Клетки молодые небольшие по размеру, с тонкими оболочками и крупным ядром, способные к постоянному делению.