Урок – общественный смотр знаний по теме «Действия с десятичными дробями» 5 класс
общественный смотр знаний
по теме «Действия с десятичными дробями».
Тема-девиз: Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»
Цель урока: обобщить материал по темам «Сложение, вычитание, умножение, сравнение десятичных дробей». Проверить, насколько усвоен материал по изученным темам.
Задачи урока:
образовательные –
повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила сложения, вычитания, умножения десятичных дробей, правило сравнения; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы.
развивающие –
продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся, умений организовывать индивидуальную и самостоятельную работу на рейтинговой основе; развитие умений проводить самоконтроль и давать самооценку; развитие познавательного интереса;
воспитательные –
эстетическое воспитание; воспитание ответственности, умения работать в коллективе; самостоятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, презентация; тематические плакаты; раздаточный материал – индивидуальные рейтинговые карточки; карточки с цифрами «1; 2; 3»; карточки с элементами релейного зачёта; цепочки вычислений «В мире животных»; буклет для учащихся и родителей; электронный вариант теста с выставлением оценки, созданный в программе Microsoft Office Excel.
План урока.
Организационно-психологический этап.
Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока. Историческая справка.
Актуализация знаний (устная тестовая разминка).
Работа в группах («В мире животных»). Цепочки вычислений.
Индивидуальная работа по тематическим плакатам и решение индивидуальных заданий у доски самостоятельно.
Математическая зарядка.
Сравнение десятичных дробей. Игровое задание «Найди ошибку».
Решение уравнений «Это интересно!».
Самостоятельная работа на ПК.
Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Домашнее задание (творческое).
Ход урока.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок, урок – смотр знаний. Послушайте
Указ её величества МАТЕМАТИКИ
·.
Сегодня, «» февраля сего года, добры молодцы и красны девицы 5 «А» класса МОУ СОШ № 4 города Рассказова должны продемонстрировать всем присутствующим знания отличные по теме «Дроби десятичные».
Для этого необходимо:
На вопросы отвечать не только быстро, но и правильно.
Ответы других слушать внимательно.
Тесты устный, и письменный выполнять самостоятельно!
При этом с Незнайкой поспорить, в космос слетать.
Решить уравнение в разделе «Это интересно знать».
Кое-кто от досады или тоски попытает удачу у доски.
И в конце урока, наконец, похвалиться: какой же он молодец!
·
·.
Всем приглашённым разрешается подслушивать, подсматривать, ноне подсказывать; а, кто ослушается указа, тому завяжут оба глаза.
·
·
·.
Мудрое жюри по окончании оценит всех, кто был в испытании.
Тех, кто отвечал без промедления и набрал высокий балл, конечно, ждут вознаграждения: отличные оценки и оваций шквал.
В составе жюри: ваш первый учитель, один из родителей и ученица 11класса нашей школы – отличница учёбы.
Её ВЕЛИЧЕСТВО МАТЕМАТИКА.
Представьте себя на минуту учениками одной из школ средневековой Европы, когда в 1585 году фламандский инженер и учёный Симон Стевин издал свой труд, который назвал «Десятина», уместившийся всего-навсего на 7 страницах. Этот труд был посвящён необычным числам, одно из которых, например, было записано так 2405162 или 2405162 или 24 записано чёрными чернилами, а 56 красными. Ребята, а как мы сейчас запишем и прочитаем это число? Кто догадался? (24,56). Чему же посвящён наш сегодняшний урок? (Десятичным дробям). Десятичная дробь – это не новый тип числа, а новый способ записи числа. А в чём же всё-таки отличие десятичных дробей от натуральных чисел?
Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова известного американского математика Джорджа Пойа:
«Крупное научное открытие
даёт решение крупной проблемы,
но и в решении любой задачи
присутствует крупица открытия».
Д. Пойа.
В ходе урока мы повторим правила сложения, вычитания, умножения. Сравнения десятичных дробей и умения применять эти знания на практике. Работа будет проходить в трёх режимах: индивидуально. В группах, самостоятельно. Заработанные вами баллы на каждом этапе урока вы будете ставить в индивидуальную рейтинговую карточку, в которую сейчас запишите свою фамилию и имя. В конце урока, подсчитав общее количество баллов, вы каждый поставите себе самооценку своих собственных знаний, умений и навыков.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя, учить и учиться, играя,
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Если вы готовы, то урок начнём с устной разминки в виде теста, отвечая на вопросы которого, вы поднимаете кружки с цифрами 1, 2 или 3. К каждому вопросу вам предлагается три варианта ответа. Если вы, верно, отвечаете на вопрос, то получаете 1 балл. Не забывайте ставить их в свою индивидуальную карточку; максимальное количество баллов – 5. На выполнение одного задания 5 секунд. Внимание:
Число 5 целых 12 тысячных записывается
5,12; 2. 5,012; 3. 5, 0012
При переводе обыкновенной дроби 3/100 в десятичную получается
1. 3,100; 2. 0,3; 3. 0,03
Дайте другую запись десятичной дроби 6,07
607/10; 2. 6 7/100; 3. 67/100
Сколько цифр поле запятой находится в записи десятичной дроби, если её название заканчивается словом «десятитысячных»?
1. 2; 2. 3; 3. 4
Дробь 3,040 содержит в дробной части
1. 4 сотых; 2. 40 сотых; 3. 0 сотых
(Правильный ответ произносится учителем в ходе решения каждого задания).
4.
А сейчас, я предлагаю вам работу в группах. Класс делится на 6 вариантов, каждому из которых надо ответить на вопрос слайда «В мире животных». Перед вами цепочки вычислений, заполняя пустые клетки которых и передавая ответ своему товарищу, вы решите задание и, по словам Джорджа Пойа, совершите открытие. Я желаю вам удачи.
1 и 4 варианты
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
2 и 5 варианты
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
3 и 6 варианты
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Проверьте правильность выполнения задания на доске и поставьте в свою рейтинговую карточку 1 балл, если ваш ответ был верным.
5. А как вы думаете, почему эти дроби назвали десятичными?
Невозможно не зная теории, быть хорошим практиком. Поэтому давайте вспомним алгоритмы (этапы выполнения) арифметических действий с десятичными дробями.
(К доске вызываются два ученика для работы по тематическим плакатам).
3,700 15, 08 Используя решение данного задания,
+2, 651 - 2, 09 расскажите этапы сложения (вычитания)
6, 351 12, 18 десятичных дробей.
Умножая одну десятичную дробь Вместо вставьте
на другую надо: выполнить умножение пропущенные слова,
не обращая внимание на, чтобы у вас получилось
а затем отделить столько цифр, правило умножения
сколько их стоит после запятой . десятичных дробей.
А в это время одновременно 4 ученика решают у доски индивидуальные задания по карточкам ( № 1; № 2; № 3; № 4).
№ 1. На этом ребусе зашифровано название самой быстрой планеты. Названа она в честь древнеримского посланца богов. На этой планете самый короткий год – всего 88 земных суток.
Найдите значения числовых выражений и укажите букву, соответствующую этому значению.
4,2 + 3,5
15,32 – 2,2
17,35 * 10
5,2 * 3
8 – 7,1
7 – 5,2
5,6 : 100
3,7 * 0,2
№ 2. Существует ли треугольник со сторонами 34,2 дм, 35,9 дм, 7,01 м?
Если такой треугольник существует, найдите его периметр.
№ 3. Саша купил 1,5 кг яблок, 1,2 кг моркови, 800 г орехов. Сможет ли Саша унести свою покупку в пакете, рассчитанном на 3 кг?
№ 4. Поставьте все запятые на место, чтобы получились верные равенства.
52 + 18 = 7
425 – 12 = 305
42 + 17 = 212
63 – 27 = 603
107 + 25 = 357
Проверка производится устная общего характера. Дети в тетрадях решение не записывают.
Ребята, вы, наверное, устали. Давайте, с вами выполним математическую зарядку. Перед вами 6 заданий. Среди ответов есть верные и неверные. Если ответ правильный – правая рука вверх, если нет – левая рука вперёд. Итак
2 + 0,3 = 2,3 4) 15 * 0,01 = 1500
0,5 * 0,2 = 10 5) 10,1 – 5 = 5,1
4,2 – 2 = 4 6) 0,76 : 10 = 7,6
7.
Простота выполнений всех арифметических действий с десятичными дробями позволяет легко и просто их сравнивать. У нас в гостях Незнайка. Он тоже учится в 5 классе и сейчас расскажет нам правила сравнения десятичных дробей.
3,7 < 3,278 потому, что у первого числа меньше цифр, чем у
второго;
25,63 = 2,563 так как эти числа составлены из одинаковых цифр
и их количество одинаково.
Ребята, не ошибается ли Незнайка? Объясните.
8.
«Учиться надо весело
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом».
(Анатоль Франс).
Сейчас мы с вами выполним задание «Это интересно», в ходе которого будем решать уравнения.
А пока послушайте: однажды, в английском графстве Камберленд, случилась гроза. Сильный ветер с корнем вырывал деревья, оставляя на месте глубокие пустые воронки. Когда всё успокоилось, местные жители в некоторых из них обнаружили какое-то странное серое вещество, название которого мы получим, решив уравнения и используя соответствие «число – буква». Класс разбивается на 6 вариантов. При условии верного решения уравнения, поставьте в свою рейтинговую карточку 1 балл.
у + 3,54 = 10 – 1,8 4) х – 2,9 = 39,3 : 10
(z – 3,48) + 2,15 = 3,9 5) (2,9 + х) – 3,45 = 4,7
(x + 16,23) – 15,8 = 7,1 6) (х – 37,2) + 6,8 = 23,6
У первых карандашей было два недостатка: они пачкали руки и быстро ломались. Затем люди стали обматывать их тесьмой и смешивать для прочности с серой, сурьмой и пр. А затем обмазывать глиной и обжигать в печи. Карандаш, каким мы пользуемся сегодня, появился только в начале XVII века.
И последний этап урока – самостоятельная работа на ПК. Откройте на ваших ноутбуках электронный вариант теста с выставлением оценки, созданный в программе Microsoft Office Excel. За каждое верно выполненное задание вы получаете 1 балл. Время работы – 7 минут. После выполнения всех заданий, нажав на копку «результат», вы увидите свою оценку и количество верно выполненных заданий. Успешной вам работы.
Итоги урока.
Рейтинговая карточка ученика (цы) 5 класса
Фамилия и имя
Устная разминка
В мире животных
Индивид. работа
Это интересно
Сам. работа на ПК
Итог
Кол-во баллов
самооценка
Подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов и поставьте себе самооценку, используя критерий оценивания:
«5» - от 24 баллов
«4» - от 18 до 23 баллов
«3» - от 12 до 17 баллов.
Ребята, а теперь дайте оценку нашему уроку. Вам понравилось? С каким настроением вы сегодня работали на уроке? Какая задача была для вас наиболее интересной? Сложно ли вам было работать на уроке?
Барометр настроения
Поставь крестик, как ты провел урок:
«примерз» «равнодушен» «закипел»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Конечно, тайны математики
Не все открыли мы пока,
Но вот про дроби десятичные
Расскажем всё наверняка!
Домашнее задание (творческое).
Написать сказку, рассказ, сочинить стихи, составить кроссворд, интервью и пр., используя знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке.
«Нельзя быть настоящим математиком,
Не будучи немного поэтом»,
Говорил знаменитый учёный К. Вейерштрасс.
Спасибо всем за работу на уроке.
13PAGE 15
13PAGE 141015
7,7 0,9
1,8 М У 173,5
Р Р
К И
15,6 И Е 0,74
0,056 13,12
Ф 6,83
Т 54
И 5,25
Р 5,23
Г 4,66
А 6,67
+100(
+50(
0(
-50(
-100(
Root Entry