Программа внеурочной деятельности Правознайка ФГОС
Пояснительная записка
Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" (Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования);
Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в школе. Минобразование России от 11.06.2002 № 30-15-433/16;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Примерные программы внеурочной деятельности (начального основного общего образования)
Программа развития образовательного учреждения;
Устав МБОУ «СОШ № 17»;
Положение о внеурочной деятельности в ОУ.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Правознайка» рассчитана на 2-4 класс общеобразовательной школы. Составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и авторской программы этико-правового курса «Я и мой мир» Н.И. Элиасберг.
Воспитательный компонент ФГОС НОО года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений, развитие УУД.
Курс «Правознайка» - является важной составной частью целостной системы правового образования. Задачами правового образования являются: становление гуманистически ориентированной, законопослушной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям быстро меняющейся жизни.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе и в культурной среде. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности. В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения
Срок реализации программы 3 года во 2-4 классе. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю в школе, 35 часов в год. Продолжительность занятия 40 минут.
Цель: способствовать формированию у учащихся правовой культуры, становлению общественно активной, социально компетентной личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободу человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, в игровой форме ознакомиться со статьями из декларации прав человека; сформировать положительное отношение к законам и их выполнению.
Задачи:
познакомить учащихся с правовыми нормами и правовыми терминами;
познакомить детей с правами и обязанностями;
научить использовать теоретические знания на практике в повседневной жизни;
формировать понятие о преступлении и правонарушении, об уголовной и административной ответственности, умение прогнозировать последствия своих поступков;
воспитывать уважение к законам, культуру поведения, формировать умение соблюдать элементарные правила безопасности;
формирование личностных и метапредметных УУД.
Формы и методы работы:
совместное чтение текстов, обсуждение, анализ их содержания, скрытых в них смыслов;
выполнение творческих заданий (диалоги, дискуссии, рисунки, презентации);
игры, инсценировки на заданную тему;
тренинги и упражнения;
психологические игры для детей;
сказкотерапия;
беседы, рассказы учителя;
проектная деятельность (создание мини - проекта)
экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, поисковые работы и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов и самооценка.
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах.
( образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания.
Методы работы:
Репродуктивный – воспроизведение знаний (беседа, сообщения, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный – выдвигается гипотеза научных данных, дети их обследуют и обобщают.
Частично-поисковый – открывается новое под руководством учителя (творческие задания)
Объяснительно-иллюстрированый – учитель сообщает и показывает наглядность, просмотр видеоматериалов.
Формы контроля.
1. Выставки работ в классе.
2. Участие в конкурсах.
Общая характеристика курса внеурочная деятельность
Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, ярмарка.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
•овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
•проявление чувства гордости за свою Родину;
•представление о ценностях многонационального общества;
•доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей;
•целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
•представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира;
•представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
•внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
•мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
•интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
•готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
•личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
•эстетические чувства, впечатления;
•понимание и сопереживание чувствам других людей;
•представление об этических нормах;
•потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
•соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной деятельности;
•установка на здоровый образ жизни.
•понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
•сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);
•выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
•планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
•планировать свои действия;
•фиксировать удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
•контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил.
Познавательные учебные действия:
•выделять существенную информацию из литературы разных типов (художественной, справочной и научно-познавательной);
•понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
•анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
•классифицировать, сравнивать, осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи;
•строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами;
•проявлять индивидуальные творческие способности;
•моделировать различные ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
•включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
•формулировать ответы на вопросы;
•слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•высказывать мотивированное, аргументированное суждение;
•проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
•признавать свои ошибки, озвучивать их;
•употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
•понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
•строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
•готовить сообщения, проекты;
•составлять рассказ на заданную тему;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Тематический план
№
раздела Содержание (тема занятия) Количество часов
Кто Я? Какие мы? 7
О человеческом достоинстве...
6
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? 7
Что мы знаем о правах человека? 4
Закон Для нас. Закон внутри нас 5
Царство Закон 4
Царство Беззаконие 2
итого 34
2 класс
Содержание учебного курса
2 класс
Раздел 1. «Кто Я? Какие мы?» (7 ч)
Теоретические занятия:
Рассмотрение основных законов государства, семьи. Определение роли семьи в жизни человека и ребенка. закладываются моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны.
Практические занятия:
1. Оформление панно «Здравствуйте, это я!»
2. Составление памятки: «Я имею права…»
Раздел 2. «О человеческом достоинстве» (6 ч)
Теоретические занятия:
Знакомства детей с культурой и бытом народов России, важнейшими событиями истории государства, что способствует воспитанию гражданина, сохраняющего наследие предков. Развитие коммуникативных навыков через игровые формы, разрешению конфликтов через диалог, развитие творческого потенциала и защиту человеческого достоинства.
Практические занятия:
1. Создание семейного древа
2. Викторина «Вопросник»
3. Игра «Разреши спор», «Кто прав?»
4. Ролевая игра «Суд»
Раздел 3. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» (7 ч)
Теоретические занятия:
Ознакомление с окружающим миром тесно связано с литературой. Работа по формированию систем ценностей и установок поведения детей, приобретению знаний и умений, необходимых для самостоятельного выбора решений. На данном этапе особое место уделяется формированию уважения к закону, праву, правам других людей, ответственности перед обществом
Практические занятия:
1. Мини-проект «Символы класса»
2. Создание рисунков к стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
3. Создание комиксов, рисунков о сказочных героях правонарушителях.
4. Создание фотоальбома «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Раздел 4. «Что мы знаем о правах человека?» (4 ч)
Теоретические занятия:
Формирование у детей основ права, понимание значимости правовых норм. Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» где нравственно – правовое воспитание обеспечивается социально – правовое развитие личности. Рассмотрение моральных норм, находясь в общественных местах.
Практические занятия:
1. Рисуночный тест «Моя семья».
2. Анализ проблемных ситуаций.
3. Составление семейного кодекса «Права и обязанности в моей семье»
4. Ролевая игра «Суд»
Раздел 5. «Закон для нас. Закон внутри нас» (5 ч)
Теоретические занятия:
Знакомство с культурой общения по телефону. Рассмотрение процессов происходящие в различных сферах общества. Знакомство с законами, которые работают в сфере здоровья. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе, взаимовыручка и взаимопомощь.
Практические занятия:
1. Оформление слайдовой презентации «Я и мои друзья»
2. Упражнение «Узкий мост».
3. Игра «Обратись по имени», «Имена вокруг нас».
4. Создание памятки «Как вести себя во время телефонных переговоров»
Раздел 6. «Царство Закон» (4 ч)
Теоретические занятия:
Значение понятия самоуважение через добрые дела и поступки самого ребёнка, уважение к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям. Рассмотрение вопросов, как семья влияет на твое воспитание и дальнейший жизненный путь. Знакомство с понятием «Потребитель», правилами поведения в магазине и как не быть обманутым. Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися.
Практические занятие:
1. Ролевая игра «Рынок», «Магазин».
2. Оформление слайдовой презентации «Правила поведения в лесу»
3. Создание коллажа «Потребитель»
Раздел 7. «Царство Беззаконие» (2 ч)
Теоретические занятия:
Знакомство с Правилами дорожного движения, нарушения ПДД и кто несет ответственность за жизнь и здоровье детей в школе, по дороге из школы домой.
Практические занятия:
1. Просмотр мультфильмов по ПДД, анализ.
2. Составление памятки «Правила поведения на дороге»
2. Игра «День без правил»
3. Конкурс рисунков: «Нарушение прав сказочных героев».
Учебно – тематическое планирование
2 класс
№
Тема занятия Кол. часов
Описание примерного содержания Основные виды учебной деятельности
Дата
Раздел 1. Кто Я? Какие мы? ( 7 часа)
1
1. Знакомство с учебником Определение общих направлений в работе с правами человека.
1 Осознание гражданской ответственности, правового самосознания
Воспитание духовности и культуры, толерантности, наличие морально-этических установок,
основанных на общечеловеческих ценностях. Работают с учебной и внешкольной информацией, обосновывают выводы
Применяют понятийный аппарат и приёмы анализа во время диалога с собеседником.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели, задачи
Участвуют в диалоге с учителем и товарищами по классу
Игра «Кораблекрушение»
Игра «Мой воображаемый друг»
Конкурс «Альбом потребностей и желаний»
Представляют результаты своей деятельности в различных формах: создание коллажа , фоторолика.
Участие в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Игра «Вася-Вася»,
Игра «Имена с интонациями»
«Портрет в лучах солнца» 2-3 Право на жизнь 2 4-5 Право ребенка жить и воспитываться в семье 2 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
6-7 Как тебя зовут?
2 Раздел 2. О человеческом достоинстве (6 ч)
8 Кто имеет больше прав? 1 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Музыкальная игра «Мой портрет в лучах солнца»
Извлекают информацию, отвечают на вопросы, анализируют юридические тексты.
Игра «Радуга имен», «Назови себя ласковым именем»
9
9 Я и мои права 1 10 Честь и достоинство 1 Используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
Составляют кодекс чести и достоинства.
Характеризуют особенности познания человеком мира и самого себя.
Игра «Скульптура»
Делятся на группы, сотрудничают для нахождения решения проблемы (задачи).
Создание плакатов «Дружба народов мира»
Планируют цели, задачи с учётом конечного результата.
Составляют план. Формулируют проблему самостоятельно, создают алгоритм действий при решении проблем творческого и поискового характера
При работе в паре — контролируют, корректируют, оценивают действия партнера.
Создают красочные буклеты о правах человека «Прекрасный ужасный рисунок» для снижения негативных эмоций 11 Ты гражданин России
1 12 Зачем нам государство?
1 Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 13 Путешествие на планету ЗиП1 Формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде Раздел 3. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (7 ч)
14 Не поступай как все. 1 Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира Добывают информацию из дополнительных источников (сеть интернет, газеты)
Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Игра «Символы моего класса»
Оценивают, выделяют ошибки из результата своей деятельности
Викторина «Подумай и ответь» 15 Права и обязанности по отношению к государству 1 16 Что будет, эли не будет обязанностей? 1 Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Составляют правила поведения в классе и на перемене.
Определяют задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Слушают и вступают в диалог, при коллективном обсуждении проблем
Игра – викторина
Конкурс на лучшее исполнении гимна РФ. Презентации Флага и Герба РФ.
Определяют цель защиты прав человека, задачи.
Формируются в группу, сотрудничают со сверстниками и взрослыми
Рисунок «Школьного шара»
Рисунок «Семейное древо»
Игра - Журналисты
17 Права ребёнка 1 18 Кто создает и защищает права людей? 1 Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
19 Безбилетный проезд. 1 20 В квартире или подъезде
1 Раздел 4. Что мы знаем о правах человека? (4 ч)
20 Права и обязанности школьника. 1 Осознание себя гражданином своего города, человеком сильным, отважным, с чувством гордости и уважения за героическое прошлое своих земляков. Договариваются, приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Высказывают собственное мнение, суждение, анализируют свои поступки приобретаемый опыт.
Игра«Сороконожка
«Поменяйся местами».
Рисунок «Правовой мир в круг меня»
Выявляю задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Строят логическую цепочку на основе: анализа, критериев сравнения, классификации объектов.
Работают в группе, договариваются друг с другом
Создают плакат по статьям 1, 2, 3, 4 Декларации прав человека.
Используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологическое высказывание
Инсценировка ситуаций «Театр -экспромт
Конкурс «Связующая нить» 21 Как вести себя гуляя по улице? 1 22 Правила поведения в лесу. 1 Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет
применением средств ИКТ 23 Что делать если ты потерялся. 1 Раздел 5. Закон Для нас. Закон внутри нас (5 ч)
24 Переговоры – лучшее решение любых проблем. 1 Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
Строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Игра – викторина
Составление «Памятки при проведении переговоров»
Применяют понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет, задавать вопросы для собеседника.
Объясняют взаимосвязь государства и его граждан; приводят примеры прав и обязанностей гражданина РФ
Игра «Раздели территорию», «Сиамские близнецы» «Смешная книжка»
Ищут проблему и возможные ошибки по заданной теме, извлекают информацию, представленную в тексте.
Проекты город удобный всем.
Игра «Биржа труда»
«Подумай и ответь» 25 С чего начинается Родина?
1
Осознание «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности 26 Семья - маленькое государство 1 Осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
Ценностно-смысловая ориентация учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях 27 Право ребенка на охрану здоровья 1 28 Причинение вреда здоровью. 1 Признание дружбы, частности, ответственности, трудолюбия, уважения к сверстникам Раздел 6. Царство Закон (4 ч)
29 Как защитить свои права. 1
Познание собственного «я»
Готовности и способности вести диалог с близкими другими людьми, и достигать в нём взаимопонимания
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Извлекают информацию, представленную в виде текста, иллюстрации.
Игра «Не зарывайте талант в землю»
Разработать Устав школы
Игра «Судебное заседание»
Анализируют ситуации, высказывают свое мнение, находят пути решения проблемы.
Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументируют свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Игра «Символы моего класса»
Викторина «Национальность, вероисповедание»
Участвуют в работе группы, распределяют роли, договариваться друг с другом, определяют последствия коллективных решений.
Викторина «Подумай ответь»
Игра «Я приглашаю тебя в гости».
Ролевая игра «Знай свои права».
Игра – «В магазине»
Музыкальна игра «A гостях у Леопольда»
Создание рисунков по теме 30 Жестокое обращение с ребёнком. 1 31 Делаем покупки самостоятельно. 1 32 Наши права как потребителя Опасные продукты и товары. 1 Раздел 7. Царство Беззаконие (2 ч)
33 Как защитить свои интересы. 1 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Выявляют проблему с помощью поиска и оценки способов разрешения конфликта.
Создание газеты по теме из газет, журналов, брошюрок.
Игра – тренинг «Наши имена»
Игра «Маленький поваренок».
Составление заповедей безопасного поведения.
Карта с опасными местами по дороге домой.
Игра «Правовой калейдоскоп»
34
Простые правила дорожного движения.
1 Освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах Итого 34 Тематический план
3 класс
Раздел Тема занятия Кол.
часов
"Я и я" - формирование гражданского отношения к себе 7
«Я среди людей» 6
«Я и литература»
5
«Помоги себе сам» 9
« Сознательный труд и его результаты» 7
итого 34
Содержание учебного курса
3 класс
Раздел 1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе (7 часов)
Теоретические занятия:
Закладываются моральные и нравственные ценности и нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя гражданином своей страны. Воспитание в детях самоуважение через добрые дела и поступки самого ребёнка, уважение к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям. Воспитание любови к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и её традициям. Усвоение правил вежливости в общении со старшими и со сверстниками (форма приветствия, прощания, обращение с вопросом, ведение беседы, спора,умение слушать, знаки внимания, знаки уважения к старшим, точность во времени), проявление вежливости в поведении учащихся.
Практические занятия:
Создание рисунков на тему: «Правовой мир в круг меня»
Игра«Сороконожка, «Поменяйся местами».
Викторина «Подумай и ответь»
Творческая деятельность
Плакат по статье 1, 2, 3, 4
Раздел 2. «Я среди людей»
Теоретические занятия:
Формирование представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в нем в соответствии с общечеловеческими нормами. Воспитание толерантности. Роль правил в жизни человека и общества. Понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им вместе жить, общаться, действовать.
Практические занятия:
Создание формы для твоей школы с презентацией
Игра «Не зарывайте талант в землю»
Разработка Устава школы
Игра «Судебное заседание»
Создание рисунков с героями из книг, создавших тайное общество
Раздел 3. «Я и литература» (5 часов)
Теоретические занятия:
Знакомство детей с культурой и бытом народов России, важнейшими событиями истории государства, что способствует воспитанию гражданина, сохраняющего наследие предков. Понятие «закон». Учащиеся понимают закон как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения.
Практические занятия:
Инсценировка конфликтных ситуаций «Театр -экспромт»
Игра – викторина
Составление заповедей безопасного поведения.
Загадки, сказки, потешки помогают усвоить доступные ценности общества
Раздел 4. «Помоги себе сам» (9 часов)
Теоретические занятия:
Правила вежливости. Понимание учащимися, что правила вежливости основаны на уважении к человеку, а их соблюдение помогает общаться с другими людьми, вызывая к себе доброе отношение.
Практические занятия:
1. Создание карты с опасными местами по дороге домой
2. Игра-путешествие.
3. Составление «Правил проведения переговоров»
4. Игры «Раздели территорию», «Сиамские близнецы» «Смешная книжка»
5. Беседы по темам занятия
6. Игра-викторина
7. Создание проектов Игра «Символы моего класса»
Раздел 5. « Сознательный труд и его результаты» ( 7 часов)
Теоретические занятия:
Чувство собственного достоинства, осознание в себе деловых качеств законопослушной личности, имеющей желание и потребность трудиться и уважительно относиться к труду Что наносит вред личной безопасности. Негативное отношение учащихся к кражам, жестокости и насилию в отношении людей, к жестокому отношению к животным, к любым действиям, наносящим ущерб природе, к порче школьного имущества, стен в домах, лифтов, оборудования детских площадок, к загрязнению улиц, дворов, нарушению правил поведения в общественных местах.
Практические занятия:
1. Викторина «Национальность, вероисповедание»
2. Игра «Символы моего класса»
3. Изучение Конституции РФ.
4. Конкурс на лучшее создание гимна школы с презентацией
5. Беседы и семинары по темам занятия.
Учебно –тематическое планирование
3 класс
№
Тема занятия Кол. часов
Описание примерного содержания Основные виды учебной деятельности
Дата
Раздел 1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе (7 часов)
1 Знакомство с учебником. Определение общих направлений в работе с правами человека. 1 Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Слушают партнёра, не перебивают, обрабатывают смысл, о чём говорит собеседник.
Игра «Я – ученик!»
Игра «Я и мой друг»
Выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения, планируют свои действия в работе с неизвестным материалом.
Составление презентации «Я знаю!»
Фотоальбом семьи.
Конкурс рассказов о семье
Строят рассуждение, доказательства своей точки зрения.
Игра - Придумай конец сказки «Гуси - лебеди».
Викторина по сказкам «Я знаю свои права».
Готовят сообщение по заданной теме и проекты
Игра – тренинг «Наши имена»
«Учимся дружно жить в классе».
2-3 «Общие права и обязанности» 2 4-5 «Государство гарантирует безопасность человеку» 2
2 6-7 «Право на защиту человеческого достоинства» 2 Раздел 2. «Я среди людей» (6 часов)
8 Как вести себя в общественных местах 1 Работа по формированию систем ценностей и установок поведения детей, приобретению знаний и умений, необходимых для самостоятельного выбора решений, проблем. Строят рассуждение (доказательство своей точки зрения)
Игра – Ребусы
Кроссворд «В лабиринте терминов»
Используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
Ролевая игра
Игра – Домино «Правовой словарь»
Анализируют информацию. Формулируют свою точку зрения .Рассматривают взаимосвязи государства и его граждан в диалоге с товарищем
Распределяются на роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Планируют цели, задачи с учётом конечного результата.
Составляют план и последовательности действий.
Формулируют проблемы, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Работают в паре — контролируют , корректируют, оценивают действия партнера.
Используют современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях
9 Правила поведения в общественном транспорте 1 10 Правила поведения в театре и кино 1 11 Поведение в библиотеке и музее 1 12 Правила поведения в столовой, за столом 1 Формирования правил поведения в обществе и дом, не нарушая права другого человека 13 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей 1 Глава 3. «Я и литература» (5 часов)
14 Добро и зло в сказках 1 Главное в сказках – победа добра над злом. Добрые и злые поступки, их последствия. Соотношение Добра и зла в отношениях между людьми. Учитывают позицию собеседника, уважительно относится к нему
Мозаики
Буратино и право на образование
Буратино и право на медицинскую помощь
Применяют понятийный аппарат и приёмы анализа во время диалога с собеседником.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели
Участвуют в диалоге с учителем и товарищами по классу
Игра- Буратино и школьная дисциплина
15 Сказки – волшебство, чудо и правда 1 Осознание в сказках отношений к мечтам людей. Ценносто - смысловая ориентация правды. 16 Герои книг имеют право. 1 Знакомство с понятиями жизнь, имя, свобода, отдых 17-18 «Мы дружим с книгой!»
(экскурсия в библиотеку) 2 Право детей на получение информации. Глава 4. «Помоги себе сам» (9 часов)
19 Причинение вреда здоровью. 1 Осознанное отношение к своим поступкам и поступкам других людей;
Ценностно-смысловая ориентация учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Викторина
Твои права и сказочная страна
Права ребёнка в сказке "Приключения Чиполлино"
Составляют рассказ на заданную тему
Игра: Никто не имеет право похитить ребёнка
Фиксируют удовлетворённость и неудовлетворённость своей работы (с помощью средств, разработанных совместно с учителем).
Моделируют различные ситуации.
Понимают и принимают задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
Викторина «О правах детей»
Понимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем.
Строят рассуждение, определяют цели, задачи для решения проблемы
Употребляют вежливые слова в случае неправоты «Извините, пожалуйста» и д.р. признают свои ошибки, озвучивать их
Кроссворды
Сказочные детки
Луковая семейка
Нарушители прав 20 Оскорбление и клевета. 1 21 Мошенничество 1 22 Кража. 1 23 Простая шалость или уже хулиганство. 1 Нравственно-этическая ориентация. Воспитание залог хорошей жизни. 24 Как не стать жертвой похищения. 1 25 Жестокое обращение с животными. 1 Осознание жизни как главную ценность, бережное отношение к окружающей природе, к родному городу.
Овладение навыками правильного поведения в природе
26 Человек в мире правил 1 27 Знаем, умеем, можем 1 Глава 5. Сознательный труд и его результаты (7 часов)
28 Путешествие в мир профессий 1 Формирование представления о духовных и нравственных ценностях.
Развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе.
Развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа «Незнайка и друзья: право собираться вместе»
«Нельзя подвергать детей жестоким наказаниям»
Представляют навыки адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
Планируют свои действия;
Моделируют различные ситуации.
Высказывают мотивированное, аргументированное суждение.
Игра «Человек и закон»
Игра «Найди лишнее»
Игра «Раскрась и найди лишнее»
Применяют понятийный аппарат и приёмы анализа во время диалога с собеседником.
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели
Участвуют в диалоге с учителем и товарищами по классу
Игра «Собери лепестки прав из обязанностей»
Загадки
Игра: «Поле чудес» 29 Кем быть? 1 30 Они спасают жизнь людей 1 Расширение знаний о человеке (человек - часть социума, человек в общении с другими людьми, терпимое отношение к людям). 31 Кому нужен мир 1 Формирование личности, ориентированной на культурные ценности. Человек-часть живой природы. 32 Чудо жизни на земле. 1 Развитие интереса истории и культурой своего города, России.
Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности 33 Почему надо беречь природу? 1 34 Цветок желаний 1 Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности.
Представляют результаты своей деятельности в различных формах: создание коллажа, фоторолика.
Игра – тест «Дети о праве»
итого 34
Тематический план
4 класс
Раздел Тема занятия Кол.
часов
Права человека и способы их защиты 7
Этические нормы отношений с окружающими 9
Учись учиться 7
Азбука права 7
Моя Малая Родина 4
итого 34
Содержание учебного курса
4 класс
Раздел 1. Права человека и способы их защиты (7 часов)
Теоретические занятия:
Воспитание основ национального самосознания и достоинства, чувства уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формируют осознанное чувство патриотизма.
Практические занятия:
Создание рисунков на тему: «Мой дом моя крепость»
Игра Ролевая игра «Наш выбор - наше будущее!»
Ролевая игра «Азбука права».
Викторина «Подумай и ответь»
Творческая деятельность
Раздел 2.Этические нормы отношений с окружающими (9 часов)
Теоретические занятия:
Знакомство детей с понятием этикет, выработка практических навыков поведения за столом и в общественных местах. Развитие у учащихся знания о нормах воспитанности, совершенствование навыков культуры поведения, общения с людьми. Трудолюбие, культура общения, умение держаться в обществе, здоровый образ жизни, умение организовать свой досуг, знание норм и законов семейного права.
Практические занятия:
1. Создание правил поведения в школе, классе.
2. Подвижные игры
Разработать правила дорожного движения
Игра «Судебное заседание»
Создание рисунков семейное древо
Раздел 3. Учись учиться ( 7 часов)
Теоретические занятия:
Повышение общественного правосознания и гражданско-правовой культуры школьников, снижение уровня правонарушений в среде учащихся, активизация общественного участия в управлении образовательным процессом, углубление процессов демократизации общества, упрочение институтов гражданского общества, обеспечение соблюдения прав человека
Практические занятия
Инсценировка конфликтных ситуаций «Театр -экспромт»
Игра – викторина
Семинар, беседа по теме занятия
Составление заповедей «Друзья и дружба»
Загадки, сказки, потешки помогают усвоить доступные ценности общества
Раздел 4. Азбука права (7 часов)
Теоретические занятия:
Воспитание чувства прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Практические занятия
1. Рисуночный тест «Нравственность».
2. Анализ проблемных ситуаций.
3. Составление плаката «Как не стать жертвой»
4. Ролевая игра «Суд»
Раздел 5. Моя Малая Родина ( 4 часов)
Теоретические занятия:
Знакомство с основополагающими нормами и принципами права направляются на ознакомление учащихся с международным гуманитарным правом: право жить в мире без войны. Воспитание гражданского самосознания причастности к родным истокам, воспитание личной ответственности за будущее страны.
Практические занятия:
1. Викторина «Национальность, вероисповедание»
2. Игра «Правовой твистер»
3. Игра «Морской бой»
4. Изучение Конституции РФ.
5. Рисунки на тему «Школьная жизнь»
Учебно –тематическое планирование
4 класс
№
Тема занятия Кол. часов
Описание примерного содержания Основные виды учебной деятельности
Дата
Раздел 1. Права человека и способы их защиты (7 часов)
1 Права человека 1 Права и обязанности учащихся школ;
название основного документа о правах ребенка, основные его статьи Работают с учебной и внешкольной информацией, обосновывают выводыРазвивают способность считывания позицию собеседника, уважительного отношения к мнению, осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками, не
ущемляя прав других, эмоционально нравственная регуляция поведения в конфликтных ситуациях.
Применяют понятийный аппарат и приёмы анализа во время диалога с собеседником.
Участвуют в диалоге с учителем и товарищами по классу
Ролевая игра «Наш выбор - наше будущее!»
Ролевая игра «Азбука права».
Правовая игра «Строим правовой дом»
Беседа-игра «Государство правовое, есть в стране у нас
Определяют главную цель.
Выполняют различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Игра: «Правовой турнир»
Игра «Страна правовых знаний» 2 Права человека - закрепление в законах 1 Знакомство с правовым словариком и стаями о защите прав человека.
Знакомство с понятием закон, Конституция РФ, Декларация прав человека.
Определение поступков нарушающих устав школы, общества.
Знакомство с понятиями честь, уважение, достоинство человека. 3 Вопросы права с точки зрения детей.
(Создание рисунков на тему «Права человека») 1 4-5 Защита прав человека 2 6 Я гражданин России (Создание газеты на тему: «Защита прав человека»)1 7 Мы-Россияне (Работа с компьютером: Создание комиксов на правовую тему)1 Раздел 2. Этические нормы отношений с окружающими (9 часов)
8 Умение быть самим собой. 1 Знакомство и определение темперамента, характера человека. Работа с Конвенцией о правах человека
Знакомство с термином «этикет», правилами поведения в обществе, чтобы не создавать конфликтные ситуации.
Понятие для чего нам нужна окружающая природа и сохранение ее.
Знакомство с международными и отечественными правовыми документами, которые гарантируют права человека и гражданина Ролевая игра «Мои права»
9 Характер человека, его индивидуальность 1 Игра - викторина "Кто хочет стать правоведом"
Выполняют различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Проект «Неделя правовых знаний»
Добывают информацию из дополнительных источников (сеть интернет, газеты)
Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Работа в группах, распределение роли, понимание точки зрения другого
Игра: «В гостях у сказки»
Игра: «Анаграммы»
Игра: «Живая схема».
10 Индивидуальности человека 1 11 Для чего нам нужны правила и манеры поведения 1 12 Что достойно гражданина. 1 13 Твой стиль поведения 1 14 Доброта и доброжелательность 1 15 Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» 1 Высказывают собственное мнение, обсуждают, анализируют свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт
Выделяют задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Игра – инсценировка «Ситуации»
Игра: Кладоискатели 16 Добрыми делами славен человек 1 Раздел 3. «Учись учиться» (7 часов)
17 Правило «Учусь все делать сам». 1 Знакомство с законом «О защите прав потребителей», терминами продавец, покупатель.
Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека Применяют понятия в диалоге со сверстниками.
Разрешают конфликт с помощью выявления, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его устранении.
Игра мини-трактат о Яблоке "ЯБЛОКИ И ЛЮДИ"
Игра: Во власти моря
Вносят необходимые изменения в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Высказывают собственное мнение, суждение, анализируют свои поступки приобретаемый опыт.
Игра: «Игрушки в жизни детей».
Проект «Правила поведения в классе, школе»
Строят логическую цепочку на основе: анализа, критериев сравнения, классификации объектов.
Создание рисунка по тему «Мой дом моя крепость»
Игра «Домик» 18 Помогаю своим трудом дома и в школе. 1 19 Правила поведения на выставке. 1 20 Меня пригласили на день рождения. 1 Знакомство с понятиями: частная собственность, дом, семья, наследство.
21 Поступки твои и других (их оценка). 1 Знакомство с понятием: личность, достоинство, защита, правовой статус человека и гражданина
Возрастные ступени прав человека.
Знакомство с понятиями личности, индивидуальность, индивид. 22 Человек или индивидуальность 1 23 Мой дом – моя крепость 1 Раздел 4. Азбука права (7 часов)
24 Дети нуждаются в первоочерёдной помощи 1
Строят речевые высказывания в устной и письменной форме
Используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Игра «Кошки мышки»
Ролевая игра "Знаем ли мы права детей?
25 Защита от жестокости и эксплуатации 1 26 Защита от дискриминации 1 Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе в плане занятия.
Применяют понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет, задавать вопросы для собеседника.
Правовая игра «Человек и закон»
Загадки
Создание рисунком на тему «Дружба»
Проект «Мир в глазах детей»
Ищут проблему и возможные ошибки по заданной теме, извлекают информацию, представленную в тексте.
Работают при коллективном обсуждении, слушают и понимают других, аргументируют свое мнение.
Игры - сцеплялки
Игры - перетягивания
27 Труд детей 1 28 Один для всех и все для одного 1 29 Государство. 1 30 Я часть своей страны 1 Раздел 5. Моя Малая Родина (4 часа)
31 Я и семья 1 Знакомство с основополагающими нормами и принципами права направляются на ознакомление учащихся с международным гуманитарным правом: право жить в мире без войны.
Анализируют ситуации, высказывают свое мнение, находят пути решения проблемы.
Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, аргументируют свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Игра «Человек разбойник»
Игры «Давай руку»
Игра «Прятки»
Игра «Найди платок»
Создают рисунки на тему «Школьная жизнь»
Игра «Правовой твистер»
Игра «Морской бой»
32 Я и школа 1 33 Я и мое Отечество 1 34 Я и планета 1 итого 34
Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень)
Воспитание уважения к законам, культуры поведения, ответственности за свои поступки, взаимопомощи. Приобретение школьниками знаний о правовых нормах, о правилах групповой работы, сформированности адекватных возрасту взглядов, оценок и убеждений.
Сформированность оценок окружающей действительности, умение различать справедливость от несправедливости, наличие морально-этических установок, основанных на общечеловеческих ценностях Школьник может объяснять свои взгляды, выражать своё личное мнение о том, что для него значимо, участвовать в дискуссиях, обсуждать актуальные темы.
Информационно методическое – обеспечение
Учебно-методическое обеспечение.
Для осуществления образовательного процесса по программе «Мой мир» необходимо следующее учебно-методическое обеспечение: компьютер, интренет-ресурсы, диапроектор, методические рекомендации для педагога, альбомы для обучающихся для проведения творческих работ.
Материально-техническое обеспечение.
демонстрационные пособия (цветные карточки для обратной связи, раздаточный материал по темам, географические и политические карты мира, России, Мордовии)
компьютерные и информационно-коммуникативные средства (компьютер, сканер, принтер)
технические средства обучения (магнитофон)
экранно-звуковые пособия (мультидиапроетор)
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Список основной литературы:
Чутко Н.Я. Я гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 192 с.
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2004. - 32 с.
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 64 с.
Этика и право в начальной школе: Как преподавать курс «Я и мой мир»: Книга для учителя. — СПб.: Перспектива, 2009. — 199 с.
«Я - гражданин России» программа для внеурочной деятельности младших школьников (3 - 4 классы) С.В. Сабина (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова./2-е изд., испр./сост Е.Н.Петрова .-Самара: Издательский дом «Фёдоров»,2012/)Права ребёнка – это ваши права: Для детей 7-10 лет. – СПб., Папирус, 2006.
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Я и мой мир. Игры (1-4классы) М.Г. Ермолаева, Н. И. Элиасберг Санкт-Петербург, 2006
О.В. Летнева. Правовое воспитание школьников. – Волгоград «Учитель» 2005
Т.А. Шорыгина. Беседы о правах ребенка. –М.: «Сфера» 2007
Т.А. Харитончик. Правовое воспитание. - Волгоград «Учитель» 2011
В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М.: «ВАКО», 2006
М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997
Перечень наглядных средств обучения:
Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
Портрет президента РФ.
Географические карты РФ, области, города.
Иные информационные ресурсы
www. idsokrat.ru - Издательство «Сократ»
www. book@convex.ru- центр «Учебная книга»
http://pravo.detmobib.ru/games/7665/
http://pravo.detmobib.ru/games/2857/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-vasilevna-savenko/rolevaja-igra-azbuka-prava.html
http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/pravovaja-igra-dlja-8-11-klasa-nash-vybor-nashe-budusche.html