Развивающие задания по русскому языку
Написание слов с заглавной буквы, или Имена собственные.
"Написание слов с заглавной буквы, или Имена собственные" - казалось бы, какая легкая тема!!! Но почему-то многие ребята на школьных уроках не могут ее усвоить. С каждым годом мне все чаще встречаются второклассники и третьеклассники, которые не могут даже назвать навскидку по пять имен девочек и мальчиков, путают имена, фамилии и отчества, а уж о географических названиях и говорить не приходится!!! Вот для таких ребят - моя подборка увлекательных и "хитрых" заданий!!! Учитесь с удовольствием!!!
Часть 1 – Имена, фамилии, отчества, клички животных.
1. Соедини стрелочками полные и уменьшительные имена. Запиши их парами.
…ергей
…лексей
…лександр
…ладимир
…еннадий
…ётр …аня
…ена
…олодя
…ерёжа
…етя
…аша
…лёша
В этом упражнении спряталась ловушка: здесь не хватает одного полного имени. После выполнения задания ребенку нужно будет догадаться, какое имя пропущено, и вписать его в табличку.
2. Соедини стрелочками полные и уменьшительные имена. Запиши их парами. Найди ловушку!
…ветлана
…ария
…атьяна
…рина
…аталья
…льга
…лена Л…н…
Н…т…ш…
Н…д…
М…ш…
Св…т…
Ир…
Т…н…
Ол…
3. Великая Путаница!!! Запиши парами полные имена с уменьшительными.
Алексей
Евгений (Евгения)
Борис
Станислав
Виктория
Елена
Екатерина
Елизавета
Дарья
Мария
Надежда
Раиса
Александр (Александра)
Стасик
Лена
Надя
Лиза
Женя
Саша
Маша
Вика
Алёша
Рая
Боря
Катя
Даша
4. Как ласково зовут этих ребят? Запиши.
…ра (Ира)
…ра (Юра)
…ван
…горь
…гор
5. О чем говорят отчества?
Алексеевич
Петрович
Дмитриевна
Львовна
Анатольевич
Яковлевна
Григорьевна
Михайлович Л…в
Анатол…й
Алекс…й
Андр…й
…ков
П…тр
М…хаил
Дм…тр…й
Гр…гор…й
Соедини отчества с именами. Чем похожи отчества? Выдели/обведи одинаковые концовки (ребята обводят одним цветом –ович, – евич в мужских отчествах. Другим цветом –овна, -евна в женских отчествах).
Найди и подчеркни карандашом мужские отчества / женские отчества.
Запиши недостающее отчество.
6. Преврати имена в отчества. Делай это так:
Имя + ЕВИЧ/ОВИЧ = мужское отчество.
Имя + ЕВНА/ОВНА = женское отчество.
Сергей, Василий, Игорь, Олег, Глеб, Валерий, Евгений, Николай.
7. Образуй отчества от имен: Борис, Виктор, Константин, Лев, Дмитрий.
8. Упражнение по «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца.
Как звали отца? (Будь осторожен! Не попадись в ловушки!)Ольга
Марфа
Сергей
Пантелей Захарович
Владимирович
Петрович
Власьевич
Капитонович _________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Во время выполнения этого задания на парте у каждого ученика обязательно должен быть текст сказки!!! Ребенку нужно соединить имя и отчество персонажей; изменить, если нужно, концовки отчеств; вычеркнуть лишнее отчество; записать на строчках имена отцов. На строке рядом с зачеркнутым отчеством «Петрович» ставится прочерк, поскольку персонажа с таким отчеством в сказке не было.
9. Вспомни сказки! Заполни 3 столбика.
ИМЯ ОТЧЕСТВО КАК ЗВАЛИ ОТЦА?
Комар Комарович, Ёрш Ершович, Воробей Воробеич , Крокодил Крокодилович, Михайло
Потапович, Лиса Патрикеевна.
(Персонажи 1,2 и 3 – из «Алёнушкиных сказок» Д.Н.Мамина-Сибиряка)
10. О чем говорят эти фамилии?
Иванов, Петров, Зайцева, Скамейкин, Васильев, Гусев, Цветкова, Морковкина.
Придумай и запиши 8 фамилий мальчиков и девочек. Делай это так:
Слово + ОВ/ЕВ/ИН = мужская фамилия.
Слово + ОВА/ЕВА/ИНА = женская фамилия.
11. Составь и запиши имя, отчество и фамилию двух мальчиков, двух девочек и трех несуществующих сказочных персонажей.
12. Маленький, но хитрый диктант.
Валентина Тарасовна Яковлева, Алёна Яковлевна Спиваченко, Булычёва Юлия Сергеевна.
Определи: это – мужчины или женщины?
Назови отдельно их имена, отчества и фамилии.
О чем говорят отчества этих женщин?
Как звали женщин в детстве?
13. Прочитай транскрипции и запиши фамилии, имена и отчества.
left0
14. Прочитай внимательно . Запиши слова в три столбика! Опасайся ловушек!!!
ИМЯ ОТЧЕСТВО ФАМИЛИЯ
Пушкин Александр Сергеевич, Михаил Юрьевич Лермонтов, Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Квитко Лев Моисеевич, Чуковский Корней Иванович, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Ушинский Константин Дмитриевич.
15. Сколько здесь предложений?
Ж…л-был доктор он был добрый звали е…о …йболит и была у не…о злая сестра, которую звали …арвара.
Выпиши третье предложение.
(Здесь отличная ловушка: можно попытаться запутать ребят, заявив, что слово «Айболит» не является началом предложения, поэтому писать его нужно с маленькой буквы)
ВНИМАНИЕ: ПРАВИЛО!!!!!
Как отличить имена собственные от нарицательных? Как научиться не путать их? Это совсем просто!!!
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ принадлежит ОДНОМУ предмету. Имя мальчика, имя котенка, имя кафе, имя конфет, имя города, имя моря, имя планеты, … Все имена принято выделять заглавной буквой.
Если же таких предметов в мире много, то это НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ( мы с ребятами называем их условно «общие названия» ). Такие слова записываются с маленькой буквы.
Если Ваш ребенок (умничка!) задаст вопрос: «Почему тогда имена пишутся с большой буквы? Ведь в мире много Кать, Серёж, много котов Рыжиков?», ответьте так:
- Как ты думаешь, есть ли на нашей планете точь-в-точь такой же Дениска, как ты? У всех людей с одинаковыми именами совершенно разные характеры, разные интересы, разные привычки… Абсолютно одинаковых людей не бывает! И не бывает совершенно одинаковых котов, одинаковых собак, … Каждый из них – ОДИН на всей планете! Вот почему имена людей, их отчества и фамилии, а также клички животных называют именами собственными и пишут с заглавной буквы.
Исходя из этого, рассуждаем с ребятами так:
- Слово «мама» пишется с маленькой буквы, потому что мам много. Слово «Африка» пишем с заглавной буквы, потому что Африка – одна. Это имя материка.
А если вам встретилось в упражнении «Черное море», ребенок Вам объяснит:
- Слово «море» пишется с маленькой буквы, потому что морей много. А «Черное» море – одно. «Черное» - это имя моря. Пишем это слово с заглавной буквы.
16. А это – ПУТАНИЦА!!!
Но из всех своих зверей (д\Д)октор (а\А)йболит любил больше всего (У\у)тку (к\К)ику, (с\С)обаку (а\А)вву, маленькую (С\с)винку (Х\х)рю-(х\Х)рю, (П\п)опугая (К\к)арудо и (с\С)ову (б\Б)умбу.
Чтобы ребята тратили меньше времени на подобные упражнения, я всегда записываю скобки и их содержимое карандашом. Мои ученики стирают карандашные записи и вписывают вместо них прямо в текст нужную букву.
17. Составь и запиши пары слов. Подчеркни имена собственные.
…обака
…урица
…от
…етух
…ошка
…орова
…ёс …яба
…урка
…учка
…урёнка
…етька
…арбос
…ыжик
Часть 2 – Названия географические и прочие.
ПРАВИЛО НАПИСАНИЯ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ смотрите выше!!!
1. Путешествие по карте города. Запиши по три!
Мы с учениками путешествуем по карте нашего города – Санкт-Петербурга. Но такую «экскурсию» можно проводить и по картам других городов.
Для путешествия Вам понадобятся разрезные карточки со словами. Вот набор, который использую я:
…строва …еки …роспекты
…лицы …абережные …танции …етро
(острова, улицы, реки, набережные, станции метро, проспекты)
Вначале ребенок вставляет пропущенные буквы в слова, каждый раз обосновывая свой выбор (заглавная или маленькая буква).
Затем мы с учеником разыгрываем все 6 карточек по жребию( то есть каждому достается 3 выбранных наугад карточки). Далее каждый из нас должен на карте Санкт-Петербурга найти по три указанных на карточках объекта и грамотно записать их названия в тетрадь. После чего мы обмениваемся тетрадками и проверяем друг друга. Сразу скажу: я делаю в своей тетради множество ошибок, так что проверять меня нелегко, зато очень интересно !2. Географические названия. Перед этим упражнением я обычно показываю ученику домашнюю работу, выполненную львенком Левой. На тетрадном листочке корявым почерком написано: «тихий океан, материк евразия, река нил, вулкан везувий, красное море». Ниже красной пастой поставлена «двойка». Лёва жалуется: учительница дала задание по карте полушарий, а там все слова написаны одинаковыми буквами! Вот он и переписал все названия с карты, а получил почему-то «двойку»!
Помоги Лёве выполнить домашнее задание! (для выполнения упражнения ребятам нужна карта полушарий – в атласе или на доске. Можно заодно совместить уроки русского языка и окружающего мира.)1) На какой планете мы ж…вем? Мы __________________________________________________________________________________ . (Мы живем на планете Земля.)
2) Сколько п….люсов на …емле и как они называются? На ______________________
_____________________ (На Земле два полюса: Северный полюс и Южный полюс.)3) На нашей (П\п)ланете есть (М\м)атерики: ________________________________
___________________________________________ (ребята перечисляют все материки).
4) На …емле есть четыре океана: _________,_____________,________ и ___________.
5) А еще на (П\п)ланете (з\З)емля есть (М\м)оря: __________, ____________, ___________ и другие.
3. Полет в космос!!!
а) запиши названия планет Солнечной системы;
б) напиши свой полный космический адрес для своих будущих друзей-инопланетян!
Каждый ребенок работает с атласом «Мир и человек» и со схемой Солнечной системы (см.ниже). Схему я срисовала с того же атласа.
Кроме названий планет, мы обычно подписываем «звезда Солнце».
left0
Космический адрес записывается на строчках справа и выглядит так:
«Вселенная, галактика Млечный Путь, Солнечная Система, планета Земля, материк Евразия, страна Россия, город Санкт-Петербург, улица, дом, корпус, квартира. Имя, фамилия, отчество ребенка».
4. Имя собственное или общее название?
(Для репетиторов и родителей – не заставляйте ребенка переписывать словосочетания! Пишите скобки и все, что в них, карандашом!!! Пусть Ваш ученик стирает резинкой Ваши карандашные записи и вписывает нужную букву прямо в упражнение!)(н\Н)евский (п\П)роспект
(С\с)трана (Р\р)оссия
(Р\р)ека (н\Н)ева
(з/З)ахарьевская (У\у)лица
(к\К)онфеты (к/К)оровка
(ч\Ч)ёрное (м\М)оре
(О\о)зеро (б\Б)айкал
(Б\б)рат (Р/р)услан
(т/Т)ихий (О\о)кеан
5. Имя собственное или общее название? Не попадись в ловушки! (Или – ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА)
(в/В)ознесенкский (П/п)роспект
(П/п)устыня (К/к)аракумы
(и/И)ндийский (о/О)кеан
(Ш/ш)околад (а/А)лёнка
(С/с)танция (М/м)етро (С/с)адовая
(К/к)афе (б/Б)ерезка
(Т/т)ренер (а/А)лексей (д/Д)митриевич (т/Т)арасов
6. Объясни значение этих слов. Какое из них лишнее и почему?
(ю/Ю)питер (К/к)астрюля
(у/У)ран (С/с)олнце
7. Проверь Бабу Ягу Манюню.
костромской Сыр
Материк Антарктида
Почтальон печкин
Крейсер аврора
косой Переулок
Государство Россия
Озёрная Улица
Ладожское Озеро
Парикмахерская Олечка
8. Осторожно, не запутайся!
(Е/е)нот, (У/у)дод, (М/м)едведь, (У/у)ж, (д/Д)ениска, (П/п)ирамида, (А/а)мерика, (а/А)нтарктида, (П/п)еликан, (М/м)агазин, (н/Н)ептун, (Н/н)овгород, (К/к)орова, (м/М)орковь, (м/М)урзик
9. Имя собственное или общее название?
(У/у)лица (з/З)аневская
(К/к)оза (Д/д)ереза
(П\п)раздник (н/Н)овый (г/Г)од
(п/П)опугай (к/К)арудо
(Д/д)еревня (У/у)сть-(с/С)лавянка
(с/С)тароневский (П/п)роспект
(П/п)арк (С/с)основка
(Г/г)ород (м/М)га
(С/с)путник (з/З)емли (л/Л)уна
(к/К)афе (т/Т)еремок
(Л/л)еденцы (б/Б)арбарис
10. Проверь львенка Лёву.
Леденец на Палочке петушок
Шоколад мишка На Севере
ниагарский Водопад
Заневский проспект
теплоход Санкт-петербург
Врач Виктор романович
11. ВЕЛИКАЯ ПУТАНИЦА!
(Ж/ж)елезнодорожная (С/с)танция (Л/л)аврики
(М/м)узей (ш/Ш)околада
(в/В)улкан (в/В)езувий
(Г/г)осударство (ф/Ф)ранция
(К/к)онфеты (Б/б)елочка
(п/П)ирожное (к/К)орзиночка
(а/А)рбузный (П/п)ереулок
12. «Ловушечный диктант».
а) Щуплый школьник Князев Дима катается на теплоходе по реке Неве. Мои друзья Гоша Рыжиков и Даня Горчаков живут на Невском проспекте.
б) щенок Дружок, город Орша, мама Лида, учительница Екатерина Валерьевна, Яблочный переулок, пугало Страшила, пёсик Тотошка, Красное море, ученица Света Пищухина.
Слова из словарика .
Обычно учащимся не особенно интересно выписывать и запоминать слова из словарика. Как сделать эту работу более привлекательной для ребят??? Вот игровые приемы, которые использую я.
1. Ребятам гораздо интереснее выписывать и запоминать написание слов из словарика не по порядку, который дан в учебнике, а по темам (например, «Растения», «Животные»,… или «Слова, которые отвечают на вопрос «Как?», «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?»» ) – кто больше слов найдет.
Будет просто замечательно, если в классе Вы будете предлагать одновременно две темы (по вариантам). Скажем, первый вариант переписывает из словарика все слова по теме «Транспорт», а у второго тема – «Дом». Затем ребята зачитывают свои записи и обосновывают их. Мнение ребят очень интересно, т.к. темы могут включать в себя множество слов. Например, к понятию «транспорт» можно отнести не только виды транспорта, но и «билет», «багаж», а с домом могут быть связаны и портрет, и обед, и одежда…
Далее на два стенда вывешиваются карточки со словами из каждой темы, которые нужно запомнить каждому из вариантов. Тогда станет возможной взаимопроверка диктантов, когда ребята обменяются листочками и будут проверять друг друга, как настоящие учителя. Таким образом, учащиеся каждого варианта не только запомнят написание слов по своей теме, но и начнут работать с темой соседа.
2. Если Вы проводите минутку чистописания, можно попросить ребят найти в словарике и выписать как можно больше слов на ту букву( с той буквой), которую вы пишете.
3. Или – игра «Молчанка» - Вы молча показываете ребятам предметные картинки. Задача учащихся – найти в словаре нужное слово и грамотно переписать его в тетрадку.
4. Найди ошибки (работа со словарем).
Лёва выписывал слова из словарика. Вот, что у него получилось:
Шофор, самалот, рокета, типловос, белеет, афтамобиль, посажир.
(Удобнее всего писать это упражнение простым карандашом в блокноте или белым мелом – на доске. Ребята определяют по словарю, как правильно пишутся эти слова, стирают Лёвины ошибки и вписывают нужную букву зеленым или красным цветом.)5. Восстанови слова и объясни их значение.
з*втр*к
*б*д
*ж*н
(завтрак, обед, ужин – пропущены гласные и указано место их расположения в слове) бгж
вкзл
(багаж, вокзал – пропущены гласные, но их место в словах не обозначено. Это задание посложнее.)снетябьр
оромз
(сентябрь, мороз – здесь переставлены буквы. Это самый сложный вариант задания.)
Также я очень люблю предлагать ребятам слова, которые «побывали в парикмахерской» - то есть у всех букв срезана либо верхняя, либо нижняя половина. Восстанавливать такие слова трудно только с непривычки, зато как интересно!!! Попробуйте !!!
6. Верно ли это?
П…м…дор – это фрук…, который растет на дер…ве.
Вы можете предложить учащимся любые подобные утверждения. Ребята вставляют пропущенные буквы в слова, затем обсуждают данные фразы и исправляют в них ошибки.
7. Наведи порядок. Куча мала!
Фрукты Ов…щи Яг…ды Д…ревья
Под табличкой вразбивку (можно даже наискосок и в разных направлениях ) цветными мелками или фломастерами записываются слова: г…рох, ви…ня, груша, ду…, ябл…ко, б…рёза, м…рко…ь, к…ртоф…л…, см…род…на, …гурец, з…мл…ника, ябл…ня, п…м…дор, перси…, к…пуста .
Ребятам нужно вставить пропущенные буквы и вписать все слова в табличку.
Словарные диктанты на моих занятиях подразделяются по уровням сложности.
1 уровень (легкий) – ребята записывают вразбивку слова в начальной форме , то есть так, как они даны в словаре.
Можно не диктовать сами слова, а читать определения или загадки, а ребята будут записывать отгадки.
а) Запиши грамотно слова:
- Это старинное парусное судно с парусами. (Корабль)
- Это небольшое селение с деревянными избами. (Деревня)
- Невысокий лесной кустарничек с красными сладкими ягодами. Название этого растения образовалось от слов «земляной», «земля». (Земляника)
- Это действие, которое ты выполняешь, когда ищешь ответ на вопрос задачи. (Решать)
- Человек, совершивший подвиг. (Герой)
- Место, где ребята отдыхают летом. (Лагерь)
- Она состоит из ступенек. (Лестница)
- Подземный вид транспорта. (Метро)
- Грецкий, кокосовый, фундук… (Орехи)
- Коробочка, в которой ученик хранит письменные принадлежности. (Пенал)
и т.п.;
б) диктант-молчанка по предметным картинкам (см. выше);
в) разгадывание ребусов, в которых «прячутся» слова из словаря;
г) «Вставь в слова пропущенные буквы и расставь дни недели по порядку»:
_торн_ _, в_скр_с_н_ _, п_н_д_л_н_ _, п_ _н_ц_, ср_д_, с_ _ _ _ та, ч_ _в_р_
Д) Кто быстрее и правильнее? Вставь пропущенные буквы.
Листочки со столбиками слов с пропущенными буквами можно передавать в классе по рядам (соревнование по колонкам или по вариантам), а можно дать каждому ребенку индивидуальную карточку и тогда выявлять отдельных победителей.
2 уровень словарных диктантов (посложнее) – диктант с «ловушками»: ребята записывают под диктовку однокоренные слова и словосочетания. Например:
тарелочка, московские улицы, русскоязычный, кастрюлька, россиянин, завтрашний день, песочница, праздничное платье, газетный лист, трамвайный парк, самолётик, пассажирский поезд, троллейбусная остановка, тракторист, билетная касса, позавтракал, телефонный разговор, костюмчик, комнатка, мебельный магазин, обедаю
3 уровень диктантов – запись под диктовку текстов с изученными словами. Такие диктанты требуют от ребят максимальной сосредоточенности и внимательности.
Пусть Ваши ребята учатся с удовольствием!!!!
Разделительный Ь.
16.03.2013 14:33
( Исключения к правилу – слова, в которых разделительный мягкий знак пишется после всегда твердых согласных. Такие случаи можно запомнить: ружье, шьет,…).
1. Зап_ш_ сл_ва по образцу (или – Запиши слова в форме множественного числа). Бер_гись л_вушек! Образец: улей – ульи.
а) Ручей, п_ро , брат, крыло, лис_, прут, стул, дер_во, кол_с.
(Ручей, перо, брат, крыло, лист, прут, стул, дерево, колос.)
б) В_р_бей, мур_вей, с_л_вей, сук, друг.
2. Вста__ пропущенн__ буквы и (за) кончи предложения!
Се_ч_с я пуго_ку св_ю
Сам кре_ко - накре_ко ______________.
(На) ск_мейке (у) в_рот
_юся гор_ко слёзы _________________.
Съел _ережа (в) в_скресен_е
_сё в_шнев__ _________________.
Мы едем в дал_н___ кр_я.
Прощ_йте, верные _____________ !
Громко у р_зных в_рот
Резв___ кон_ копытом __________.
К дню рожден_я _ате
Мама (с) ш_л_ ______________.
(Сейчас я пуговку своюСам крепко-накрепко пришью.
На скамейке у ворот
Люся горько слёзы льет.
Съел Сережа в воскресенье
Все вишневое варенье.
Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные друзья!
Громко у резных ворот
Резвый конь копытом бьет.
К дню рожденья Кате
Мама сшила платье. )
3. Как называются:
Домики для пчел - …
Огнестрел_н__ оруж_е – …
Женск__ _дежда -…
Нас_комые – санитары леса - …
Дикое ж_вотное жарких стран, которое ж_вет (на) дер_ве - …
(Ульи, ружье, платье, муравьи, обезьяна).
4. Вставь разд_лител_ный Ь. Не тор_пис_!!!
Я суп сол_ю. Я воду сол_ю.
Кол_я приг…товил кол_я для пала_ки.
(У) девоч…ки Ул_и кр…сив… плат_е.
(На) пасеке ст…ят ул_и.
(Я суп солю. Я воду солью.
Коля приготовил колья для палатки.
У девочки Ули красивое платье.
На пасеке стоят ульи.)
5. Найди и испра__ лёвины о шыпки. Запишы словосочетания по образцу.
Слиды заяца – заячи слиды.
Рага аленей - … …
Стая валков - … …
Галаса пциц - … …
Ружьё ахотника - … …
Нара лесы - … …
(Найди и исправь Лёвины ошибки. Запиши словосочетания по образцу.
Следы зайца – заячьи следы. Рога оленей – оленьи рога. Стая волков – волчья стая. Голоса птиц – птичьи голоса. Ружье охотника – охотничье ружье. Нора лисы – лисья нора. )6. Поймай (с) б_жавш_е буквы. (С) п_ш_ предложения, (из) м_няя сл_ва (в) ско_ках (по) смыслу.
(Поймай сбежавшие буквы. Спиши предложения, изменяя слова в скобках по смыслу.)С (дер_во) опали (лист).
Спелые (кол_с) гнутся к з_мле.
На пасеке ст_ят (улей).
Я всегда встр_ч_ю друзей с (радост_).
Около ст_ла ст_ят (стул).
Тело п_иц покрыто (п_ро).
( С деревьев опали листья. Спелые колосья гнутся к земле. На пасеке стоят ульи. Я всегда встречаю друзей с радостью. Около стола стоят стулья. Тело птиц покрыто перьями. )
7. Преврати (у) м_ньш_тел_ные имена в полные. (При) п_ш_ к ним о_чества. Образуй их от му_ских имен: …асилий, …р…горий, …рий, …л…я, …авелий, …натолий.
Образец: Соня – Соф…я В…сил…евна.
…аташа, …аня, …люша, …аша, …ля, …ля.
(Преврати уменьшительные имена в полные. Припиши к ним отчества. Образуй их от мужских имен: Василий, Григорий, Юрий, Илья, Савелий, Анатолий.
Образец: Соня – Софья Васильевна.
Наташа, Таня (Даня), Илюша, Даша (Маша/Саша), Уля, Оля.
8. Расста__ предложения (по) поря_ку, [ш]тобы получился ра__ка_. Озаглавь текс_ и (за) п_ш_ е[в]о.
(Расставь предложения по порядку, чтобы получился рассказ. Озаглавь текст и запиши его.)
Еле вырвался _рёл (от) _без_ян.
Орёл (с) хв_тил мален_к__ _без_янку.
Обез_янка (за) кр_ч_ла и (у) ц_пилась (за) суч_я.
Долго круж_лись (в) воздух_ е[в]о пер_я.
(При) мч_лись _без_яны с друг___ д_рев_ев.
_ни (в) ц_пились (в) горло и крыл_я _рла.
( Еле вырвался орел от обезьян.Орел схватил маленькую обезьянку.
Обезьянка закричала и уцепилась за сучья.
Долго кружились в воздухе его перья.
Примчались обезьяны с других деревьев.
Они вцепились в горло и крылья орла.)
9. Вставь Ь !Мар_я, мор_я, пол_ют, сер_ёзный, Кол_я, ш_ю, пер_я;
снежн____ хлоп_я, с_л_в_иная трел_, пис_мо мал_чика, прыжо_ л_ва, крыл_я бабоч_ки, журч_т руч_и.
(Марья, моря, польют, серьёзный, Коля, шью, перья;
Снежные хлопья, соловьиная трель, письмо мальчика, прыжок льва, крылья бабочки, журчат ручьи.)
10. Нап_ш_ диктан_ и провер_ _ёву! (Напиши диктант и проверь Лёву!)
а) Олге семь лет. Ана будет моделером. Девочька ресует чюдные куколный наряды. Сама шьет белё и платя на ручьной машынка. Объявляет семе ден показа адежды. Моделю служыт кукла даря. Хараши наряды?
( Ольге семь лет. Она будет модельером. Девочка рисует чудные кукольные наряды. Сама шьет бельё и платья на ручной машинке. Объявляет семье день показа одежды. Моделью служит кукла Дарья. Хороши наряды!)
б) Птичи домики.
Разные бывают птичи домики. Самая балшое гниздо у арла. Арёл делает ево из толстых сучев. Самый кросивая домик у птичьки пеночьки. Она вёт ево на ведках бирёзы. Найдёт пеночька всаду цветная бумагу и у красит сваё жылё.
( Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у птички пеночки. Она вьет его на ветках берёзы. Найдет пеночка в саду цветную бумагу и украсит своё жильё.)
в) Сава
Совы –хищная пцицы. Ани лучшые ахотники из фсех хищников. У савы мощный кокти. Они похожы на зубя капкана. Балшынство этих пциц лучше видит вечиром или ночю. Дневная свет им мишает. У сов чюткие ушы. Ани спрятаны на галаве под перями.
У начной хищницы мяхкие перя на крылях. Они позваляют зделать полёт беззвучьным. Это памагает при охоте.
( Сова.Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники из всех хищников. У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Большинство этих птиц лучше видит вечером или ночью. Дневной свет им мешает. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.
У ночной хищницы мягкие перья на крыльях. Они позволяют сделать полёт беззвучным. Это помогает при охоте.
Непроизносимые согласные .
1. Запомни: празДник, здраВствуй, лесТница, чуВство.
Какое слово в этом ряду лишнее? Обоснуй свой ответ.
(Лишнее слово «здравствуй», потому что оно не обозначает предмет. Лишнее слово «здравствуй», потому что непроизносимую согласную Взапоминать не нужно. Ее можно проверить: здравие, здоровье.
Возможно, ребята предложат и свои варианты «лишнего» слова. Главное: обязательно просите их обосновать свое мнение!!!)
2. Запиши проверочные слова, вставь буквы в слова.
____________________ радос…ный
____________________ извес…ный
____________________ со…нце
3. Подбери и (за) п…ш… одн…к…ре…ое прилагател…н….. .
(Подбери и запиши однокоренное прилагательное.)
прелесть - горесть -
бескорыстие - скорость -
гигант - интерес -
ненастье - опасение -
счастье - зависть -
(Уважаемые родители и молодые учителя!!! Не забывайте, что работать со словами ребенок может лишь тогда, когда он понимает их значение!!! Учите ребят задавать Вам вопросы!!! Перед выполнением КАЖДОГО упражнения обязательно убедитесь в том, что ребенку знакомы ВСЕ слова!!!)
4. (За) м…ни сл…восочетание одним слов... и (за) п…ш… е [в]о.
(Замени словосочетание одним словом и запиши его.)
принимать участие _____________________________________
испытывать чувства ____________________________________
5. Не (за) путайся!
СН ? СТН СН ? СТН ЗН ? ЗДН
ужа___ый
ме___ый
вку___ый
гру___ый
радо___ый
прекра___ый
че___ый
опа___ый
капу___ый
преле___ый
звё___ый
по___ий
пра___ик
слё___ый
гро___ый
6. Как проверить?
Вкус…ый – ____________________
Опас…ый – ____________________
Интерес…ый – ____________________
Чудес…ый – ____________________
Прекрас…ый – ____________________
Ужас…ый - ____________________
7. Вста… все (про) пущенн... буквы. Оп…сайся л…вушек!!!
(Вставь все пропущенные буквы. Опасайся ловушек!!!)Слон
Для меня а…тобус тес…ный,
Потому [ш]то я гиган…ский.
Я размерами извес…ный
Серый слон… я …фрикан…ский.
(По) лёт
Пр…лес…но и ч…дес…но
В н…бес…ном …кеане
(На) парус…ном судёнышкеЛетет… - (на) де…топлане!
( СлонДля меня автобус тесный,
Потому что я гигантский.
Я размерами известный
Серый слон я африканский.
Полёт
Прелестно и чудесно
В небесном океане
На парусном суденышке
Лететь – на дельтоплане. )
8. Б…л…ш... путаница!!! (Большая путаница)
Съес…ной, запас…ной, чудес…ный, буфе…чик, наез…ник, капус…ный, напрас…ный, сер…це, тес…ный, ус…ный, ужас…ный, здра…ствуй, опас…ный, ярос…ный, лес…ница, грус…ный, парус…ный, хрус…нуть, чу…ство, небес…ный, вкус…ный, влас…ный, алмаз…ный, праз…ник, серьез…ный, мес…ный.
К выделенным сл…вам подбери подходящ... (по) смыслу существительные.
9. Проверь Лёву!!!
Крастна девица грусна:
Ей не нравится вестна,
Ей на сонце тяшко…
Сльёзы льет бидняжка…
Интерестно, вам извесно, што готовлю я чудестно? Только кортошка под горела немношко, пудинк копусный не очень вкустный, слехка посолен кисель клубничьный, зато иичкьки сворились отлично! Тепер вам ястно, што все прекрастно?
(Интересно, вам известно, что готовлю я чудесно? Только картошка подгорела немножко, пудинг капустный не очень вкусный, слегка посолен кисель клубничный, зато яички сварились отлично! Теперь вам ясно, что всё прекрасно?)
10. Из сло… каждой строч…ки состав… и (за) п…ш… предложение. (Из слов каждой строчки составь и запиши предложение.)
поз…няя, наступила, ос…н…
с, м…росит, утра, поз…не[в]о, до, веч…ра, дож…ь
д…рев…ев, с, вет...р, (с) рывает, ярос…но, лист…я
стало, в, грус…но, л…су
11. (У) к…ж… сл…ва с непроизносимыми согласными.
1) яс…ная2) мес…ность
3) извес…но
4) хрус…нуть
5) праз…нич…ные 6) ужас…ный7) запас…ливая8) соглас…ный9) учас…ник
10) серьёз…ные
12. (У) к…ж… сл…ва с непроизносимыми согласными.
1) со…нце
2) лес…ница
3) ус…ная
4) гряз…ный5) праз…ник 6) здра…ствуй
7) опас…ность8) запас…лись9) бессовес…ный
10) наез…ник
13. Диктан… (с) л…ву…ками. (Диктант с ловушками.)
Опасная лестница, участвовать в путешествии, устный счет, счастливое сердце, завистливый пакостник, чудесные окрестности, праздничный, запасной, прекрасный, интересный, прелестный, лестница, чувство, свистнуть, парусный, хрустнула, алмазные, крепостные, наездница, жалостливая, солнце, доблестные, звездное, здравствуйте. ЦА, -ТСЯ, -ТЬСЯ на конце слова
05.01.2013 10:12
Тема эта очень интересная, и легко воспринимается даже младшими школьниками с ЗПР (задержкой психического развития). Правила могут выводить сами дети! На прочное усвоение темы уходит, в среднем, 2-3 урока.
ПРАВИЛО:
У существительных на конце пишется только -ЦА !!!
К глаголу задавай вопрос:
если «Что делает?» - пишем -ТСЯ,
если «Что делать?» - пишем -ТЬСЯ !!!
Варианты заданий:
* Вставь пропущенные концовки в слова.
* Исправь ошибки (Лёвы, бабки Ёжки и т.п.)
* Всевозможные «хитрые и коварные» диктанты.
ВНИМАНИЕ!!! Все упражнения я пишу здесь в том виде, в котором сама предлагаю их ребятам То есть с многочисленными пропусками орфограмм и ловушками!!!
1. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.
Он (в) берлоге спит зимой
Под б…л…шущею с…сной,
А когда придет в…сна,
Просыпае [ца] (от) сна.
Для родителей: круглые и квадратные скобки пишутся карандашом, чтобы ребенок мог их стереть. Круглыми скобками выделяются предлоги или приставки. Квадратные обозначают звуки.
2. Внимание: ЛОВУШКИ!!! (Здесь пропущены буквы, запятые, даны лишние пропуски!!! Для выполнения задания нужно использовать много правил!!!)Бедный ёж…к – даже спин…ку не поч…сат… . Хотел бы ё… пуш…стым быт…, но вед… съедят…!
И ёж…к съеж…вае [ца ], скукож…вае[ца ]. Л…си[ца ] ла…кой его (по)к…тает… и бросит… . Вол… носом толкнет… (у)колет… нос, фыркнет… и (у)б…ж…т. М…две… губы (с)весит… (об)даст жаром пасти (по)сопит… и (у)косолапит… .
И хоче[ца ] съест…, да коле[ца ]!
(Бедный ёжик – даже спинку не почесать. Хотел бы ёж пушистым быть, но ведь съедят!
И ёжик съеживается, скукоживается. Лисица лапкой его покатает и бросит. Волк носом толкнет, уколет нос, фыркнет и убежит. Медведь губы свесит, обдаст жаром пасти, посопит и укосолапит.
И хочется съесть, да колется!)
3. Будь внимателен!!! Не попадись!!! (В первом и третьем абзацах ребенку нужно вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. А во втором абзаце – найти и исправить все ошибки).Три брата не м_гли ябл_ко разд_лит _. Не дели[ца ] одно ябл_ко на тр_их. Крутят_ _ни ябл_ко и так, и сяк. Оно крути[ца ], дразни[ца ], красным б_ч_ком поворачивае[ца ].
Хатели братцы фрукть по очереди кусат. Один откусить, потом другой. Стали разбиратся, кому первому кусат, кому по следнему. По следним быт никто не соглашаеца.
Вот им с_стра и говори_: «Раз вы такие жадные да неуступчив___, (с)в_рите компо_. Компо_ ло_ками ле_ко разд_лит_».
(Три брата не могли яблоко разделить. Не делится одно яблоко на троих. Крутят они яблоко и так, и сяк. Оно крутится, дразнится, красным бочком поворачивается.
Хотели братцы фрукт по очереди кусать. Один откусит, потом другой. Стали разбираться, кому первому кусать, кому последнему. Последним быть никто не соглашается.
Вот им сестра и говорит: «Раз вы такие жадные да неуступчивые, сварите компот. Компот ложками легко разделить». )
4. Осторожно: здесь много капканчиков!!!
П_ту_ки расп_туш_лис_,
Но подра[ца ] не реш_лис_:
Если очен_ п_туш_[ца ],
Можно пёрыше_ лиш_[ца ].
Если пёрыше_ лиш_[ца ],
Нечем будет п_туш_[ца ].
(Петушки распетушились,Но подраться не решились:
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.)
5. Репей
(У) д_роги встал_ репей,
Ищет он себе друзе_.
Он за всех цепляе[ца ],
(С) дружбой (на)бивае[ца ].
(С) дружбой не в_зет ему.
Ты не знаешь, почему (!?.)
(У дороги встал репей,Ищет он себе друзей.
Он за всех цепляется,
С дружбой набивается.
С дружбой не везет ему.
Ты не знаешь, почему?)
6. Из Джанни Родари – Планета Новогодних Ёлок.
Об_являем всем, всем, всем!
Отныне запр_щено с_рди_____]!Наруш_телям за_тра (в)су_ яви____!
(Объявляем всем, всем, всем!Отныне запрещено сердиться!
Нарушителям завтра в суд явиться!)
7. Сережа и гвозди.
Сотрясае_____ весь дом:
Б_ет (с/С)ережа м_ло_ком.
(По)кр_снев (от)злости,
(За)б_вает гвозди.
Гвозди гну[ца ],
Гвозди мну[ца ],
Гвозди извиваю[ца ],
(Над) Сережею _ни
Просто издеваю[ца ],
(В)стенку не вбиваю[ца ].
Х_р_шо, [ш]то руки целы!
Нет, совсем другое дело –
Гвозди (в)землю (за)б_ват_!
Тук – и шля_ки не в_дат_.
Не гну[ца ],
Не л_маю[ца ],
Обратно вынимаю[ца ].
(Сотрясается весь дом:Бьет Сережа молотком.
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
Гвозди гнутся,
Гвозди мнутся,
Гвозди извиваются,
Над Сережею они просто издеваются,
В стенку не вбиваются.
Хорошо, что руки целы!
Нет, совсем другое дело –
Гвозди в землю забивать!
Тук – и шляпки не видать.
Не гнутся,
Не ломаются,
Обратно вынимаются.)
8. Г_л_леди[ца ]
Не иде[ца ] и не еде[ца ],
Потому [ш]то г_л_леди[ца ].
Но зато
Прекрасно падае[ца ]!
Почему ж никто
Не радуе[ца ]?
( ГололедицаНе идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Прекрасно падается!
Почему ж никто
Не радуется?)
9. Выбери любые глаголы, составь и запиши с ними три предложения:
радую[ца ], разувае[ца ], слушае[ца ], умывае[ца ], фотографирую[ца ], смея[ца ]
«Хитрые диктанты».
10. Запиши слова в табличку (подборку слов смотрите в конце темы):
а)
-ца -тся
б)
-ца -ться
в)
-тся -ться
г)
-ца -тся -ться
д)
-т
-тся -ть
-ться
Запиши слова под диктовку в два столбика: читает, слушают, умываться, едет, гулять, купаются, танцевать, рисовать, рисует, пугаться, прячется …
11. Запиши под диктовку. Не попадись в ловушки!!!
а) Очень хочется мне шить, да не получается. Стул хотел я смастерить, только он качается. А мама говорит: «Кто старается, у того получается. А если не стараться, не будет и получаться!»
б) Нашей кошке Мурке всегда хочется проказничать. То заберется на шкаф и свалится мне на голову, то вздумается ей носиться по комнате, то спрячется под диван.
в) Сестрица Аленушка, можно мне напиться из копытца?
г) Она сидела у колодца. Она боялась уколоться!
д) Внутри меня водица. Ну что с таким водиться?
е) Три братца пошли купаться. Два братца купаются, а третий…
(Ребята придумывают действие, которое совершает третий братец, и записывают его. Например: умывается, развлекается, забавляется…).
12. Подборка слов к диктантам и заданиям:
красавица,
пуговица,
улица,
умница,
нет блюдца,
вижу зайца,
лиственница,
птица,
тигрица,
мельница,
у крыльца,
два кольца
курица,
девица,
учительница,
мыльница,
у копытца,
черепица,
куница,
пшеница,
ученица,
овца,
певица,
пятница,
сестрица смеется,
просыпается,
встречаются,
вытирается,
борется,
купаются,
несется,
одевается,
обувается,
мыться,
кататься,
смеяться,
просыпаться,
колоться,
качаться,
одеваться,
обуваться,
выспаться,
разговориться
вымы[ца ], останови[ца ], отваливае[ца ], оказывае[ца ], оборачивае[ца ], крути[ца ], защищаю[ца ], полома[ца ], грее[ца ], превращае[ца ], запачкае[ца ], пугаю[ца ], сердя[ца ], ломаю[ца ], отправля[ца ], горди[ца ]…
Пусть Ваши ребята учатся с удовольствием!!!!!
Личные местоимения - лицо, число, падеж.
21.02.2013 11:43
Личные местоимения – лицо, число, падеж.
1. Догадайся, в какую форму нужно поставить местоимения, которые написаны справа от строчек.
Вопрос
_______ через месяц будет пять,
_______ по слогам могу читать,
Водить велосипед.
Но очень трудно _______ понять –
Большой ______ или нет.
Прошу _______ маму в выходной:
Немножко поиграй со ________!
Но отвечает мать:
- Сережка, ______ уже большой -
Учись один играть!
Но как назло по вечерам,
Когда идет кино,
______ говорят, что малышам
В постель пора давно.
Как будто после десяти
______ начинаю вниз расти.
я
я
я
я
я
я
ты
я
я
(Мне через месяц будет пять, Я по слогам могу читать,
Водить велосипед.
Но очень трудно мне понять –
Большой я или нет.
Прошу я маму в выходной:
Немножко поиграй со мной!
Но отвечает мать:
- Сережка, ты уже большой –
Учись один играть!
Но как назло по вечерам,
Когда идет кино,
Мне говорят, что малышам
В постель пора давно.
Как будто после десяти
Я начинаю вниз расти.)
2. Определи лицо, число и падеж всех местоимений!
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но увы:
Я плавать – не могу!
МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
3. Большая путаница!!! Запиши все местоимения в таблицу, определи падеж местоимений.
1 лицо 2 лицо 3 лицо
К нам, мне, ему, нас, меня, ее, тобой, ими, мы, в ней, оно, их, тебе, вы, у него, ты, вам, ей, его
4. Определи лицо, число и падеж личных местоимений. Верни на место запятые!
Астрид Линдгрен – Повести об Эмиле из Лённеберги
а) И верно, нел_зя сказать [ш]то [э]миль был злой. Он очен_ любил_ и с_стренк_ [и]ду и ко_ку. Но [и]ду ему пришлос_ (у) щипнуть иначе _на ни за [ш]то не отд_ла ему хле_ (с) повидл____. А за кошк____ он г_нялся без всяк_____ дурн_____ (у) мысла, просто х_тел (по) см_треть кто быстрее бегает а ко_ка е[в]о не п_нял__.
(И верно, нельзя сказать, что Эмиль был злой. Он очень любил и сестренку Иду, и кошку. Но Иду ему пришлось ущипнуть, иначе она ни за что не отдала бы ему хлеб с повидлом. А за кошкой он гонялся без всякого дурного умысла, просто хотел посмотреть, кто быстрее бегает, а кошка его не поняла.)
б) Потом хуторяне (по) к_тил_ обратно в Катхульт. Едва переступив поро_, еще (в) сюртук_ и шляп_, папа принялся (с) клеиват_ супницу. Это было проще просто[в]о - _на ведь раск_лол_сь на две равн____ п_л_винки. Лина так (об) радовалась [ш]то даже (за) прыгал_ и (за) кр_ч_л_ Альфреду который распр_гал лоша___:
- У нас в Катхульте снов_ будет м_сн____ су_ !Неужто Лина и вправду на это надеял_сь? Видно, _на забыл_ про [э]миля.
В тот веч_р [э]миль вес_ло _грал с маленьк____ [и]дой. (На) лужайк__ между громадн______ валунами он (по) стро____ с_стренк_ __грушеч_н____ шала__. Ей было страшно вес_ ло. А щ__пал он ее л__гон__ко, и только тогда когда ему х__телось с__есть мятн_____ л__д__нец.
( Потом хуторяне покатили обратно в Катхульт. Едва переступив порог, еще в сюртуке и шляпе, папа принялся склеивать супницу. Это было проще простого – она ведь раскололась на две равные половинки. Лина так обрадовалась, что даже запрыгала и закричала Альфреду, который распрягал лошадь:
- У нас в Катхульте снова будет мясной суп!
Неужто Лина и вправду на это надеялась? Видно, она забыла про Эмиля.
В тот вечер Эмиль весело играл с маленькой Идой. На лужайке между громадными валунами он построил сестренке игрушечный шалаш. Ей было страшно весело. А щипал он ее легонько, и только тогда, когда ему хотелось съесть мятный леденец.)
в) Фру Петрель была права. В эту сам___ минуту (в) в__р__т____ ее дома (по) к_зался [э]миль. Но тут он (у) видел__ такое от че[в]о замер (на) мест__. По с__се__ству с фру Петрель, в дом__, выкр___ше____ом в красн____ цве__ и (о) кр__же___ом садом, ж__л бургомистр. А в с__д__, под ябл__нями, ковылял на высок___ х__дулях сын бургомистр___ Готфрид. Он тоже (по) к__сился на [э]миля и тотч__с (по) л__тел кубарем (в) кус__ с__рени. Если ты когда-нибудь х__дил (на) х__дул___, то поймешь почему так случилось, - неле__ко сохр__нять р__вн__весие на дли___ющ___ палках с (при) бит_____ к ним лишь маленьк_____ д __щеч__ками для ног.
( Фру Петрель была права. В эту самую минуту в воротах ее дома показался Эмиль. Но тут он увидел такое, от чего замер на месте. По соседству с фру Петрель, в доме, выкрашенном в красный цвет и окруженном садом, жил бургомистр. А в саду, под яблонями, ковылял на высоких ходулях сын бургомистра Готфрид. Он тоже покосился на Эмиля и тотчас полетел кубарем в куст сирени. Если ты когда-нибудь ходил на ходулях, то поймешь, почему так случилось,- нелегко сохранять равновесие на длиннющих палках с прибитыми к ним лишь маленькими дощечками для ног.)
5. Определи л__цо, ч__сло и паде__ лич_н___ местоимений. Бер__гис__ л__вушек!
Астрид Линдгрен – Мио, мой Мио!
а) На друг___ утр__ , гуляя с о__цом по с__д__, я (у) видел, как навстреч__ мне среди розов___ куст___ скач___ бел___ лош__дь. Никогда я не видел тако[в]о кр__сиво[в]о галопа. З__л__т____ грива развевал__сь (по) ветр___, з__л__т___ копыта св__ркал__ на со__нце. Лош__дь мч__л__сь прямо на меня и вес__ло ржал__. Мне никогда еще не прих__дилось слышать тако[в]о буйно[в]о ржанья. Ч__ть-ч__ть струсив, я п__ гливо прижался к о__цу. Но __тец тверд___ рук___ (у) хв__тил лоша___ за з__л__т___ грив__, и __на стала как (в) копа____ая. Потом __на ткнул__сь нос___ в мой карман, надеяс__ найти там сах__р… К [щ]аст__ю, у меня в карман__ (за) в__лялся кусоч__к сах__р__. Видно, по стар___ привыч__к__ я сунул е[в]о в карман. Лоша___ (на) шл__ е[в]о и, хрустя, с__ела.
( На другое утро, гуляя с отцом по саду, я увидел, как навстречу мне среди розовых кустов скачет белая лошадь. Никогда я не видел такого красивого галопа. Золотая грива развевалась по ветру, золотые копыта сверкали на солнце. Лошадь мчалась прямо на меня и весело ржала. Мне никогда еще не приходилось слышать такого буйного ржанья. Чуть-чуть струсив, я пугливо прижался к отцу. Но отец твердой рукой ухватил лошадь за золотую гриву, и она стала как вкопанная. Потом она ткнулась носом в мой карман, надеясь найти там сахар. К счастью, у меня в кармане завалялся кусочек сахара. Видно, по старой привычке я сунул его в карман. Лошадь нашла его и, хрустя, съела.)
б) Мы взял__сь за рук__ и выб__жал__ из замк__ рыцар__ Като. Снач__л__ мы (о) к__зал__сь во внутре___ ем дв__р__ замка. И кто, вы думаете, выб__жал мне навстреч__? Мирамис! Моя Мирамис с з__л__т____ грив___! Около нее прыгал__ мален__к___ бел____ ж__р__бено__.
Мирамис одн___ пры__ком (о) к__зал___сь возле меня, я обнял ее за ше__ и прижался г__л__в___ к морд__ лош__ди, ш__пч__ ей на ухо:
- Мирамис, м__я любим___ Мирамис!
Лош___дь (по) см__трел__ на меня сво_____ преда____ыми гл__з_____, и я почу___ствовал, [ш]то _на так же сильно тосковал__ без меня, как и я без нее.
( Мы взялись за руки и выбежали из замка рыцаря Като. Сначала мы оказались во внутреннем дворе замка. И кто, вы думаете, выбежал мне навстречу? Мирамис! Моя Мирамис с золотой гривой! Около нее прыгал маленький белый жеребенок.
Мирамис одним прыжком оказалась возле меня, я обнял ее за шею и прижался головой к морде лошади, шепча ей на ухо:
- Мирамис, моя любимая Мирамис!
Лошадь посмотрела на меня своими преданными глазами, и я почувствовал, что она так же сильно тосковала по мне, как и я без нее.)
в) Опустилась ноч__, и Др__муч___ Лес превратил__ся в Лес Лу___о[в]о Света. Кругом ст__ял__ т__ш__на – мы неслышно пробирал___сь среди д__р__в__ев. Но вдру__ Мирамис громко и призывно заржал___, и так же громко и призывно ей ответил__ сотня б__л__снежн___ л__ш__дей. __ни мч__лись к нам навстреч__, стуч__ копыт______. Мален__к____ ж__р__бенок тоже нач__л ржать. Он пытался ржать так же громко и призывно, как взросл____ лош__ди, но у не[в]о получ__л__сь лишь слаб___, чуть слышн___ смешн___ ржание. Но б__л__снежн___ лош___ди услыхали е[в]о.
О, как __ни обрадовал__сь, [ш]то ж__р__бенок вернулся д__м____! Они т__лпил__сь вокру__ не[в]о, и каждая пытал__сь подойти поближе, прикосну[ца] к нему, убеди[ца], [ш]то он и в сам___ дел__ вернулся д__м___.
Теперь у нас была со__ня л__ш__д___, и никому не пришлось больш__ и__ти п__шком.
(Опустилась ночь, и Дремучий Лес превратился в Лес Лунного Света. Кругом стояла тишина – мы неслышно пробирались среди деревьев. Но вдруг Мирамис громко и призывно заржала, и так же громко и призывно ответила ей сотня белоснежных лошадей. Они мчались к нам навстречу, стуча копытами. Маленький жеребенок тоже начал ржать. Он пытался ржать так же громко и призывно, как взрослые лошади, но у него получалось лишь слабое, чуть слышное смешное ржание. Но белоснежные лошади услыхали его.
О, как они обрадовались, что жеребенок вернулся домой! Они толпились вокруг него, и каждая пыталась подойти поближе, прикоснуться к нему, убедиться, что он и в самом деле вернулся домой.
Теперь у нас была сотня лошадей, и никому не пришлось больше идти пешком.)