Конспект музыкально-литературной композиции «Это русская сторонка, это Родина моя»

Министерство образования и молодежной политики ЧР
КОУ «Шумерлинский детский дом «Ёлочка» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»






Музыкально-литературная композиция
«Это русская сторонка, это Родина моя»






Подготовила: Орлова С.Ф.




Шумерля 2013г.
«Это русская сторонка, это Родина моя!»
Музыкально-литературная композиция

Задачи: формирование мотивационно-ценностного отношения к родному краю, интереса к «малой Родине»;
Знакомить с достопримечательностями города, культурой и традициями родного края;
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Приобщать к истокам народной культуры.

Зал оформлен в соответствии с темой развлечения. Ведущий и дети в национальных костюмах.
Дети выходят к центральной стене и читают стихи, включается фонограмма.



1. Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля-
Это русское раздолье,
Это русская земля!
2. Вижу горы - исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это Родина моя!
3. Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Ведущий. «Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку ... » (отрывок, К.Д.Ушинский «Наше Отечество»). Крепко любили свою Родину русские люди. Сложили о ней народные пословицы.
Дети читают пословицы: «Родина любимая, что мать родимая», «Человек без Родины - что соловей без песни», «На чужой сторонушке и весна не красна», «Жить - Родине служить».
Ведущий. Храбро защищал народ свою Родину от врагов. Знал, что отстоять её можно, если «все за одного, один за всех».
Дети читают пословицы: «Смелость города берет», «За народное дело бейся смело», «Братская любовь лучше каменных стен».


Дети: Мы живем в Чувашии, в «краю ста тысяч песен».
Чувашия расположена в самом центре России, среди вековых дубов, на берегу великой Волги. Ребята, а как вы думаете, известна ли наша республика в России, в мире?
-Молодцы, конечно, известна. Чувашия славится своей природной красотой: вековыми лесами, реками и озерами. Чувашия славится своими людьми (И.Я.Яковлев, герой гражданской войны В.И.Чапаев, космонавт А.Г. Николаев, балерина Надежда Павлова, наши писатели и поэты Иванов К.В., Сеспель М. и др. прославляли наш край в своих стихах и поэмах.

Ведущий. И в этой огромной дружной стране, России, живем и мы с вами, ребята. Предлагаю вам послушать песню «О Родине» (муз.и сл. Е.Гомоновой) в исполнении Ильи Караганова. (Исполняется песня.) А как называется наша республика?
Мы с вами живем в небольшом и очень красивом городе, в городе Шумерля. Послушайте стихотворение шумерлинского автора Михаила Колчина «Гимн Шумерле», о нашем любимом городе:

Люблю тебя, мой край присурский,
Мой город скромный и родной.
Чуваш, мордвин, татарин, русский
Живут семьёю здесь одной.

Черемухи цвет белоснежный
С весенней трелью соловья.
Полна, полна любовью нежной
Душа моя и песнь моя.

А как хорош ты теплым летом,
Когда «идет зеленый шум»,
И полнюсь я добром и светом,
И радостно от светлых дум.

Ты хорошеешь год от года,
И так мне мил твой новый лик,
А в твердой поступи народа
Пусть будет каждый шаг велик!





Вот уже почти целый век дружно, сплоченно живут рядом друг с другом в нашем небольшом городке люди разных национальностей. Вместе трудятся на предприятиях города (ШКАФ, ШЗСА и др.), вместе отдыхают. Давайте и мы с вами
исполним хоровод под чувашскую народную песню «Илемле». (Исполняется хоровод)
Шумерлинский край - край самобытный. Он замечателен не только удивительной в своей нежной, неброской, неприметной на первый взгляд красоте природой. Он славен людьми сильными, мужественными, исполненными человеческого достоинства и благородства. А название нашего города Шумерля от самой природы - «черемуховый край». Трудно рассказать о величии и красоте родного края, о любви к нему обыкновенными словами. Не потому ли так много песен посвятили нашему городу поэты и музыканты, ведь стихи идут от сердца к сердцу, поэтому могут передать самые возвышенные и искренние чувства. Их строки всегда волнуют нас, надолго, иногда на всю жизнь, остаются в душе и в памяти.

Далее исполняется песня «Песня о Шумерле». (Сл.М.Колчина, муз. Ю.Кудакова, шумерлинские авторы).
Среди дубрав зеленых
Родился город мой.
Раскинулся широко
Над быстрою рекой.

Припев: Шумерля, Шумерля
Наш родимый край
Живи, родная Шумерля,
Расти и процветай!!!

И, может быть, на время
расстанемся с тобой,
Но все равно вернемся
В любимый город свой.
Припев:

Много стихов и песен сложено о нашем крае Послушайте, с какой любовью и трепетом, пишет о своем любимом городе шумерлинский поэт Виктор Васильевич Комаров. (Юлия Осипова читает стихотворение о родном крае)
Как хорошо в краю родном!
В садах багрянец вишен,
Клубника в грядках под окном
И голуби на крыше.

В лугах медвяный травостой
Фиалками расцвечен.
Березки-девушки гурьбой
Выходят мне навстречу.

А где-то рядом, за рекой,
Остановись, послушай 
Поют девчата «Сулико»
И русскую «Катюшу».

Стою. А песня вдаль летит.
Душой ее приемлю.
И птицей рвется из груди:
Люблю родную землю!

-А хорошо ли вы знаете свой город? Улицы? Достопримечательности города? Бережете ли вы свой город? Помогаете ли взрослым поддерживать чистоту и порядок? (Ответы детей)
Давайте подойдем к нашему стенду и посмотрим фотографии. Кто может выступить в роли «гида» (экскурсовода) и расскажет о нашей Шумерле? (Выслушиваются рассказы детей по фотографиям)
- А теперь предлагаю спеть всем вместе песню о родном нашем крае (музыка и слова Е.Гомоновой).

Далее предлагается поиграть в чувашскую народную игру «Платочек»(«Тутар»).
-Молодцы, ребята! Вы неплохо знаете свой город, замечательно поете и читаете стихи! И я вам предлагаю посмотреть видеоматериал, составленный из фотографий наших экскурсий! (Просмотр авторской презентации).


Любите, ребята, свой город! Берегите его! Куда бы вы ни уехали после детского дома, я надеюсь, вы всегда с теплотой и нежностью будете вспоминать его! И закончим наше занятие веселым народным танцем «Хоровод водили»! Вставайте дружно в круг!


15